Марк Валерий Марциал: краткая биография и творчество. Эпиграммы Марциала

Марк Валерий Марциал - знаменитый римский поэт, прославившийся благодаря эпиграммам. Именно в его творчестве эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином. Он жил в I веке нашей эры. Его книги и произведения сохранились до наших дней.

Биография поэта

Эпиграммы Марка Валерия Марциала

Марк Валерий Марциал родился в городе Бильбисе, сегодня он находится на территории современной Испании в районе холма Бамбола. По оценкам исследователей, он появился на свет между 38 и 41 годами нашей эры, установить его дату рождения точнее не удается.

Установить приблизительно время рождения римского поэта Марка Валерия Марциала удалось по одной из его эпиграмм, которая были им написана в конце 90-х годов н. э. В ней автор упоминает мартовские Календы как свой день рождения (то есть 1 марта), уточняя при этом, что ему исполняется 57 лет. К тому же Марк Валерий Марциал неоднократно называл себя кельтибером из Белбила, что служит лишним подтверждением его места рождения.

О своей малой родине поэт часто с особой любовью пишет в своих стихотворениях. Именно там он получил начальное образование, обучился риторике и грамматике. В 64 году он отправляется в Рим, предположительно, чтобы стать адвокатом.

В столице ему удается достаточно быстро наладить отношения с известными земляками, среди них философ Сенека с племянником, поэт Лукан. В это время подходит к концу правление Нерона, император боится предательства, в Риме бушуют репрессии. В 65 году правительство объявляет о раскрытии антинероновского заговора. Сенека и Лукан по приказу императора вскрывают себе вены, так как следствие установило их причастность к заговору.

После этих событий жизнь Марка Валерия Марциала меняется в худшую сторону. Он живет в бедности, получая деньги от своих богатых патронов.

Нерон пал

В 68 году недовольство правлением Нерона достигло апогея. Сенат объявил его врагом народа и заявил о намерении предать публичной казни. На своей загородной вилле император перерезал себе горло.

Новым правителем Рима стал Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август. Правда, он пробыл у власти всего полгода. Начался период целой череды правителей, которые надолго не задерживались на месте императора, не оставляя о себе значительных следов в истории.

Римскому поэту Марку Валерия Марциалу удача начала сопутствовать только после прихода к власти Тита Флавия Веспасиана в 79 году, а также в годы правления Тита Флавия Домициана. Именно при Тите Марциал стал популярным литератором, а при Домициане к нему, наконец, пришли слава и популярность.

Император Нерон

В это время стихи Марка Валерия Марциала ценят и любят римские граждане и коллеги по цеху. Он сближается с поэтом Силием Италиком, ритором Квинтилианом, магистратом и адвокатом Плинием Младшим. Близко между собой общались сатирик Ювенал и Марциал. Своих образованных земляков он нередко упоминает в произведениях, именно среди них находит покровителей и почитателей своего таланта.

Через влиятельных вольноотпущенников, которые близки ко двору, подносит свои произведения императорам.

Сборник эпиграмм

Первый сборник эпиграмм Марка Валерия Марциала выходит в свет в 80 году. Он был написан по случаю торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. Публикация сборника принесла автору известность, а император пожаловал почетное вознаграждение. Марциал получил льготы, которыми могли пользоваться римляне, имевшие трех сыновей.

Привилегии, полученные поэтом при Тите, при Домициане были только расширены. Марциал получил звание всадника, став представителем одного из привилегированных римских сословий. Правда, значительного достатка это не принесло, но позволило жить, не испытывая нужды. В районе Номентана он смог обзавестись собственным поместьем, а в Риме поселиться в доме.

Книга эпиграмм Марциала

"Гостинцы" и "Подарки"

К 84 году выходят еще две известные книги стихов Марка Валерия Марциала - "Гостинцы" и "Подарки". Начиная с 85 года он практически каждый год выпускает сборники эпиграмм, которые имеют большой успех. В это время улучшается и его материальное положение, правда, это напрямую не зависит от продажи книг. Своим достатком он в первую очередь обязан покровительству состоятельных друзей.

