Реактивное образование: понятие, основные принципы, психологическая защита, прием преобразование и рекомендации психологов

Стоит только немного понаблюдать за своими эмоциями, как приходит ясная мысль: они часто слишком изменчивы. Сегодня хочу, завтра не хочу. Это нравится, а теперь тошнит от одного вида. И все это без причины. Вернее, нам так кажется. И это подтверждает такое понятие, как реактивное образование.

Понятие

Мозг как компьютерная система

Реактивное образование в психологии - это гипертрофированная, чрезмерная реакция на подсознательный запрет. Выражается в нарочито ярком проявлении противоположного чувства. Даже само название "реактивное" указывает на главное определение (вследствие реакции). То есть для подобного феномена необходимо два или более составляющих. Как правило, это подсознательный барьер и конфликтующая с ним мысль.

Немного теории

Вопросы в голове

Здесь необходимо сказать про амбивалентную (двойственную) природу наших эмоций. Это значит, что находясь под воздействием более-менее сильных чувств, мы испытываем два полюса, две крайности одновременно. Одну из них мы просто не осознаем. Это, однако, не помешает нам, в случае чего, быстро на нее переключиться.

Для начала определимся, что мы испытываем куда большее влияние от слов близкого человека, чем от постороннего. Это очевидно. Обычное "спасибо" от родного человека греет душу куда больше, чем благодарственная тирада от бездомного, которому мы отсыпали горстку мелочи.

Это действует и в обратную сторону. Как ни парадоксально это звучит, но, согласно принципу амбивалентности, чем больше мы человека любим, тем сильнее мы его ненавидим. Если тот же бездомный пошлет вас к черту, вы не очень сильно расстроитесь, будет просто неприятно. В конце концов, это абсолютно незнакомый вам человек. Однако стоит сделать то же самое близкому человеку - реакция будет намного острее, вплоть до непредсказуемой.

Логически выходит так, что вы ненавидите близких больше, чем уличных алкоголиков. Да, логика - штука такая, иногда может сильно разозлить. На самом деле, все дело в двойственности эмоций. По мере развития любви увеличивается также "потенциальная" ненависть. Чем сильнее мы радуемся сегодня, тем вероятнее меланхолия завтра. В запущенных ситуациях такая амбивалентность обладает перманентным характером (постоянная смена крайних настроений) и является одним из признаков шизофрении.

Принцип работы

Множественные составляющие мышления

Предпосылки для подобного поведения закладываются еще в раннем возрасте и выражены как стереотипное мышление. То есть у человека в голове заложена определенная ригидная (твердая, неподатливая) установка. Ее источником может служить что угодно: слова родителей, нравоучения в школе, некие общественные стереотипы и т.п. Сама по себе она не представляет опасности и не является чем-то исключительным; каждый из нас несет в себе стереотипы своей среды.

Но мы знаем, что для конфликта нужны две стороны, а значит и реактивное образование начинается с вмешательства сторонней мысли. Причем этот "нарушитель границ" должен напрямую противоречить закостеневшему в мышлении стереотипу.

А дальше все как в химии: смешиваются две субстанции и происходит реакция. Желанная мысль вступает в конфликт с твердым стереотипом, который не дает ей претвориться в жизнь. На этом этапе и происходит реактивное образование. Не получив доступа к желаемому, эмоция направляет всю свою силу в обратное направление. Получается абсолютно противоположное чувство, по силе равное изначальному.

Сила реакции напрямую зависит от концентрации каждого элемента. Если сильный, устоявшийся стереотип сталкивается с твердой мыслью и сильным желанием, то реакция не заставит себя ждать, ударив с ошеломительной силой. При этом главным движущим механизмом реактивного образования будет являться его неосознанность. То есть человек будет верить в искренность своего чувства, не предполагая, что это лишь порождение внутреннего запрета.

Психологическая защита

Разум в цепях

Главная функция реактивного образования - психологическая защита. А от кого, спрашиваете, защита? Ну как же, от самого себя. Наши собственные стереотипы строят ужасные теории развития событий. Мы им, конечно, верим. По сути, мы сами и есть просто набор стереотипов.

И чтобы это ужасное будущее не наступило, нам следует перекрыть некоторые пути мысли. Словно ставим запрещающие знаки на дороге: "Доброта и ласка - проявление слабости", "Будешь давать слабину - засмеют и опозорят", "Если узнают, что тебе не хватает денег на модный ремонт - заклеймят нищим на всю жизнь", "Если ты не против геев - ты сам гей" и все в таком духе. Подобные стереотипы блокируют многие чувства, превращая их в противоположности: излишняя твердость, непозволительная расточительность или яркая агрессия.

Но если вы решили перебороть в себе подобное мышление, что же, остается только пожелать удачи в этом однозначно непростом деле. Правда, зачастую такая борьба переходит в сражение с ветряными мельницами. Среда оказывает сильнейшее влияние на каждого, независимо, хочет он того или нет.

Пример

Мозговой "взрыв"

Рассмотрим яркий пример реактивного образования в отношениях. Мужчина очень любит одну женщину, и это чувство врывается в его сознание, радостной походкой сшибая все на своем пути. Мужчине хочется каждый день говорить о своей любви. Но тут на пути прекрасного чувства встает стереотип. Он как бы говорит: "Ты чего? Нельзя свои чувства так показывать, это не по-мужски. Помнишь, что тебе батя в детстве говорил: "Нельзя этим бабам доверять, все они ведьмы!". И так как стереотип - слишком сильная штука, чтобы просто через него перешагнуть, мужчина поддается. Но ведь эту бурю эмоций нужно куда-то направить, иначе голова может просто лопнуть (это непроверенная информация). Тогда любовное отношение переключается на враждебное.

Семья

Поиск подходящего элемента

Так много выше сказано о влиянии среды на человека. Окружение, конечно, сильно влияет на характер мышления, но не стоит забывать, что главнейшим фактором остается семья. Ребенок "перенимает" поступки своих родителей. Они всегда останутся с ним до конца жизни. Поэтому недооценить ответственность такого дела, как воспитание, невозможно.

Очень часто реактивное образование возникает в школе при первых признаках симпатии к противоположному полу. Например, мальчику понравилась девочка, и он как бы вступает в диалог с собственными стереотипами:

- Может, подойти ей цветы подарить?

- Ты чего? Ты видел, чтобы твой папа хоть раз за мамой так ухаживал?

- Нет, но привлечь внимание хочется... Может, ударить ее портфелем по голове?

- А вот это хорошая идея!

И как потом не объясняй мальчишке, что ухаживание - это немного другое, модель поведения в семье останется на высшем уровне. Он, конечно, не скоро еще осознает двойственность своих чувств, а пока будет уверен, что все девчонки - дуры, для него это теперь аксиома.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
На счёт двойственности эмоций не совсем так. Чем сильнее человека мы любим, тем больше от него сознательно или бессознательно ожидаем, в широком смысле. Когда что-то не соответсвуют нашим ожиданиям (кстати, не всегда адекватным), то уже здесь мы начинаем испытывать негативные чувства: ревность, обиду и т.д. Одновременное испытывание к человеку противоречивых чувств (крайние формы — ненависть и любовь), человек начинает испытывать только ввиду несоответствия результата крайне высоким ожиданиям.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.