Этика предпринимательства - основа деловых отношений

Бизнес и этика - две вещи несовместимые? Сегодня мы развенчаем этот миф и докажем, что честный бизнес возможен и выгоден. Узнайте, как этичное предпринимательство приносит прибыль и уважение.

Сущность предпринимательской этики

Предпринимательская этика - это совокупность морально-этических норм и правил поведения, которыми должен руководствоваться предприниматель в своей деятельности.

Она тесно связана с общей этикой и опирается на такие понятия как честность, порядочность, ответственность. В то же время предпринимательская этика имеет свою специфику, обусловленную особенностями ведения бизнеса.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Как видно из определения, нарушение этики в бизнесе чревато репутационными и финансовыми потерями. А следование этическим нормам, наоборот, ведет к успеху.

Рассмотрим основные проявления этики и неэтики в деловом поведении.

  • Положительные проявления: честность; порядочность; добросовестность; лояльность.
  • Отрицательные проявления: обман; мошенничество; взяточничество; недобросовестная конкуренция.

Как видно, спектр проявлений предпринимательской этики очень широк - от благородства и великодушия до коварства и мести. Поэтому важно понимать суть этики бизнеса и следовать ее позитивным проявлениям.

Значение этики для предпринимательства

Соблюдение этических норм в предпринимательской деятельности имеет огромное значение. Рассмотрим основные преимущества, которые получает этичный бизнес:

  1. Укрепление доверия и лояльности клиентов.
  2. Привлечение инвестиций и талантливых сотрудников.
  3. Повышение конкурентоспособности.
  4. Улучшение репутации и имиджа.
  5. Снижение рисков судебных разбирательств.

Как видно, выгода от этичного ведения дел значительна. Рассмотрим подробнее каждое из этих преимуществ.

Укрепление доверия потребителей и партнеров

Когда компания честна со своими клиентами и партнерами, они отвечают ей взаимностью. Возникают прочные отношения, основанные на доверии. А это напрямую влияет на лояльность и, как следствие, на прибыль.

Для каждого предпринимателя важно соблюдать основные этические нормы, так как это в значительной степени влияет на имидж компании и ее конкурентоспособность.
Мужчина ведет телефонный разговор

Привлечение инвестиций и талантов

Сегодня инвесторы и талантливые специалисты выбирают для сотрудничества не только успешные, но и этичные компании. Так что соблюдение этики открывает доступ к дополнительным ресурсам для развития.

Основные ценности предпринимательской этики в России

Ключевыми ценностями этики российского предпринимательства являются:

  • честность в бизнесе;
  • добросовестная конкуренция между компаниями;
  • уважение к частной собственности;
  • использование инноваций и новых технологий;
  • бережное отношение к окружающей среде;
  • убежденность в пользе своего труда.

Рассмотрим некоторые из этих ценностей подробнее.

Честность в бизнесе

Честность - наиважнейший принцип в этике предпринимательства. Он означает искренность по отношению к партнерам и клиентам. Честный бизнес не обманывает и не нарушает обещаний.

Ярким примером честной компании в России является Prostor Group - девелопер жилой недвижимости. Все их проекты полностью соответствуют заявленным характеристикам. А дольщики получают квартиры в обещанные сроки. Такая репутация сделала Prostor одним из самых успешных застройщиков в Москве.

Использование инноваций

Применение новых технологий и непрерывное совершенствование - еще одна важная ценность современного бизнеса. Компании, которые активно инвестируют в инновации, как правило, добиваются наибольших успехов.

Отличный пример - производитель светодиодов ООО "Оптоган". За 10 лет работы им удалось создать самую современную в России фабрику по выпуску светодиодных ламп и светильников. Сегодня их продукция успешно конкурирует с импортными аналогами как по цене, так и по качеству.

Правила делового этикета для предпринимателя

Деловой этикет - это формализованные правила поведения в сфере бизнеса. Их соблюдение позволяет выстроить эффективное взаимодействие с партнерами и клиентами.

