Классный час в 5 классе. Классный час "Толерантность" (5 класс)

Воспитательная работа в школе направлена на формирование в подрастающем поколении патриотических качеств. Классный час в 5 классе педагог продумывает так, чтобы он способствовал формированию у школьников уважительного отношения к представителям других национальностей.

Особенность внеурочной работы

Стоит проанализировать материал, предназначенный для классных руководителей. Какой может быть тематика классных часов? 5 класс – это период, когда на первый план выходят взаимоотношения с одноклассниками. Именно поэтому педагог старается использовать в воспитательной работе разнообразные виды деятельности:

  • творческие проекты;
  • тестирование;
  • беседы;
  • ролевые игры.

Вариант занятия

Классный час в 5 классе по теме «Толерантность» направлен на разъяснение школьникам данного термина.

Задачи мероприятия:

  • показать значимость установления отношений между людьми на доброжелательной основе;
  • формировать детский коллектив;
  • показать важность терпимости к другим людям.

Классный час в 5 классе предполагает оформление доски. На ней можно разместить плакаты с разнообразными цитатами мыслителей, касающимися толерантности. Также для занятия потребуется раздаточный материал, карточки с изображением цветка, символизирующего терпимость.

специфика толерантности

Игра «Прикоснись ко мне»

Данное занятие в пятом классе можно начать с необычной игры. Педагог выбирает трех школьников, завязывает им глаза, просит их прикоснуться к волосам, рукам, лицу иных трех ребят. Игроки должны отгадать одноклассников, к которым они прикасались. Такое необычное начало мероприятия способствует позитивному настрою ребят на работу.

формирование терпимости

Слово педагога

Что можно включить в сценарий классного часа? В пятом классе на обществознании рассматривают уклад жизни разных национальностей, поэтому термин «толерантность» уже знаком ребятам.

Каков смысл этого понятия? Всегда ли в обычной жизни люди толерантны по отношению к другим? Какими качествами должен обладать человек, уважительно относящийся к представителям других национальностей? На все эти вопросы нужно постараться ответить в рамках классного часа. Объяснить, что любой человек является уникальным.

Мир вокруг интересен именно потому, что все люди в нем разные. У каждого есть друзья и подруги в классе. Следует предложить учащимся пересесть к ним и вместе заполнить таблицу «Я и моя подруга (друг)», шапку которой на доске чертит педагог.

После того как таблица будет полностью заполнена, ребята должны ответить на разнообразные вопросы педагога:

  1. Чем походи люди?
  2. Каковы основные отличительные черты?
как воспитать любовь к других людям

Парная работа

Классный час по теме «Толерантность» можно построить на основе парной работы. В некоторых ситуациях черты подруги либо друга нервируют либо, напротив, способствуют принятию определенного решения. Несмотря на то, что в характерах есть множество различий, вместе ребятам интересно и весело.

Классный час по теме «Толерантность» можно продолжить тестированием. Учитель предлагает ребятам проверить, насколько они терпимы, нужно ли им в себе развивать навык общения с другими людьми.

Толерантность предполагает уважение, доверие, взаимопонимание с представителями других национальностей.

дружба и понимание

Тест «Насколько вы терпимы»

Необходимо предложить детям выбрать те утверждения, которые в полной мере соответствуют особенностям их поведения.

  1. Он не соглашается с другом:
    • но продолжает его слушать;
    • не позволяет ему говорить.
  2. На уроке он ответил…
    • позволяет отвечать одноклассникам;
    • хочет давать еще ответы.
  3. Друг его предал …
    • попытается наладить с ним контакт;
    • будет ему мстить.

Далее проводится обработка результатов. Если ребенок выбирает утверждение под буквами «а», в таком случае, можно говорить о терпимости человека.

Затем учитель предлагаем воспитанникам вспомнить сказку Андерсена «Гадкий утенок». Для того чтобы отработать понятие «толерантность», он задает следующие вопросы:

  1. Все ли герои данного произведения по-братски относились друг к другу?
  2. Кто имеет на птичьем дворе максимальный авторитет и почему?
  3. Должны ли герои обладать равными правами независимо от особенностей происхождения?
  4. Почему птицы обижали гадкого утенка?
работа с классным коллективом

Важные аспекты

Люди, у которых есть физические недостатки, также имеют право на общение. Учитель предлагает ребятам одну поучительную историю:

«В далеком космическом пространстве существует планета, которая напоминает землю. Люди, живущие на ней, имеют только один глаз. Они способны видеть в полной темноте, проходить через стены. Женщины той планеты такие же, как на Земле. Случилось так, что у инопланетянки родился ребенок с двумя глазами.