Заработать на литературе в Риме было неимоверно сложно, так как тогда не было понятия авторского права. Произведение, вышедшее в свет, автоматически становилось публичным достоянием, любой мог отдать его в переписку и начать продавать снова. Правда, как в точности обстояли дела с выплатой гонораров за литературные произведения, неизвестно. Очевидно лишь, что жить на такой доход было невозможно. Находит это отражение и в творчестве Марциала:

Мне говорят, будто ты, Фидентин, мои сочиненья

Всем декламируешь так, точно их сам написал.

Коль за мои признаешь, стихи тебе даром отдам я,

Коль за свои, - покупай: право получишь на них.

Так что, несмотря на популярность и всенародное признание, Марк Валерия Марциал, биография которого приведена в этой статье, продолжает вести клиентский образ жизни.

В 88 году поэт отправляется в длительное и далекое путешествие в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской. Там выходит третья книга его эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал уже не покидает его, пока императорами не становятся Нерва и Траян. При них ему не удается снискать расположения. Поэтому в 98 году он вынужден покинуть город, в котором к тому времени прожил уже 34 года. Он отправляется на свою малую родину, в Испанию, где остается уже до конца жизни.

Последние годы поэт проводит под покровительством состоятельной Марцеллы, которая дарит ему поместье неподалеку от Бильбилы. Там он и проводит свои последние дни. А в 101 году выходит последняя книга эпиграмм Марка Валерия Марциала. В сборниках она располагается под номером 12.

Поэт умирает предположительно в 101 или 102 году, но точно не позднее 104 года нашей эры. Когда известие о его смерти доходит до Рима, Плиний Младший пишет в одном из посланий о том, что горюет об этом талантливом, едком и остром человеке, в стихах которого было много желчи, соли и искренности. Теперь вы знаете, кто это такой - Марк Валерий Марциал.

Сохранившиеся изображения

Книги Марка Валерия Марциала

До нашего времени сохранилось несколько изображений, по которым можно составить представление о том, как выглядел герой нашей статьи.

Во-первых, это словесный автопортрет Марциала, который содержится в 65 эпиграмме десятой книги. В произведении подчеркивается такая его характеристика, как "кельтиберийский", знаковый характер пышной прически на голове. В античной скульптуре и графике изображение Марциала можно встретить в книгах-свитках, которые, как правило, содержали не только тексты, но и рисунки. По мнению немецкого филолога Отто Крузиуса, высказанного в 1896 году, в многочисленных античных изданиях-свитках часто размещали рисованный портрет Марциала. В одной из книг упоминалось, что его маска украсила библиотеку молодой римской аристократии.

В 1814 году появился портрет поэта, воспроизведенный лондонским изданием. На рисунке Апириона изображен небритый Марциал. Также существует фотография скульптурного портрета, выполненная уже в XX столетии. На ней запечатлен бронзовый бюст героя нашей статьи, который установлен на его малой родине в испанском городке Калатаюде. Его автором стал скульптор Хуан Круз Мелеро, умерший в 1986 году. Теперь вы в курсе, кто это - Марк Валерий Марциал.

Творчество римского поэта

Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили многие его современники, оставил 3 книги, объединенные одной темой, они называются "Подарки", "Зрелища" и "Гостинцы". Также его перу принадлежат 12 книг смешанного содержания. Среди них особенно выделяется книга "Зрелища", стихотворения в которой называются эпиграммами, но относятся исключительно к играм, посвященным открытию Колизея в 80 году. Всего Марк Валерий Марциал оставил после себя 15 книг эпиграмм.

Интересно, что две из них представляют собой эпиграммы совершенно особого рода. Они состоят из двустиший, которые предназначены для сопровождения подарков. Их в то время отправляли друзьям, а затем обменивались в праздник Сатурналий, который отмечали в декабре.

Например, сборник, который называется "Подарки", был посвящен подношениям исключительно съестного типа, сборник "Гостинцы" - подаркам, которые было принято раздавать после окончания праздничной трапезы, а гости забирали их с собой. Как правило, это были полезные и даже бесполезные безделушки, предметы домашнего обихода, картинки, небольшие статуэтки, произведения знаменитых писателей того времени.

