Железнодорожный моделизм - это что такое?

Эпох в железнодорожном моделизме было не так уж много. Самые ранние смоделированные железные дороги появились в 1840 году и представляли собой так называемые "ковровые дорожки". Модели электропоездов появились примерно в начале 20 века, но их сходство с оригинальными прототипами оставляло желать лучшего. Модельные поезда в наши дни куда более реалистичны. Сегодня моделисты создают макеты железнодорожных линий, часто воссоздавая реальные места и исторические периоды. Для тех, кто любит работать своими руками, железнодорожный моделизм является идеальным хобби.

Знаменитая зеленая железная дорога в Норфолке

В чем суть этого хобби?

Суть его заключается в воссоздании реальных железнодорожных путей с моделями самой железной дороги и поездов, а также макетов пейзажей. Люди, занимающиеся этим, получили прозвище «железнодорожные моделисты» или «модельные железнодорожники». При наличии достаточного количества средств и энтузиазма они могут создавать даже модели в натуральную величину!

Моделисты могут собирать модельные поезда, создавая ландшафт для них. Они также способны управлять своей миниатюрной железной дорогой. Для некоторых моделистов цель построения макета заключается в том, чтобы в конечном итоге запустить его, как если бы это была настоящая железная дорога (если макет был основан на фантазии строителя) или как реальная железная дорога (если макет базируется на реальном прототипе). Если моделисты предпочитают моделировать прототип, они могут воспроизводить дорожные репродукции реальной железной дороги в миниатюре, часто используя прототипы дорожек и исторических карт.

Моделист за работой

Рекорды железнодорожного моделизма

Макеты варьируются от импровизированного круга или овала до реалистичных репродукций реальных мест, умело смоделированных по прототипу. Самый крупный модельный ландшафт находится в британском Музее Пендонов в Оксфордшире, где строилась модель поезда Vale of White Horse в 1930 году в натуральную величину. В музее также находится одна из самых ранних живописных моделей - макетная долина Мадер, построенная Джоном Ахерном. Она строилась с конца 30-х до начала 50-х прошлого века, и получилась настолько красивой и реалистичной, что о ней писали по обе стороны Атлантики в журналах Model Railway News и Model Railroader. Беконскот в Бакингемшире - старейшая модельная деревня, которая включает в себя модельную железную дорогу, относящуюся к 1930 годам. Самая крупная в мире модельная железная дорога - Miniatur Wunderland в Гамбурге, Германия. Самая крупная компоновка живого пара с 25-мильной (40 км) железной дорогой - «Гора поезда» в Чилохине, штат Орегон, США. По-своему примечательны и экспонаты Музея железнодорожного моделизма в Сан-Диего.

Смоделированный ландшафт с макетом морского берега

Моделирование ландшафта

Искусство железнодорожного моделизма включает в себя еще и моделирование ландшафта. Некоторые моделисты обращают внимание на озеленение своего макета, создание фантастического мира или реально существующего места, часто с упором на его исторический вид в какую-то конкретную эпоху. Ландшафтный дизайн называется «строительством пейзажей» или «ландшафтным моделированием».

Построение декораций включает в себя подготовку подповерхности с использованием широкого спектра строительных материалов, включая экранированную проволоку, решетку из картонных полос или резные штабели пенополистирола. Декоративная основа накладывается на субрельеф. Типичная основа включает литьевую штукатурку, гипс, гибридную бумажную массу (папье-маше) или легкий пенопласт, или стекловолокно, а также любой материал, использующийся в геодезическом образовании пены.

Моделирование грунта

Декоративная основа покрыта заменителями почвенного покрова, который может представлять собой статическую траву. Моделисты создают имитацию травы, маков, хвойных деревьев, гусеничного балласта и другого живописного грунтового покрова. Материал, используемый для имитации дорожного балласта, обычно представляет собой мелкозернистый наземный гранит. Материал, имитирующий цветную траву, обычно покрывается опилками, древесной стружкой или молотой пеной. Для моделирования кустарников можно использовать пенные или натуральные лишайники или коммерческие разбрасывающие материалы. Альтернативным материалом для травы является статическая трава, которую заставляют двигаться с помощью статического электричества.

