Коммуникативные акты: определение, элементы и структура

Человеческое бытие трудно представить без общения, которое выполняет огромное количество функций в социуме. Ключевые - это коммуникация и контроль. Коммуникативное значение позволяет совершать информационную передачу среди групп индивидов. Именно об этом мы сегодня поговорим.

Что это и зачем?

Коммуникативные акты стоит изучать в разрезе общения. Оно совершает много функций, но есть две основные. Первая - регулятивная, суть которой в том, что в процессе взаимосвязей мы способны самостоятельно менять свое видение и влиять на нашего партнера. Вторая функция называется перцептивная. Она объясняет, что связь между людьми зависит от того, воспринимают ли они друг друга. Если да, то общение эффективно.

коммуникативный акт включает в себя

Прежде чем подробно исследовать коммуникативные акты, стоит разобраться в разнице терминов общение и коммуникации. Коммуникация — это некая связь с результирующим показателем - обмен данными. Коммуникативный акт включает в себя обязательную передачу информации. Также под этим термином понимается возможность пользоваться символами, буквами и цифрами, чтобы получать и декодировать информацию. Неподготовленному человеку может показаться, что два обсуждаемых понятия синонимичны, но это не так. Слово коммуникация очень распространилось в последнее время в связи с бурным скачком в сфере информационных технологий и связи. Но поскольку коммуникация являет собой именно обмен данными, то она создает некие ограничительные рамки, которые слишком узкие для общения. В научном разрезе при этом мы фиксируем только фактические аспекты дела, тогда как натуральное общение ставит целью не саму передачу данных. Оно видоизменяется и формируется в процессе самого себя.

Общение

Общение – более глубокое и труднопознаваемое явление. Оно означает не сухое движение данных от точки А к точке Б, а подразумевает внимание партнеров друг к другу, их заинтересованность. Другими словами, он в общении мы учитываем не только свои желания и цели, но и приоритеты нашего партнера, благодаря чему у разговора появляется много функций. Интересно, что Иммануил Кант считал , что в процессе общения люди публично используют свой разум. Также интересна мысль о том, что для свершения факта общения должен быть субъективный взгляд. Это значит, что у человека должна быть своя личная точка зрения, аргументы, мысли и предпочтения.

Понятие коммуникативного акта

Уже понятно, что коммуникации представляют собой движение информации. Но сама коммуникация многогранна и имеет несколько уровней. На первом происходит пересечение точек зрения людей, начинающих контакт. На втором этапе происходит непосредственное движение данных и принятие полученных их. Третий и окончательный этап позволяет партнерам понять друга друга и проверить, верно ли донесено их сообщение. То есть конечная цель заключается в том, чтобы получить обратную связь.

понятие коммуникативного акта

Это очень важно понимать на любом этапе изучение данного вопроса, ведь от того, насколько верно вы трактуете цель деятельности, зависит, в каком направлении будет задано движение. Основная цель любых взаимосвязей между людьми заключается не столько в том, чтобы получить или отправить сведения, как в том, чтобы удостовериться в наличии ответа, реакции. На этом принципе строятся все родственные, дружеские и супружеские отношения. Он мало применим в сферах строго ограниченных и узко специализированных, но широко применим во всех остальных областях человеческой жизни.

Элементы

Элементы коммуникативного акта - это:

  • Адресант – тот, кто посылает запрос.
  • Адресат – тот, кому запрос направляется. В разных учреждениях адресатами выступают отдельные работники организации с их конкретными субъективными наборами.
  • Сообщение – это содержание коммуникативного акта, то есть основной посыл.
  • Код – это оболочка, в которой передается запрос. Она состоит из вербальных средств, движений, жестов, математических знаков и т. д.
  • Цель – конечный результат, ради которого посылается запрос.
  • Канал связи то, при помощи чего происходит обмен между адресатом и адресантом. Им может выступать текст, телефон, запись, экран компьютера.
  • Результат – это показатель того, был ли доставлен и понят запрос.