Марциал - это поэт, который оставил после себя обширное наследие. Его основные 12 книг представляют собой образцы так называемого классического наследия эпиграмм. Девять из них он написал еще при императоре Домициане, одну даже целиком посвятил этому императору. 11 и 12 книги опубликовал при Нерве и Траяне, когда уже был не так востребован и ценим властями. Свою последнюю книгу эпиграмм Марк Марциал отправил в Рим из Испании.

В своем творчестве поэт использовал не только старые классические греческие образцы, которые были давно и хорошо известны и изучены римскими авторами, но и новые латинские приемы. Можно в его произведениях встретить и философские размышления:

В самый сильный разгар Дианы Цезарской только

Что в поросной свинье быстро засело копье.

Поросенок прыгнул у матери бедной из раны.

Злая Люцина, ужели это и значит родить?

Пожелала бы та умереть от множества копий,

Лишь бы всем детям открыт этот печальный был путь.

От произведений его предшественников эпиграммы Марциала отличаются тем, что в них присутствует метрическое разнообразие. Вместе с элегическим дистихом он активно использует целых семь разнообразных стихотворных размеров.

В те времена все знали, кто это - Марциал. Он выделялся среди других поэтов большим тематическим разнообразием произведений. В них встречались литературные заявления, замечания личного характера, описание окружающей поэта обстановки, предметов и явлений, пейзажные зарисовки. В некоторых своих поэтических произведениях он прославлял современников, правителей и исторических деятелей, откровенно льстил императорам и своим влиятельным и богатым покровителям, в то же время выражал скорбь по поводу смерти близких и известных личностей.

Творчество римского поэта представляет огромный интерес с точки зрения изучения истории и быта Рима того времени. В наши дни многие аспекты быта были восстановлены как раз по произведениям Марциала. Его стихи всегда отличались реалистичностью, умением ярко и точно обрисовать мельчайшие детали, и все это мастерски удавалось ему выразить в задорной, яркой и короткой эпиграмме. Благодаря своему поэтическому дару поэт стал не только основоположником эпиграммы в современном понимании этого жанра, но и вообще одним из самых заметных поэтов современности. Всего на счету Марциала 1 561 эпиграмма.

Энциклопедия римской жизни

Древний Рим

Как критики называли поэтический роман "Евгений Онегин" Александра Пушкина "энциклопедией русской жизни", так и творчество Марциала можно назвать энциклопедией римского быта и нравов. В своих стихах поэт погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры.

После окончания гражданской войны, когда власть забрал император Октавиан Август, прошло около века. На протяжении всего первого столетия нашей эры Вечный город возглавляет большое количество императоров с самым различным характером правления. После относительно мягкого режима, который существовал при Веспасиане и Тите, признававших права сената, к власти приходит Домициан. Он обязывает подчиненных в обращении к себе обязательно добавлять слова "господин и бог". Именно на его правления приходит расцвет творчества Марциала.

Поэт в деталях описывает жизнь и быт, который царит в городе. Стоит признать, что это был один из немногих римских литераторов, которые намеренно отказываются в своем творчестве от масштабных философских проблем, от абстракций, оторванных от жизни. Вместо этого он делает выбор в пользу проповедования здравого смысла психически полноценного человека, который остается верен себе, даже будучи окружен нравственной вседозволенностью. За счет этого герою нашей статьи в своих стихах удается избавиться от лицемерия, свободно пользоваться всевозможными поэтическими средствами, руководствуясь только принципом "где надо и сколько надо". Отсюда появляются так называемые "обсценные" эпиграммы, которые при этом не производят отталкивающего впечатления, включая даже случаи, когда Марциал откровенно поносит своих адресатов самым непристойным образом, ругая их.

В своих стихах Марциал не боится и не стесняется называть людей и явления своими именами, совершенно не заботясь о вероятных негативных последствиях этого. Очень разнообразно содержание всех его 12 книг эпиграмм. В них он касается различных обстоятельств жизни, рисуя яркую и реалистичную картину быта и нравов второй половину первого века в Римской империи.

