Материализм и идеализм – все просто

Всем известно, что в философии довольно широкий спектр разнообразных мировоззренческих концепций. Яйцо или курица? Что же было первым на самом  деле? Именно этот вопрос, только немного по-другому сформулированный, со всех сторон изучают материализм и идеализм. Естественно, что в данном случае речь идет о сознании и материи, об их непосредственном взаимоотношении и о первичности. И подобная дихотомия, конечно же, может заставить засомневаться в своей точке зрения любого. Даже сегодня, когда данные мировоззрения обозначены, можно найти сторонников и того и другого философского течения. И дабы понять, в чем суть этих направлений, достаточно понимать тот факт, что одни верят во что-то одно, а другие – в другое. Исходя из того, к какому мировоззрению вы склоняетесь, можно определить особенности восприятия вами окружающего мира.

Материализм и его суть

Несмотря на то, что материализм и идеализм – противоположные мировоззрения, при условии отсутствия какого-либо из них было бы очень непросто определиться с личностным отношением к вопросу первичности, материального, идеального и прочих философских категорий. В контексте историзма общества обстоятельства сложились таким образом, что люди вынуждены были поверить в то, что первична все-таки материя. И поспорить сложно, ведь человек вынужден предпринимать определенные действия. И, например, если взять какой-либо психический процесс (абсолютно неважно, что вы выберете: память, внимание, мышление) – вполне очевидным станет тот факт, что если не будет мозга (который вполне материален), то не будет и этих процессов. Следовательно, с точки зрения материализма, сознание – это не что иное, как продукт деятельности нервной системы.

В этом смысле активно стал распространяться механистический материализм, который все сводит к банальной механике и ее законам, к разнообразным природным процессам, в числе которых биологические, химические, психические и другие. Но  всегда оставалась категория ученых, которые имели совершенно другую точку зрения, отрицающую материализм. И идеализм стал противоположным мировоззрением.

Основы идеалистического мировоззрения

Данное направление стало абсолютно противоположным всем особенностям материализма. По мнению представителей данного течения все материальное – вторично. Изначально такие представители, как Платон, Аквинский Фома, а позже Гегель, стали говорить о том, что любое идеальное начало никак не может зависеть от материального и какой-то материи в частности. Это был объективный идеализм, на смену которому пришел субъективный, основной идеей которого была все-таки взаимосвязь человеческого сознания с внешним миром, его отношениями и основными свойствами. Позже субъективный идеализм Фихте дополнил данное мировоззрение, построив систему деятельной сущности человека. По сути, Фихте ввел понятия «Я» и «не Я», где «Я» - это специфические акты самопознания, в числе которых есть воля и действие. А вот «не Я» – это весь окружающий мир, который можно познать только при помощи «чистого Я». Следовательно, в контексте идеализма куда важнее было нечто нематериальное, что, естественно, подвергалось критике.

Основные идеи данных мировоззренческих направлений вполне понятны. Каждое из них имеет определенные аргументы и теории, а тем более право на существование. Более того, если лично пообщаться с каким-либо сторонником одного из течений, станет ясно, что каждый убежден именно в правоте той теории, на которой он основывается. Следовательно, материализм и идеализм всегда будут противопоставленными течениями, и определить, какое из них более адекватное, полезное или правдоподобное наверняка не удастся никому. Ведь сколько бы ни прошло времени, вопрос курицы и яйца останется, и вместе с ним никуда не денется вопрос материального и нематериального, их первичности и взаимодействия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.