Модели поездов и зданий

Модели зданий и скал

Здания и сооружения могут быть приобретены в виде комплектов или изготовлены из картона, дерева бальсы, липы, иных мягких пород дерева, бумаги, полистирола или другого пластика. Деревья могут быть изготовлены из полыни, к которой приклеивается смоделированная листва, но также их можно приобрести в готовом виде от специализированных производителей. Вода может быть смоделирована с использованием полиэфирной литейной смолы, полиуретана или рифленого стекла. Скалы могут быть отлиты гипсом или пластиком с защитой от пены. Отливки окрашивают с помощью специальной краски или женских теней.

Моделирование климата и погоды

Некоторые деформируют готовые модели, чтобы имитировать грязь и износ на транспортных средствах, сооружениях и оборудовании. Железнодорожные вагоны в городах накапливают грязь из строительных и автомобильных выхлопов и граффити, в то время как автомобили в пустынях могут подвергаться песчаным бурям, которые портят или смывают краску. Модель, созданная в комнатных условиях, едва ли может вместить столько рельефных деталей, сколько может вместить ее прототип в реальной жизни, подвергаемый ежедневному воздействию погоды и прочих природных (и антропогенных) явлений.

Существует множество методов имитирования последствий погоды, которые включают окраску, измельчение, разрушение и даже использование химикатов для коррозии. Некоторые процессы создания погоды явно не страдают от отсутствия креативности, но это зависит уже от мастерства дизайнера.

Модели вагонов с углями

Грязь, ржавчина и следы повреждений

Изменение приобретенных моделей является обычным явлением. По крайней мере, изменение, направленное на уменьшение "пластиковости" во внешнем виде моделей. Моделирование грязи, ржавчины и износа добавляет реализма. Некоторые моделисты имитируют пятна топлива на резервуарах или коррозию на батарейных коробках. В некоторых случаях можно добавить следы от аварий или ремонта, такие как вмятины или свежезаваренные запасные части, а зрелые модели могут быть почти неотличимы от их прототипов с реальной фотографии.

Клубы любителей железнодорожного моделирования

Модельные железнодорожные клубы существуют там, где чаще всего встречаются энтузиасты. Клубы часто демонстрируют лучшие модели пришедшей публике. Одна специализированная отрасль концентрируется на больших масштабах и манометрах, обычно использующих гусеницы от 3,5 до 7,5 дюймов (от 89 до 191 мм). Модели в этих масштабах нередко изготавливаются вручную и приводятся в движение благодаря пару или гидравлике, а двигатели достаточно мощные, чтобы вмещать десятки искусственных пассажиров.

Технический модельный железнодорожный клуб (TMRC) в Массачусетском технологическом институте в 50-х XX века впервые обеспечил автоматическое управление переключением маршрутов с помощью телефонных реле. Он является настоящей лабораторией железнодорожного моделизма.

Модели людей у трамвайных рельсов

У поклонников этого хобби есть свои "места паломничества", так или иначе связанные с историей моделирования. Обычно такими местами являются как раз общества моделистов, разбросанные по всему миру. Старейшим обществом является «Модельный железнодорожный клуб», основанный в 1910 году. Он находится недалеко от Кингс-Кросс в Лондоне, Великобритания. Помимо моделей железных дорог, в нем хранится около 5000 книг и периодических изданий, посвященных железнодорожному моделизму. «Историческое модельное общество железных дорог» в Баттерли, неподалеку от Дербишира, специализируется на исторических вопросах и располагает архивами, посвященными истории этого хобби, доступными для членов клуба и всех желающих.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.