Опосредованная память - это... Определение, за что отвечает, развитие памяти

Как известно, существует несколько способов, посредством которых мы поглощаем и позднее анализируем поступающую из внешнего мира информацию. Большинство среднестатистических людей знают лишь о двух разновидностях памяти: кратковременной и долговременной. Но это далеко не все возможные деления. Существуют также виды памяти, основанные на ассоциациях и логике. Называется это опосредованной памятью, суть которой в том, чтобы проводить параллели между уже полученными знаниями и новой информацией и посредством этого лучше запоминать необходимые факты.

В чем же все-таки смысл?

Мозг в забытье

Опосредованная память — это механизм запоминания информации посредством анализа, переосмысления и сравнения заучиваемого материала. Разумеется, каждый человек хоть раз неосознанно использовал эту методику, не особенно вникая в то, что именно он делает, но, тем не менее для лучшего понимания, необходимо знать специфику того, как работает опосредованная память. А для этого нужно разобраться в основах, а именно в наиболее важных разновидностях памяти.

Первые среди равных или кратковременная и долговременная память

Альтернативные хранители информации

В качестве примера можно привести очень знакомую для многих ситуацию. Человек в первый раз пытается что-то выучить. Он смотрит в книгу, прочитывает необходимый для запоминания материал и, закрыв книгу, немедленно, без запинки воспроизводит все практически идеально. Но спроси его о том, что он прочитал, спустя всего несколько минут — и едва ли получишь конкретный и полный ответ. Так работает кратковременная память. Как правило, она чрезвычайно недолговечна. Информация хранится не более двадцати пяти секунд. Дальше она либо переходит в долговременную память с помощью анализа, повторения, разбора. Либо же она исчезает из памяти практически без следа. Все зависит от дальнейшего отношения человека к полученной информации.

Нетрудно догадаться, что опосредованная память имеет долговременный характер. Но существует и ее противоположность.

Две стороны одной монеты или опосредованная и непосредственная память

Когда говорят об отличниках и умниках, которые только и делают, что без конца перечитывают и заучивают наизусть учебники и научные книги, невольно используют снисходительный тон. И в этом есть доля справедливости. Способность человека запоминать доказывает лишь его упорство и силу воли, но никак не наличие впечатляющих умственных способностей. А заучивать, не вникая в смысл текста, бессмысленно и, по правде говоря довольно легко. Эта информация не сможет надолго закрепиться в памяти и едва ли поможет хоть кому-нибудь стать умнее. Однако такой способ запоминания имеет право на существование. Он называется непосредственной памятью. Как можно догадаться, такой способ довольно часто использует школьники и студенты различных учебных заведений. Также он хорошо тренирует память в целом, но обладает множеством недостатков. Недолговечность информации — пожалуй, самый основной из них. Опосредованная и непосредственная память различаются тем, сколько усилий приложил человек к освоению необходимой ему информации и каким был коэффициент его полезного действия, а если точнее то, как долго и насколько хорошо он будет помнить полученные сведения.

Так что же выбирать?

Методы запоминания

Опосредованная память — это оптимальный вариант, если человеку необходимо запомнить информацию действительно на довольно длительный период. Сам по себе он требует определенных усилий, а также использование некоторых психологических приемов. И не на случайном прохожем, а на самом себе. Впрочем, каким бы тяжелым и страшным ни казался этот способ, это всего лишь видимость. И в любом случае результат будет того стоить. Например, если человеку понадобится выучить очередной иностранный язык. Или если он хочет запомнить информацию, которая напрямую связана с его будущей профессией. В таком случае долговременная и опосредованная память придутся очень кстати. А вот если запомнить информацию необходимо всего на каких-нибудь несколько дней или даже часов, то тут пригодится непосредственная память.

«Доверяй, но проверяй» в действии

Диагностика опосредованной памяти очень популярна среди хорошо обеспеченных семей, в которых заботятся об успеваемости ребенка. Часто детей в самом разном возрасте отводят к врачам, специализирующимся в сфере психологии, чтобы проверить, способны ли они запоминать информацию в той же степени, что и их сверстники. Если ребенок проваливает тест, ему советуют обратиться к специалистам или пройти определенные курсы реабилитации. При среднем уровне развития опосредованной памяти у ребенка психолог может просто посоветовать родителям, чтобы они заставляли своего отпрыска учить, допустим, стихи или принимать участие в развивающих играх. Нет ничего непоправимого.

Как именно проверяют память?

Все очень просто. Требуется только лист бумаги и ручка. Перед началом проверки психолог спокойным и дружелюбным тоном объясняет, что именно требуется от ребенка. Затем, убедившись, что «подопытный» все понял, врач начинает диагностику. Сперва он называет какое-либо слово или предложение, а после этого ждет ровно двадцать секунд. За это время ребенок должен изобразить или написать на бумаге то, что поможет ему позднее вспомнить, о чем шла речь. По окончании двадцати секунд психолог говорит второе слово или предложение, и так десять раз.

Мозг человека

После этого от ребенка требуют повторить все, что он может вспомнить, глядя на свои записи или рисунки. Если он повторил слово правильно, ему дается один балл. При этом учитываются словосочетания, воспроизведенные не в точности, как было сказано изначально, а приблизительно. Главное, чтобы смысл изречения не менялся. Вот только за такие неточности при окончательном подсчете снимается полбалла.

Результаты

Способы запомнить

Максимально ребенок может получить десять баллов за тест. Это значит, что он без запинок воспроизвел все слова или предложения, которые ему продиктовали, и что у него чрезвычайно хорошо развита опосредованная память. Восемь и девять баллов говорят о том, что родителям не о чем беспокоиться, и ребенок, вероятнее всего, будет хорошо успевать в учебе. От четверых до семи баллов — это средний уровень. Такой ребенок вполне может добиться успеха в жизни, но ему не стоит связывать свою будущую профессию с занятиями, в которых постоянно будет требоваться что-либо запоминать. А при трех, двух, одном или нуле баллов уже необходимо всерьез заняться умственными способностями ребенка. Не стоит беспокоиться! Может быть, все дело в рассеянном внимании или нежелании ребенка следовать правилам. В таком случае нужно всего лишь поменять методы воспитания, а помощь врачей не требуется.

Диагностическая методика опосредованной памяти показала себя весьма действенной в последнее время. Казалось бы, ее простота должна была отпугнуть людей, но, напротив, все больше из них проверяют себя и своих близких с помощью этой методики.

Заключение

Мозг человека в цвете

Опосредованная память — это то, без чего люди не смогли бы жить и развиваться. Даже мыслить! Поэтому так важно понимать, каким образом она работает. Посредством этого мы сможем приблизиться к пониманию работы человеческого мозга. В конце концов, разум — загадка, которую человечество стремилось разгадать с самого своего появления. Ведь, по сути, не осознавая себя и мир вокруг нас, мы бы стали самыми обыкновенными животными.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.