Катькин садик в Питере (фото)

Петербург – город, удивляющий не только своими достопримечательностями и уютными уголками, но и народными мифами и топонимикой. Одним из примеров народной топонимики, то есть стихийно возникших неофициальных названий, можно считать и топоним "Катькин садик". Что же это за место в северной столице? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Принципы топонимики Петербурга или как образован?

Существует около 18 принципов, по которым возникали официальные исторические названия мест Санкт-Петербурга. Самыми старыми были: "вижу-называю", связанный с расселением на территории северо-запада финно-угорских племен, ландшафтный или природный, принцип переименования в связи с подписанием Столбовского договора в 1617 г. финно-угорских топонимов на русский и шведский лад. В ходе застройки заложенного Петром I нового города на невских берегах появились и новые топонимы – названия улиц и площадей. Начало было положено Елизаветой Петровной. Тогда использовались принципы: слободской, по городам и странам, по значимому объекту. Последний применялся наиболее часто до начала 20 века.

Поскольку в сложившемся к середине 19 в. архитектурно-планировочном ансамбле нынешней площади Островского считался Александринский театр, то и первоначальное название площади звучало как Александринская. Однако после оформления на площади сквера вокруг установленного памятника, народ, видимо, выделил для себя иную доминанту – монумент Екатерины II. Вот и возникло в народе название "Катькин садик".

История места

Территория, которую сейчас занимает площадь Островского и Катькин садик в СПб, раньше была владениями фаворита Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского. Здесь находился сад усадьбы Аничкова дворца, пруд на землях которого простирался по всей длине участка Невского проспекта вплоть до Садовой улицы. По границе с Садовой располагались оранжереи и питомник, а на территории нынешнего Екатерининского сквера – садовые павильоны.

При Александре I сад был упразднен, а на его месте начали оформлять площадь. Вместо театра Казасси построили каменный театр. По плану Тома де Томона и Луиджи Руска, занимавшихся планировкой территории, площадь должны была отгораживаться от Невского проспекта оградой с главным входом в виде монументальных ворот. После того, как Александр I подарил Аничков дворец Николаю I, планировкой продолжил заниматься Модюи. Но его проект не устроил Николая Павловича.

Продолжил работу над проектом К. И. Росси. Была реализована лишь часть ограды со стороны Аничкова дворца. По той же стороне возведены россиевские садовые павильоны – первые памятники Отечественной войне 1812 года.

Гармония архитектурно-планировочного ансамбля

Ансамбль площади Островского с "Катькиным садом" в Питере входит в качестве важной составляющей в самый главный архитектурно-планировочный ансамбль города – Невский проспект, к которому она раскрыта лицевой стороной. Сразу же обращает на себя внимание архитектурная и тематическая доминанта – театр драмы им. Пушкина, до революции 1917 г. более известный как Александринка. Он был построен по проекту итальянского зодчего Карла Ивановича Росси так же, как и расположенные по правой стороне периметра площади, два корпуса Российской Национальной библиотеки. Третий, главный, со скругленным углом и вторым фасадом, выходящим на Садовую улицу, создал Соколов. Продолжают линию периметра два доходных дома, один из которых, возведенный в неорусском стиле, – знаменитый дом Басина авторства Н. Н. Никонова.

Садик в 19 веке

С оборотной стороны она ориентирована на еще один удивительный ансамбль – улицу Зодчего Росси и замыкается с двух сторон торцевыми фасадами театрального музея и библиотеки, входящих в состав здания Академии балетного искусства имени А. Я. Вагановой, и бывшего здания Дирекции императорских театров работы Росси.

Главная доминанта

В центре площади Островского и "Катькиного садика" в Питере был в 1873 г. установлен памятник Екатерине II по проекту Опекушина, Чижова, Микешина и др. Он выполнен в необычной форме – детской пирамидки, вершиной которой является скульптурное изображение Просвещенной Императрицы в полный рост – Екатерины-законодательницы в образе Минервы. Напоминает такое решение знаменитый портрет Д. Левицкого.

Памятник Екатерине Великой

Нижняя часть памятника – постамент в форме поставленного на землю колокола, на котором по кругу скомпонованы группы из скульптурных изображений сподвижников Екатерины Великой, прославивших Россию и многое сделавших для нее в правление императрицы: М. В. Ломоносов, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Г. Г. Потемкин, Е. Р. Воронцова-Дашкова, И. И. Бецкой и др.

Подножие монумента

Катькин садик

На фото в Питере выделяется на фоне каменных шедевров зодчества. Названный позже "Катькиным", сквер вокруг памятника появился в период с 1820 по 1832 гг. Автором идеи был сам создатель архитектурного ансамбля К. И. Росси. Помогал ему мастер по созданию садов Яков Федоров, а перепланирован сквер был во второй половине века Д. Гримом и Э. Регелем. Цель перепланировки – приспособление территории для прогулок жителей столичного города.

По идее Александра I, оформление сада было решено дополнить 29 статуями видных общественных, политических, военных и культурных деятелей. Долгое время шли обсуждения перечня претендентов, но оно так затянулось, что в конце концов и вовсе не было реализовано.

В наше время вокруг памятника – облагороженная площадка с дорожками для прогулок и скамьями для отдыха. Адрес "Катькиного сада" в СПб – площадь Островского, угол с Садовой улицей и Невским проспектом.

Вид на садик с Невского проспекта

Центр городской жизни

Сейчас площадь Островского и "Катькин садик" в Питере – место, в котором кипит жизнь. Ежедневно сюда приходят многие из горожан и гостей Петербурга – погулять и насладиться красотой городской архитектуры, напоминающей о прошлых эпохах и культурах разных народов, способной познакомить своих созерцателей с историей столицы Российской империи.

Участок Невского проспекта перед садом – излюбленное место для городских художников. Они не только представляют здесь свои работы и продают их, но и рисуют всех желающих. Можно выбрать мастера и технику, в которой он рисует по своей душе.

В субботние и воскресные дни здесь регулярно проводятся фестивали мороженого, корюшки и др. Ожидают начала спектаклей театралы. Спешат в библиотеку исследователи и научные работники.

Фестиваль мороженого

Рождество у Екатерины Великой

В правление Просвещенной императрицы в Санкт-Петербурге широко отмечались рождественские дни. А поскольку еще с петровского времени город развивался как многоконфессиональный центр, то праздновали здесь не только православное, но и католическое Рождество. Устраивались и ярмарки, приуроченные к этому празднику. В них принимали активное участие придворные и сама Екатерина.

Новогодняя ярмарка

В дань памяти об этой традиции каждую зиму у ног Екатерины II в "Катькином садике" в Питере проводится городская рождественская ярмарка. Она организуется в лучших европейских традициях. В рамках ярмарки проходят благотворительные акции. Например, "Елка желаний". В Питере в "Катькином садике" по адресу: Невский проспект, площадь Островского, устанавливается новогодняя елка. На нее дети из детских домов развешивают заранее заготовленные конверты с желаниями, а затем знаменитые персоны: актеры, писатели, политики и др. распечатывают конверты, читают их содержание вслух и выполняют желания. Кроме того, они рисуют портреты отдыхающих, а вырученные средства передают в детские дома.

Ярмарка на площади Островского

Сама ярмарка располагается по периметру Екатерининского сквера и посвящена каждый год новой теме. В ярмарках принимают участие не только российские, но и иностранные партнеры.

Для тех, кто не знает, как добраться до "Катькиного сада" в СПб, информация следующая: самый простой путь – метрополитен до станции "Невский проспект" или "Гостиный двор".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.