Лесть и разврат

Император Домициан

В творчестве Марциала особенно следует выделить два аспекта. Это изображение половой распущенности, которая часто доходит до совершенного бесстыдства, а также пресмыкательство и лесть перед состоятельными гражданами и богами. Принимая во внимания, что такие стихотворения принадлежат одному из первых поэтов своей эпохи, которого с увлечением читают его современники обоих полов, приходится признать, что в то время литература не отличалась высокой нравственностью, это одна из характерных черт общества времен императора Домициана.

Грязи нет только в одной книге Марциала, которую он целиком посвятил самому Домициану, умышленно избавив от любых непристойностей, в большом количестве присутствовавших в других книгах. Но именно эта книга насыщена образцами лести.

Оправдывая большое количество непристойностей в своих текстах, Марциал еще в предисловии к первой книге эпиграмм ссылался на своих предшественников, например, на Катулла, которого многие считали основоположником римской эротической эпиграммы. К тому же, как отмечал герой нашей статьи, он стремится писать языком своих читателей, которые имеют тягу к бесстыдству, любят разнузданные праздники и зрелища. При этом Марциал не скрывал, что его эпиграммы могут быть привлекательны не для всех читателей:

Я бы, Флакк, не желал такой сухопарой подруги,

На руки коей могли б кольца надеться мои,

Той, что ляшкой скребет и своими коленьями колет.

Коей пилою хребет, книзу торчащий копьем.

Но подруги я тож не желал бы и в тысячу фунтов,

Тело я точно люблю, но я не падок на жир.

Очевидно, что человек, который сам придерживается строгих нравов, не станет так часто затрагивать в своем творчестве тему пошлости и разврата. Для Марциала же это не только верный способ снискать популярность, но и метод поиздеваться, подчеркнуть отношение определенных лиц к самому этому явлению.

Существует несколько скабрезных фактов из биографии самого поэта, которые можно восстановить по некоторым его стихотворениям. Но при этом не стоит забывать, что границы пристойности различны в разные эпохи, поэтому то, что в наше время может казаться вульгарным и неприемлемым, во времена Марциала было в порядке вещей.

Если возвращаться к теме лести к императорам в творчестве поэта, а особенно к Домициану, то стоит отметить, что подобным образом в то время вел себя не только герой нашей статьи. Такого же типа произведения писал его соперник и современник Стаций, который тоже считался выдающимся поэтом. При этом сами они друг о друге никогда не упоминали. Даже Квинтилиан, из соображений личной безопасности, считал необходимым льстить такому императору, как Домициан. Но никому не удавалось делать это так виртуозно, как Марциалу. Его лесть в отдельных случаях была настолько груба и противоестественна, что его можно было даже заподозрить в откровенном издевательстве, в двойном дне. Но при изменении политических обстоятельств Марциал уже восхваляет преемников Домициана, а самого императора порицает, прославляя, например, Нерву.

Примечательно, что сам поэт в своих эпиграммах иногда снисходительно относился к неприкрытой лести, отмечая, что стихи без "уксуса" никому не интересы.

Такие утверждения можно найти в произведениях Марка Валерия Марциала. Цитаты это только подтверждают:

Сладкие только одни ты пишешь всегда эпиграммы;

Блеска побольше у них, чем румян на лице.

Соли ж крупинки там нет, горькой желчи там капли не видно.

Все же, безумец, ты ждешь, чтобы читались они.

Но ведь коль уксуса нет, и пища сама неприятна;

Если улыбка мертва, не миловидно лицо.

Яблок медовых и смокв безвкусных ребенку дать можешь;

Мне ж смокву хийскую дай, - в ней есть укол язык.

Поэтические достоинства творчества Марциала

К безусловным художественным достоинствам автора исследователи относят развитие им жанра эпиграммы, который появился в Риме еще во времена Цицерона. Но все поэты, которые работали в этом жанре, никогда не специализировались целиком в нем. Например, Катулл и Кальв использовали его, чтобы бороться со своими литературными и политическими врагами.

Сам Марциал неоднократно признавался, что уступает в эпиграмме Катуллу, которому даже старался подражать, но именно он довел до абсолютного совершенства римскую эпиграмму. Когда Петроний украшает свое главное произведение стихотворными вставками, можно увидеть и пародии на стиль Марка Валерия Марциала в "Сатириконе".

