Физика и научно-техническая революция: срастание науки с техникой

В нынешний век -- век глобализации -- поставил перед учеными всего мира серьезную задачу: какими методами и способами познать мир. Главной проблемой, требующей решения уже сегодня, выступает научно-техническая революция 20 века и ее влияние на современный мир. Ответ на этот вопрос поможет понять обществу, каким образом можно решить стоящие перед ним проблемы и выработать принципы своего  развития в будущем.

Научно-техническое развитие и общество

Начавшаяся более четверти века тому назад научно-техническая революция принесла глубокие качественные изменения в науке и технике, в частности в физике. Фундаментальная физика и научно-техническая революция способствовали появлению в жизни человека вещей и явлений, о которых несколько столетий назад никто и помыслить не мог. Ультразвук, радиоактивность, реактивное движение, электромагнитные волны -- перечень далеко не всех открытий, коренным образом изменивших жизнь человека. Стала возможной передача на большие расстояния не только звука, но и изображения. Человек покорил космос, высадился на Луну. Был расщеплен атом, что способствовало появлению квантовой физики -- новейшей физической теории. Таким образом, физика и научно-техническая революция способствовали углублению изучения материального мира.

Значение физики и НТР в развитии науки и техники

В развитии научной и технической мысли физика и научно-техническая революция имеют большое значение. Благодаря им, наука начала выполнять роль непосредственной производительной силы. Как самостоятельные области науки стали функционировать прикладная электроника, физическая химия, астрофизика, биофизика, физика твердых тел, геофизика. Достижения рентгеновской кристаллографии, спектроскопии, а также электронный микроскоп позволили расшифровать структуру ДНК, синтезировать сложные протеиновые молекулы, сделать новые научные открытия в сфере генной инженерии.

Также физика и научно-техническая революция способствовали применению ультразвука в различных областях производства, медицины, геологоразведки, нефтедобычи, рыбного промысла, военной промышленности. Большие изменения в сфере радиоэлектроники произвела научно-техническая революция 20 века. Был изобретен транзистор, благодаря которому получило развитие новое направление в науке -- микроэлектроника, позволившая создать полупроводниковые электронно-вычислительные машины.

Сегодня развитие технической и научной мысли не стоит на месте и его движение невозможно остановить. Ведь благодаря открытиям в физике изменились не только представления о материальном мире, но и общественные отношения, и само общество.

В чем проявляются особенности НТР

Как и каждый процесс, происходящий в обществе, НТР имеет свои особенности.  Поэтому научно-техническая революция характеризируется тесной взаимосвязью и даже слиянием техники с наукой, успешным, но далеко не всегда полезным покорением природы и даже человека как ее неотъемлемой части. То, чего смогло достичь человечество благодаря НТР, впечатляет.

Кроме того, научно-техническая революция характеризуется такими особенностями, как:

- уменьшением ресурсоемкости и энергоемкости на единицу производимой продукции;

- уменьшением трудоемкости, которая достигается благодаря усовершенствованию физико-химических параметров технологий и автоматизации производства;

- увеличением количества производимой продукции за единицу времени;

- повышением экономической безопасности, снижением негативного влияния на природные ресурсы, улучшением условий труда;

- открытием новых возможностей для выпуска продукции лучшего качества и с усовершенствованными характеристиками.

НТР привела к качественным преобразованиям в технической области, опираясь на последние достижения науки, а также открытых с ее помощью законов природы. Процессы, происходящие благодаря НТР, способствуют социальным преобразованиям во всех областях общественной жизни. В частности, по-новому происходит разделение труда -- профессионального и социального, появляются новые отрасли деятельности, на первый план выходят научные знания и информация. НТР характеризуется переходом к интенсивному росту производства, ускорением экономического развития.