Все эти составляющие очень тесто коррелируют и влияют друг на друга. Так, непонимание цели общения хотя бы одним из двух собеседников влечет за собой разрыв этой связи, так как будет нарушено взаимопонимание. В то же время, если мы не понимаем код или неверно его трактуем, то о каком эффективном обмене данными может идти речь? Такая ситуация по своей нелепости и неэффективности будет напоминать попытки глухого человека понять говорящего.

компоненты коммуникативного акта

Схема

Рассмотрев компоненты коммуникативного акта, попробуем взглянуть с другой, более сложной стороны. Движение и понимание информации между адресатом и адресантом асимметричны. Это вызвано тем, что для того, кто отправляет запрос, суть самого сообщения предшествует высказыванию. Тогда как изначально человек, который посылает сообщение, закладывает него определенный смысл, и лишь потом кодирует его в определенную систему знаков. Для адресанта тоже смысл открывается одновременно с кодированием. Именно из этого примера отчетливо видно насколько важна совместная деятельность общающихся людей, ведь адресант может облачить свои мысли в неправильные слова.

Точность понимания

Но даже если он максимально четко выразил свою мысль, не факт, что получатель сообщения правильно его поймет. Другими словами, без взаимодействия и обоюдного желания понимания достигнуть результата не удастся. Точность понимания коммуникативного речевого акта становится понятной, когда происходит смена ролей. Другими словами, адресант должен стать адресатом, и своими словами рассказать, как он понял суть сообщения. Здесь мы все прибегаем к помощи диалога, который оказывает нам большую услугу. Он позволяет моментально менять роли в разговоре, чтобы максимально точно понять суть запроса. Мы можем переспрашивать, уточнять, пересказывать, цитировать и т. д. нашего собеседника до тех пор, пока окончательно не поймем его.

социальный коммуникативный акт

Все это позволяет нам показывать нашу заинтересованность. Так, когда нам очень надо или мы действительно хотим чего-то, то будем добиваться этого любой ценой, уточняя и переспрашивая нашего собеседника сотни раз. Но когда мы не заинтересованы, то можем отказаться от всей затеи после первой же неудачной попытки.

Структура

Структура коммуникативного акта включает пять ступенек. Первый этап – это отправная точка взаимосвязи , когда адресанту необходимо четко осознать, что конкретно и в каком виде он желает транслировать , и какой ответ и реакцию желает заполучить. Второй этап — это кодировка данных и перевод в определенные символы. На третьем этапе происходит отбор и движение запроса по определенному каналу связи. Это могут быть компьютерные сети, электронная почта и т. д. На четвертом этапе происходит декодирование и прием. Адресат принимает сигналы и расшифровывает их, другими словами, он интерпретирует полученную информацию. Отметим, что чем полнее взаимопонимание, тем эффективнее взаимосвязь. На пятом этапе происходит получение ответной реакции.

Надо понимать, что на всех перечисленных этапах могут возникать различные помехи, искажающие исходный смысл. Обратная связь обеспечивает возможность реакции для того, чтобы понять, был получен ли и распознан сигнал. Если модель коммуникативного акта правильно функционирует, взаимосвязь достигает своего назначения.

Цель

Как мы знаем, коммуникативный акт поэтапный. При прохождении их всех надо сосредотачиваться на конечном назначении. Оно может крыться в передаче новой информации или воздействии. В реальной жизни конечная цель чаще всего представляет собой комбинацию нескольких целей. Эффективность полученного сообщения зависит именно от того, в какой степени было понято исходное сообщение.