Основные аспекты делового этикета:

  • Этикет делового общения
  • Правила ведения переговоров и заключения сделок
  • Требования к внешнему виду и манерам
  • Культура деловой переписки и телефонных разговоров

Рассмотрим их более подробно.

Этикет делового общения

В деловом общении ценятся такие качества как пунктуальность, вежливость, уважение к собеседнику. Неприемлемы опоздания, грубость, перебивание.

При коммуникации с партнерами важно проявлять заинтересованность, задавать уточняющие вопросы, поддерживать разговор. А также контролировать эмоции, не допускать раздражения.

Правила ведения переговоров и заключения сделок

Главным правилом деловых переговоров является уважение интересов обеих сторон. Необходимо стремиться найти решение, устраивающее все заинтересованные стороны.

Также важно держать слово и выполнять взятые на себя обязательства. Если сделка уже заключена - отказываться от нее можно лишь в исключительных случаях.

Требования к внешнему виду

Деловой человек должен выглядеть аккуратно и соответствовать дресс-коду компании. Для мужчин это, как правило, костюм с галстуком. Для женщин - деловой костюм или платье.

Манеры тоже имеют большое значение. Нужно следить за осанкой, жестикуляцией, уметь правильно приветствовать партнеров.

этика предпринимательства

Культура деловой переписки и телефонных разговоров

Вся деловая переписка (письма, отчеты, презентации) должна вестись грамотно, аккуратно и по существу. Ответы на письма нужно давать своевременно, не заставляя партнера ждать.

Телефонные звонки тоже требуют соблюдения этикета: необходимо представляться, четко формулировать цель звонка, говорить вежливо.

Ключевые принципы этичного маркетинга

Этика важна не только в непосредственном взаимодействии с клиентами и партнерами. Она касается и таких аспектов как маркетинг, реклама, PR.

Рассмотрим основные принципы этичного маркетинга.

  • Честность в рекламе и СМИ. Любые рекламные заявления должны быть правдивыми, не вводить потребителя в заблуждение. То же касается публикаций о компании в СМИ и интернете.
  • Уважение целевой аудитории. Маркетинговые акции не должны оскорблять ценности и устои целевых групп. Например, возраст, национальность или вероисповедание клиентов.
  • Защита персональных данных. При сборе и хранении персональных данных потребителей компания обязана обеспечивать их конфиденциальность и защиту от утечек.

Внедрение кодекса этики в компании

Для обеспечения соблюдения этических норм на постоянной основе компаниям рекомендуется принять кодекс этики или кодекс корпоративного поведения.

Рассмотрим основные этапы его внедрения:

  1. Формирование рабочей группы по разработке кодекса.
  2. Исследование ценностей и этических норм компании.
  3. Непосредственная разработка кодекса этики.
  4. Обсуждение и утверждение итоговой версии кодекса.
  5. Ознакомление всех сотрудников с принятым кодексом.
  6. Обучение персонала нормам и стандартам кодекса этики.
  7. Мониторинг и контроль соблюдения положений кодекса.

Структура и содержание кодекса этики

Кодекс начинается с введения, где описывается его цель и задачи. Далее обычно идут такие разделы:

  • Миссия и ценности компании.
  • Политика взаимоотношений с клиентами.
  • Политика взаимоотношений с контрагентами и партнерами.
  • Антикоррупционная политика.
  • Кадровая политика и требования к персоналу.

Механизм контроля соблюдения кодекса этики

Должна быть определена отдельная комиссия или комитет по этике, в функции которого входит:

  • Рассмотрение спорных ситуаций, жалоб, фактов нарушений.
  • Проведение внутренних этических аудитов подразделений и сотрудников.
  • Выработка рекомендаций по внесению изменений в кодекс этики компании.

За нарушение положений кодекса могут следовать дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса

КСО предполагает добровольный вклад компаний в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.

Основные направления КСО:

  • Благотворительные и общественные проекты.
  • Спонсорство спортивных и культурных мероприятий.
  • Поддержка образования и научных исследований.
  • Экологические инициативы и защита окружающей среды.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.