Женщина на корабле: мифы, легенды, приметы, правдивые истории и причины суеверий

Наверное, только маленькие дети ни разу не слышали о суеверии, связанном с женским полом и морским транспортом. "Женщина на корабле - к несчастью" - так гласит древнее поверье. С чем это связано и какова история подобного суеверия?

Женщина на корабле: такая ли уж редкость?

Ни для кого не секрет, что на кораблях встречаются преимущественно мужчины. Конечно, в расчет не берутся пассажирские, экскурсионные суда, где гендерная принадлежность не столь важна, а соотношение полов и вовсе не очевидно. Но на кораблях торговых и военных (а еще нужно не забыть про пиратские!) женский пол действительно явление редкое, практически исключительное. Вряд ли можно вообразить себе женщину - капитана корабля (хотя в мире есть и несколько таких; о них разговор будет особый и немного позже) или боцмана в полосатой тельняшке. Это профессии все-таки сугубо мужские, требующие большей выдержки и выносливости, нежели присуща женщинам. Однако даже на подобных судах даме, как правило, находится место. Какая же может быть работа у женщины на корабле?

Корабельные обязанности слабого пола

К капитанам кораблей в юбках мы еще вернемся, а пока поговорим о других специальностях, более подходящих женскому полу и способных пригодиться в море. Далеко ходить и долго думать не надо: разумеется, в первую очередь это корабельный кок! Или повар, говоря простым языком. Именно женщины в основном выполняют на судах обязанности кашевара - нет, конечно, встречаются среди них и мужчины, но женщин все-таки больше. Так повелось испокон веков, еще с древности, и даже в литературе полным-полно таких примеров.

Женщина-капитан корабля

Кем еще может работать на корабле женщина? Официанткой в ресторане, барменом, горничной, администратором, уборщицей - в общем, всем тем, что называют нынче "обслуживающий персонал". Устроиться на судно при этом не то чтобы очень легко - во-первых, нужно иметь соответствующий опыт работы на берегу, во-вторых, знать иностранный язык (преимущественно, конечно, английский), владеть стандартами обслуживания на международном уровне, обладать стрессоустойчивостью и доброжелательностью. И такие серьезные требования предъявляют просто к коку или официантке - что уж говорить о женщине, решившей занять место на капитанском мостике?.. Ах да, ну и самое важное: надо очень любить море, чтобы связать с ним свою жизнь.

Кто придумал примету?

Никому достоверно не известно, с чьей легкой (а может, наоборот, тяжелой) руки стала гулять по миру шутливая примета про окаянный женский пол, который в море приносит лишь горе. О том, что женщина на корабле - плохая примета, не знает разве что ленивый, и суеверие это живет уже веками. Даже в нынешнем, таком прогрессивном столетии многие верят и подчиняются ему - и это при том, что женщины тем не менее постоянно выходят в море.

Морские просторы

Однако к вопросу о том, оправдана ли данная примета, вернемся чуть позже. А пока стоит все-таки попробовать выяснить, какие события послужили толчком для подобной выдумки.

Примета о женщинах на корабле: что скрывалось за ней?

Как ни странно, но источник жизни данного суеверия существует отнюдь не в единственном экземпляре. Есть по меньшей мере пять различных версий того, почему же обрела жизнь примета о женщине на корабле. И все они имеют полное право на существование. Откуда именно "ноги растут" и "ветер дует", со стопроцентной вероятностью сказать нельзя - каждый выбирает наиболее предпочтительный и правдоподобный для себя вариант. А вдруг они все верны?..

Британская предусмотрительность

Английский язык - международный не только на суше. Морские волки тоже решают свои межгосударственные вопросы именно на нем. А на языке британцев корабль имеет несколько названий, причем любое из них - женского рода. Именно как к женщине, she (то есть "она") испокон веков обращались к своему судну британские моряки. Они верили, что у каждого корабля есть собственная душа, и нарекали эту душу женской - ведь к женщинам всегда относятся со снисхождением: слабый пол на то и слабый, чтобы прощать его и помогать ему. А значит, морские духи и природные силы не тронут в случае чего корабль, где царит женская душа. По той же причине плавсредства называли женскими именами, их обихаживали, оберегали. И именно поэтому всячески препятствовали восхождению женщины на корабль: ведь они станут соперницами с душой корабля, соперницами за мужское внимание. Которое, разумеется, изначально направлено исключительно на корабль, но которое может ослабеть и переключиться на коварную разлучницу и соблазнительницу. Тогда начнется ревность со стороны корабельной женской души - и кто знает, какими бедами вся эта катавасия может обернуться. Поэтому женщин на корабль лучше не пускать - так рассуждали моряки стародавних времен. А если случалось так, что посторонняя красотка на судне все-таки оказывалась, и оно попадало при этом в шторм, бравые матросы ничтоже сумняшеся могли и выбросить несчастную за борт, ведь давно всем известно, что лучшим способом задобрить природные силы является жертвоприношение. Кого же приносить в жертву еще, как не женщину?