модель коммуникативного акта

Условия

Существует несколько важных условий. Первое гласит, что адресат должен обладать вниманием. Другими словами, если запрос был получен, но адресат не услышал его, то есть не обратил никакого внимания, то важность взаимосвязи падает. Второе условие заключается в умении понимать. Если адресат получил запрос и внимательно его изучил, но не уразумел, то до конечной цели добраться будет труднее. Последнее условие заключается в готовности принять запрос. То есть, если даже запрос принят внимательно и и правильно понят, но человек не хочет его принимать, считая неправильным, искаженным или неполным, то результативность взаимосвязи будет равняться нулю. Только при наличии этих трех условий – внимать, понимать и принимать, - конечный результат связи будет максимально реализован.

Разновидности

Рассмотрим виды коммуникативных актов.

По сути:

  • Обыденные.
  • Личные.
  • Научные.
  • Рабочие.

По виду контактов:

  • Прямые.
  • Непрямые.

По связи:

  • Односторонние.
  • Двусторонние.

По уровню взаимной работы:

  • Высокие.
  • Достаточные.
  • Несущественные.
  • Низкие.

По конечной цели:

  • Отрицательные, когда информация была полностью искажена.
  • Бесполезные, когда индивиды не смогли найти общий язык.
  • Положительные, когда было найдено взаимопонимание.
коммуникативно речевой акт

Теоретическая основа

Теория коммуникативных актов Ньюкома – это теория, которая разработала социологом и психологом из Америки Теодором Ньюкомом. Основная мысль состоит в том, что если два индивида положительно друг друга актуализируют и формируют какие-то связи по отношению к третьему человеку, то у них проявляется желание в развитии похожих связей. Это мысль хорошо объясняет принцип появления антипатии и харизмы, и показывает, как зарождается сплоченность и ощущение целого в коллективе. На данный момент идея Ньюкома активно используется в изучении массовых СМИ. Она не получила как полного приятия всеми исследователями, так и полного отрицания. Тем не менее в большинстве случаев она действительно эффективна. Но всегда остается элемент неопределенности, ведь очень сложно оценить насколько люди нашли общий язык, и как они будут относиться к третьему лицу.

Особенности социального коммуникативного акта

Главная сложность и специфичность заключается в том, что люди не всегда хотят показывать свое истинное отношение к полученному сообщению. Для максимально полной передачи информации следует прибегать к простым и понятным средствам общения, то есть системам знаков. Их есть целый ряд, но различают вербальную и невербальную связь. При первой используется речь, а для второй нужны неречевые манипуляции.

Вербальная передача данных - это самое удобное, простое и универсальное средство коммуникации, ведь при его использовании удается сохранить максимум смысла сообщения. Но также с применением речи можно кодировать и декодировать информацию. Естественно, что взаимообмен осуществляется не лишь на уровне данных, но и на уровне эмоциональных переживаний. Такая информация транслируется точно так же, то есть языковыми невербальными средствами.

теория коммуникативных актов

Дополнительные инструменты

Но особое внимание уделяется невербальным средствам. Качество полученного запроса варьируется в зависимости от интонации, тембра, особенностей и темпа речи. Что касается невербальных техник, то они прекрасно демонстрируют настроение и переживания индивида. Это положение тела, движения, мимические особенности и касания. Таким образом, среди невербальных средств мы можем выделить такие основные системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая экстралингвистическая, проксемическая, визуальная.

Первая из списка заключается в том, что используется тело для передачи любого рода данных. Вторая и третья системы - это просто дополнительные инструменты. Паралингвистические состоят из звучания голосовых связок, тона и диапазона. Экстралингвистические — это слезы, смех, паузы. Проксемическая система относится к пространственным факторам, которые изучал Э. Холл. Это довольно специфическая отрасль, которая оценивает качество акт на базе пространственных показателей. К примеру, проксемика рассматривает ситуации, когда возникает ситуация резкой откровенности к незнакомому человеку. Визуальная система заключается в контакте глаз, который представляет собой один из способов интимного общения. Как и остальные невербальные средства, контакт глаз является еще одним инструментом к вербальной коммуникации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.