Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам - "Силентиум". В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.
Стихи Мандельштама "Силентиум"
Напомним текст произведения:
Silentium
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.
История создания стихотворения и его анализ
"Силентиум" Мандельштам написал в 1910 году - стихи вошли в его дебютный сборник "Камень" и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания "Силентиума" Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.
Произведение "Силентиум", переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о "той, кто еще не родилась", но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, "она" Мандельштама - это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души - она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.
Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который "светел, как безумный", может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.
Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии - "первооснове жизни".
Название и выразительные средства
Анализировать "Силентиум" Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает "молчание". В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта - Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! - восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как "Молчи!". В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.
В своем стихотворении "Силентиум" Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что "молчание" или "тишина" - и есть гармония красоты, которая "еще не родилась", но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в "первоначальной немоте" наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.
Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения ("и музыка и слово - и слово в музыку вернись", "и пены бледная сирень - останься пеной, Афродита"). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например "бледная сирень в черно-лазоревом сосуде".
Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.
Источники вдохновения
Написав "Силентиум", Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик - поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. "Рождение Венеры" Боттичелли также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.
Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. "Силентиум" Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.