О доме "Серая лошадь" (Владивосток)

В 1938-1939 годах в центральной части города Владивостока, в непосредственной близости от Морского вокзала возвели и сдали к эксплуатации два здания - дома номер 17 и 19 по улице Алеутской (тогда она носила название 25-го Октября). Оба этих дома получили в народе название "Серая лошадь". О том, как возникло это название, а также об особенностях архитектуры и устройства зданий расскажем в этой статье.

Немного истории

Руководил постройкой 17-го дома молодой архитектор Александр Порецков, создавший в городе еще немало зданий. Большая часть из них стали впоследствии памятниками архитектуры. Строительство второго дома, который был сдан годом позднее, осуществлялось под руководством архитектора Николая Бигачева.

Старая фотография дома

Квартиры в одном из зданий предполагались как жилье для местных работников-железнодорожников, а во втором - для нуждающихся милиционеров, пограничников и работников НКВД. Их так и прозвали - "железнодорожный" дом и "милицейский".

Ныне "Серая лошадь" во Владивостоке - одна из самых знаменитых городских построек. Оба этих дома внесены в реестр памятников истории и архитектуры федерального значения. Они охраняются государством, хотя и остаются обычными жилыми домами.

Кстати, когда произносят это название, как правило, имеют в виду дом номер 17. В соседнем нет скульптур, он кажется скучноватым и восторгов не вызывает.

Архитектурные черты эпохи

Надо сказать, что согласно генплану, разработанному Борисом Васильевым, тогдашним главным архитектором Владивостока, центр города предполагалось застроить домами стиля сталинский ампир. Такие дома уже были возведены в Москве. Но владивостокский план был утвержден только в 1938 году, и понятно, что в полной мере его осуществлению помешала Великая Отечественная война.

Крышу "Серой лошади" Владивостока украшают знаковые для социалистической эпохи скульптуры. Это колхозница, красноармеец, летчица и шахтер. Ну и во дворе - девушка с веслом.

Статуи на крыше

Все эти статуи, разумеется, символизировали единение Красной армии и рабочего класса.

Особенности постройки

Дома под общим названием "Серая лошадь" были первыми небоскребами в городе. Над обычной для тех времен 3-4-этажной застройкой они возвышались еще на столько же, то есть имели 7 и 8 этажей. Да и потолки в квартирах этих исполинов были высотой 3,5 метра, что делало постройки еще внушительнее.

Но этим новшества не ограничивались. В домах действовал первый в России мусоропровод, причем с индивидуальными выходами в каждой кухне. По первоначальным замыслам архитектора, мусор должен был спускаться в подвал, где и предполагалось его сожжение. За счет тепла, получаемого от мини-мусоросжигательного предприятия должен был отапливаться весь дом. Жаль, но впоследствии от этой новаторской идеи отказались.

В каждой квартире имелись два балкона, большая гардеробная, просторные зал и кухня. Кроме того, перед заселением жильцов комнаты были меблированы.

А еще здесь функционировала своя котельная, которая позволяла еженедельно обеспечивать жильцов горячей водой.

Отопление в доме было печным. Современные жильцы, как правило, печи уже давно разобрали.

У дома "Серая лошадь"

По воспоминаниям новоселов, на крыше домов, с которой открывался великолепный вид на город, было и что-то типа детской площадки. Качелей и горок, конечно, не поставили, но дети имели обыкновение там играть, а матери развешивали для просушки белье.

В качестве подтверждения приведем выдержку из статьи одной из газет, в которой восхищенно рассказывалось, что квартиры "Серой лошади" Владивостока

оборудованы теплыми туалетами и лифтами, на первом этаже есть тир, парикмахерская, прачечная, детская и гимнастический зал. На последнем - даже солярий...

При домах функционировал и детский сад. Еще был проект, по которому на крыше предполагалось открыть ресторан. Проект так и остался проектом, но во дворе построили большой фонтан.

Почему "Серая лошадь"?

Действительно, при чем же тут лошадь?

Историй, связанных с возникновением названия зданий "Серая лошадь" Владивостока, накопилось предостаточно.

По одной из них, считающейся официальной, домам изначально дали наименования "Красная горка" и "Серая лошадь" - в честь фортов, расположенных в Ленинградской области. Здесь имеется в виду кронштадтское восстание против советской власти 1919-го года, которое было успешно подавлено красными моряками под командованием Сталина.

А согласно другой, самой распространенной версии, моряки, получая зарплату, а также отмечая встречи и расставания, веселились в столовой-трактире, расположенной в торце семнадцатого дома. Были они балтийцами, перебравшимися на Дальний Восток, вот и обозвали, ностальгируя, точку общепита "Серой лошадью" - по названию тамошнего форта. А наименование прилипло и к новым жилым зданиям. Изначально дома были розового цвета, но спустя пару лет после сдачи их замазали сажей - вот и стали они серыми в целях маскировки.

А еще в истории "Серой лошади" Владивостока и на самом деле фигурирует одна серая лошадка. Она якобы часто простаивала у местного трактира. Подремывая, животное ожидало хозяина, некоего Семеныча, любившего пропустить рюмку-другую в этом заведении.

Есть и другая, версия, еще менее вероятная, но все же. Согласно ей, на крыше одного из зданий, то ли 17-го, то ли 19-го, стояла статуя лошади. Так это или нет - теперь доподлинно неизвестно.

Ну, наконец, и еще одна - народная, юмористическая. Дева с веслом, чья скульптура украшала двор семнадцатого дома, была якобы уж слишком дебелой и корпулентной, отчего острословы и прозвали ее "лошадью". От изваяния-то позже избавились, а название осталось.

Дома сегодня

Здания все еще выглядят величественно, но весьма обветшали. Последний основательный ремонт затрагивал лишь шахту и кабину лифта. Проводился он в 80-х годах прошлого века. Был отчет о ремонте фасада, который провели в год проведения Саммита АТЭС (2012 год). Крышу тогда тоже подлатали, поскольку она протекала.

Однако ремонт был проведен некачественно - в процессе работ строители нарушили ливневую канализацию, в результате чего дом стало периодически подтапливать. На все обращения к властям города и управляющую компанию, чиновники отвечают, что капитальный ремонт зданий состоится. Назначен он на 2041 год. Нужно только обождать.

Между прочим, в доме нет канализации. Вместо нее, как бы дико это ни звучало в наше время, под домом большая выгребная яма, которую давно не чистили. Дом как памятник архитектуры находится на балансе у федеральных властей, поэтому городские ремонтные службы ничего не могут поделать с тем, что подвалы постоянно находятся в полузатопленном состоянии.

Табличка у входа

Детского сада, фонтана и спортивной площадки уже давно нет. Проход на крышу забили. В домах открыли хостелы, и теперь их постояльцы иногда мусорят и шумят.

Кроме того, в зданиях функционируют Союз писателей Приморского края, книжная лавка, кафе и салон красоты.

Мы рассказали об истории дома "Серая лошадь" г. Владивостока.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.