Герой-подводник Щедрин Григорий Иванович

Глубокое синее море, сигналы радара, наши подводники напряженно прислушивающиеся к звукам проплывающих немецких кораблей - картина, знакомая многим по фильмам про войну. Даже в кино смотреть на это страшно. Герой Советского Союза Щедрин Григорий Иванович не раз бывал в таких ситуациях. Он один из самых знаменитых советских подводников. На его счету множество боевых походов, долгих часов подводного плавания и внезапных торпедных атак.

Ранние годы

В Черноморской губернии в городе Туапсе 1 декабря 1912 года в семье простого рабочего родился Щедрин Григорий Иванович. Учиться в школу он пошел в 7 лет. Жили они небогато, поэтому с 12 лет он начал подрабатывать на лесозаготовках. В 1926 году (в 14 лет) ему удалось устроиться юнгой на шхуну "Диоскурия". Через год Григорий вступает в комсомол.

В плавании

Последующие три года он, продолжая учиться в школе, плавает матросом на кораблях Черноморского пароходства. Успевает и заниматься комсомольской работой. После окончания семилетки его направляют учиться в Херсонский морской техникум. К этому времени он полюбил море, решив связать жизнь с профессией моряка. В 1932 году Григорий закончил техникум, получив специальность штурмана.

До войны

После окончания учебы он был направлен на танкер "Совет горнорабочих", потом плавал и на других кораблях "Совтанкера". Сначала он был штурманом, потом старшим помощником капитана корабля. Ему довелось поплавать по многим морям, побывать в разных портах России, Европы и Южной Африки.

В 1934 году в биографии Григория Ивановичв Щедрина начинается военный этап, его призвали на службу в военно-морской флот. Прошел стажировку на знаменитой подводной лодке "Щука" (Щ-301), в 1937 году он отучился на командных курсах Учебного отряда подводного плавания. Далее в звании лейтенанта служил старшим помощником на лодках той же серии.

В дальнем походе

В 1938 году назначен командиром малоразмерной подводной лодки "Малютка", потом командовал "Щукой" под номером 110. В 1939 году команда подводной лодки Григория Ивановича Щедрина стал лучшей по боевой и политической подготовке на Тихоокеанском флоте и становилась такой еще дважды. В ноябре 1940-го он назначается командиром строящейся субмарины С-56, которая собиралась на владивостокском "Дальзаводе".

Через три океана

Подводная субмарина вступила в строй в конце октября 1941 года, принимал ее командир Щедрин Григорий Иванович, который в своей книге "На борту С-56" позже писал, что испытания прошли отлично. Осенью 1942 года с Тихоокеанского флота шесть подводных лодок отправились своим ходом на Северный флот. Путь лежал через три океана и девять морей, занял три месяца, всего было пройдено более тридцати тысяч километров. До Мурманска доплыли пять лодок, одну потопили японцы.

На войне

Из-за несовершенства конструкции субмарина большую часть похода плыла в крейсерском надводном положении. Еще в Японском море штормом были повреждены надстройки, двигатели выходили из строя. Сначала они поплыли на Алеутские острова, потом мимо Сан-Франциско, дальше через Панамский канал до Галифакса. После ремонта в канадском порту они отправились в Мурманск. Экипаж практически не отдыхал, Григорий Иванович Щедрин переохладился и заболел. За время похода их дважды атаковали неизвестные подводные лодки, один раз корабли союзников чуть не расстреляли советскую подлодку.

Первые победы

В первый боевой выход С-56 отправилась в конце марта 1943 года. Выйдя в контрольный район, лодка начала поиск целей. Встретив конвой из десяти кораблей, командир решает атаковать двумя кормовыми торпедами, поскольку развернуться уже не успевал. Им удалось поразить самый большой немецкий транспорт. Корабли охраны глубинными бомбами пытались потопить субмарину, но, проведя несколько маневров, они вернулась на базу.

Лодка Щедрина

Проплавали несколько дней, продолжив поход, пока снова не услышали шум винтов немецких кораблей. Конвой противника, шесть боевых кораблей охраны и три транспорта, обнаружили советскую подлодку. Отличный подводник Григорий Иванович Щедрин принимает решение пройти под транспортом, таким образом, оторвавшись от кораблей охраны, лодка дала залп и потопила еще одно вражеское судно.

Военные подвиги

В одном из походов в середине мая 1943 года экипаж Григория Ивановича Щедрина установил рекорд советского подводного флота по результативности в одной атаке. Они поразили одним пуском из четырех торпед сразу два немецких корабля.

До конца войны субмарина Григория Ивановича Щедрина совершила всего восемь боевых походов. Были уничтожены 3 транспорта, 2 танкера и 3 боевых корабля противника. На лодку было сброшено несколько тысяч глубинных бомб. Много раз (по некоторым оценкам более семнадцати раз) немецкое командование заявляло о гибели советской подлодки.

Адмирал Щедрин

В 1944 году подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в следующей году стала Гвардейской. Щедрин получил множество боевых наград, а 5 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенная служба

После войны Григорий Иванович Щедрин был направлен на Балтийский флот, в 1954 году окончил военно-морской факультет Академии Генерального штаба. В том же году стал командующим Камчатской флотилией, которой командовал до сентября 1959 года. Помимо боевой подготовкой под его руководством было построено жилье для моряков, музей боевой славы, военный госпиталь. В 1955 году он получил звание вице-адмирала. В связи с проблемами со здоровьем в 1961 году его переводят начальником управления государственной приемки. Позже он стал председателем государственной комиссии, которая принимала в строй корабли. В 1969 году он назначен главным редактором журнала "Морской сборник". В 1973 году уходит на пенсию. Умер Григорий Иванович Щедрин в Москве 7 января 1995 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.