Женщина в море

А в Дании в середине шестнадцатого века, в соответствии с этим морским обычаем, вышел даже королевский указ, гласящий о категорическом запрете появления на любом судне дам и... свиней. Коли же такое все же произойдет - ослушавшихся следовало немедленно топить. Очевидно, так и поступали. В наше время хотя бы не топят - стали гуманнее, человечнее.

Поклонение божествам

Отчасти с вышеупомянутой версией приметы о том, что женщина на корабле - к беде, связана и следующая трактовка. Во все времена моряки (а началось это еще с древних финикийцев и не менее древних греков) поклонялись божествам - Посейдону и Нептуну, владыкам морским, - и старались всячески им угодить. У владык были проблемы с женским полом - богини пытались крутить-вертеть ими, как угодно.

Бог моря Посейдон

Доставляли несчастным богам кучу проблем, в общем. Следовательно, не стоило гневить Посейдона с Нептуном, беря на борт женщин - то есть тех, от кого у богов одни неприятности.

Церковный запрет

Данная версия, в отличие от предыдущих, связана с Древней Русью и имеет довольно длинные корни в христианском прошлом. Дело все в том, что в те далекие-стародавние времена церковью женщины признавались грешницами, блудницами, источником зла и всевозможных несчастий - перечень можно продолжать и далее. Одно это уже не прибавляло бравым морским волкам желания путешествовать бок о бок с такими дьяволицами. Но мало того: они, будучи набожными людьми, и не могли этого сделать, даже если бы вдруг очень захотели. Дело в том, что перед отправкой судна на его борт в непременном порядке поднимался священнослужитель. Он благословлял корабль и его экипаж на странствие, а также окроплял весь периметр корабля святой водой. После подобной процедуры ни одной женской душе даже ступить на трап не дозволялось. А поскольку набожными были отнюдь не только мужчины, то очень мало кто осмеливался нарушить таковой запрет.

Мужское внимание

Данная версия происхождения приметы о том, что женщина на корабле - к беде, лежит на поверхности. В море, в рейсе, корабль проводит довольно много времени. Соответственно, люди, которые на нем находятся, лишены всяческих искушений. Если это чисто мужской коллектив, дело одно, но если же в нем появляется женщина - тут, понятное дело, быть беде.

Женщина за штурвалом

Конкуренция за ее внимание может обернуться не самыми радужными последствиями для экипажа, что в открытом море является совершенно недопустимым. Во избежание подобных проблем и старались женщин на борт не брать, и, вероятно, во избежание возможных толков да пересудов и придумали подобную примету.

Женские слабости

Еще один вариант того, почему женщина на корабле - к беде, связан с особенностями женского характера. Дамы, как известно, - существа капризные, требовательные, любящие комфорт, уют, покой. Во многом они придирчивы, кроме того, им постоянно нужно внимание к своей персоне. Ни комфорта особого, ни уюта, ни тем более большого внимания на постоянной основе в море женщинам предоставить невозможно. Помимо прочего, плавание не является увеселительной прогулкой. В море возможно всякое, а потому, чтобы оградить слабый пол от вероятных морских неурядиц, лучше всего их с собой вообще не брать.

Оправдана ли примета?

Итак, если верить данному суеверию, пребывание женщины на корабле как называется? Правильно, бедой и сплошными неприятностями. Однако так ли это на самом деле? Случались ли какие-либо беды с теми кораблями, на которых находились женщины, только из-за их присутствия?

Круизный корабль

Морские катастрофы, действительно, не редкость, и это весьма прискорбный факт. В одном только двадцатом столетии в мире произошло более двухсот тридцати катастроф - и это лишь цифры крупнейших, тех, что унесли жизни сотни и свыше того человек. Все эти аварии происходили на самых разных кораблях самых разных стран и по самым разным причинам. На каких-то из них был только мужской коллектив, на каких-то присутствовали и дамы. И утверждать, что всему виной женщина - нелепо и бессмысленно.

Женщина в море: исторические факты

Выше уже упоминалось, что в мире существует несколько женщин-капитанов. Кратко расскажем о них.

Звание самой первой в мире "капитанши" принадлежит Анне Щетининой, которая единственная смогла довести свое судно из Таллинна до Кронштадта под непрерывными бомбежками в тяжелом сорок первом году. Кроме нее, в перечне женщин на высоких морских должностях числятся: шведка - командир подводной лодки; турчанка - штурман; немка - капитан дальнего плавания; африканка - командир патрульного корабля. Существует даже специальная женская ассоциация судоходства - членами ее являются, конечно, только женщины.

Женщина-пират

А вспомним, что было раньше? Амазонки, курсирующие без тени страха по Черному морю; известнейшие пиратки Анна Бонни и Мэри Рид; царица персов Артемисия; царица Египта Клеопатра; святая Урсула; пиратка-китаянка госпожа Цин; англичанка Ханна Снэлл, в мужском обличье десять лет служившая на корабле...

Эти и многие другие примеры лишний раз подчеркивают: женщины на кораблях были и будут всегда, а суеверия на то и суеверия - нужно же людям во что-то верить!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.