В чисто литературном плане произведения героя нашей статьи - это работы крупного поэта своего времени. Он доработал римскую эпиграмму, в ней стала встречаться сатира, Марциал использовали приемы элегии, экспериментировал с размерами.

Он стал признанным мастером средней и малой поэтической формы, легкой и непринужденной импровизации. Его язык четок и ясен, он непохож на искусственную риторику, которая была так распространена в то время в Риме. Его коронными приемами были антитезы, сентенции, параллелизм, повторы, все это гармонизировало с его авторским стилем. В жанре эпиграммы он превосходил всех своих современников.

У Марциала эпиграмма приобретает всевозможные оттенки, может быть простой стихотворной надписью на предмете, а может превратиться в остроумную и виртуозную игривую шутку. В них можно встретить самые разнообразные сюжеты обыденной жизни. В конце концов, герою нашей статьи принадлежит первенство в эпиграмме, как Горацию в лирической, а Вергилию - в эпической поэзии. Конечно, это сравнение не ставит его в один ряд с этими поэтами. Но именно в написании эпиграмм он заслуженно получает первое место, и в этом легко убедиться если прочесть хотя бы пару десятков произведений Марка Валерия Марциала. Цитаты - прямое тому подтверждение:

Продал вчера ты раба за двадцать тысяч сестерций,

Каллиодор, чтоб обед пышный устроить гостям.

Только обед-то был плох: в четыре фунта барвену

Подал ты; в этом одном соль и приманка стола.

Хочется крикнуть: злодей, не рыба тут вовсе, не рыба,

Тут человек, - и его, Каллиодор, ты пожрал!

Оценка творчества Марциала

Стихи Марциала

Ни одного римского поэта, который писал бы эпиграммы, не читали с таким упоением и желанием, как Марциала. У него было огромное количество поклонников, плагиаторов и подражателей. По его произведениям можно представить себе масштаб, в котором различные поэты выдавали свои работы за его творения.

Читали хорошо знали произведения Марциала, и сам он был прекрасно осведомлен о своей популярности, ведь даже в Британии и древнеримской глуши, как он сам утверждал в своих эпиграммах, его читают и им восхищаются. Если же ему противопоставляли так называемые "серьезные" виды поэзии, например трагедию или эпос, то он всегда, гордясь популярностью своих произведений, отвечал, что эпос и трагедию все только хвалят, а его читают.

Уже в восьмой книге эпиграмм герой нашей статьи, вполне в духе Горация, начинает предсказывать себе бессмертие. Как оказалось, это пророчество, впрочем, как и у Горация, сбылось. Произведения и того и другого сегодня хорошо известны и переведены на множество языков.

После смерти Марциала Плиний, который с уважением относился к его творчеству, писал, что его ждет бессмертие и слава. Его еще долго продолжали читать, ценить и переиздавать во всей Римской империи. Например, известно, что император по имени Элий Вер, который был приемным сыном Адриана, хранил у себя всегда под рукой эпиграммы Марциала вместе с "Искусством любви" Овидия. Эти книги лежали у изголовья его кровати.

Начиная с IV века Марциала начинают активно цитировать писатели-грамматики, а многие поэты подражают ему. В Средневековье его творчество было хорошо известно по многочисленным антологиям, его читали даже римские папы, епископы и священники, несмотря на то, что в текстах было немало скабрезностей. Уже в XIV веке Джованни Боккаччо опубликовал найденную им рукопись с эпиграммами Марциала, которая до этого была неизвестна. В эпоху Возрождения это был один из самых читаемых авторов, творчество которого оказало большое влияние на развитие европейской эпиграммы.

За образец его брал поэт XVIII века Лессинг, строя на произведениях героя нашей статьи собственную теорию эпиграммы. Творчеством Марциала интересовались Гете, Шиллер, Вяземский. Любил Марциала и Александр Пушкин. Хорошо известно стихотворение Иосифа Бродского "Письма римскому другу", которое имеет подзаголовок "Из Марциала".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.