Родители очень расстроились, но полюбили малыша. Они показывали ребенка лучшим врачам, но те только разводили руками. После того как малыш подрос, у него появилось множество проблем.

Так как он не видел в темноте, ему приходилось постоянно носить с собой источник света. После того как он пошел в школу, учителя старались оказывать ему помощь. Дома он ощущал одиночество, грустил из-за того, что у него не было друзей. Мальчик мечтал научиться видеть то, что не могли узреть его одноклассники. Однажды он заметил, что видит мир в разных цветах. Мальчик сразу рассказал об этом родителям, что их сильно удивило. Изумились такому дару и одноклассники. Мальчик рассказывал им интересные истории, используя слова, которые им были незнакомы: оранжевый, красный, зеленый. Дети с упоением его слушали, поражаясь эмоциональности рассказчика. Мальчик подрос и встретил красивую девушку. Они полюбили друг друга. Девушка не замечала его странностей, у молодых людей родился сын. Малыш был совершенно обычным, у него был только один глаз».

Учитель отмечает важность заботы о людях, которые имеют различные физические недостатки.

классные часы по толерантности

Беседа

Какие можно брать темы для классных часов? 5 класс – время, когда у ребят появляется сразу несколько новых учителей. Ребенку важно терпимо относиться не только к одноклассникам, но и к взрослым. Разработки классных часов способствуют решению данной проблемы, их можно выстраивать в виде бесед.

Вариант одной из них представлен ниже. Учитель рассказывает детям следующую историю:

"Ольга Скороходова родилась в Херсонской области. Девочка рано потеряла родителей. В пять лет она заболела менингитом, в результате чего потеряла слух и зрение. Профессор Соколянский забрал к себе девочку, помог ей получить образование. Ольгой написано три книги, она стала кандидатом педагогических наук".

Затем учитель предлагает ребятам ряд вопросов, в рамках которых они анализируют предложенный текст.

легко ли быть терпимым к другим людям

Игра «Микрофон»

Классный час по теме «Дружба» допускает дискуссию о значимости терпимости. У каждого ребенка появляется право высказать свою позицию, обосновать ее доказательными аргументами.

Учитель на доске изображает весы. На одной чаше он пишет тезис «Я имею право на терпимость и уважение от окружающих» и просит ребят придумать второй тезис, чтобы весы оказались в равновесии.

Классный руководитель отмечает, насколько важно уважать других людей, не оскорблять их.

Завершить занятие можно составлением цветка «Толерантность». Педагог раздает детям листочки, на которых нарисован цветок, просит их на каждом лепестке написать синонимы к данному термину. Ребята отмечают терпимость, понимание, уважение, ответственность, доброжелательность, отзывчивость.

Педагог крепит цветки на доске, анализирует результаты работы школьников. В своем заключительном слове учитель еще раз дает определение толерантности, отмечает актуальность этого вопроса. Он отмечает, что свобода любого человека основывается на дружелюбности. Важно научиться слушать собеседника, учитывать его позицию. Нельзя демонстрировать свою предвзятость, безразличие, высокомерие в общении с представителями других национальностей.

Педагог вместе со школьниками формулирует правила обучения толерантности. Среди них:

  • помнить о том, что у всех людей равные права;
  • не спешить осуждать людей, пытаться понять их действия;
  • уважать чувства представителей других национальностей, не допускать их оскорбления.

Только при установлении доброжелательных взаимоотношений между людьми можно рассчитывать на мирное сосуществование разных народов. Вопрос, касающийся толерантности, стал в последние годы особенно актуальным.

Доброта, терпение, любовь – те качества, которые помогают преодолевать многочисленные конфликты. В конце мероприятия педагог призывает ребят решать все конфликты, которые возникают в отношениях с одноклассниками и родителями, только мирным путем. Люди должны научиться слышать собеседника, только в таком случае можно говорить об уважении и доброжелательности в обществе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.