Значение воспитательной работы в школе трудно переоценить. От того, насколько гармонично развивается личность ребенка в школьные годы, зависит его будущее. Давайте разберемся, как улучшить воспитательную работу в школе.
Роль воспитания в современном образовании
Приоритет воспитания в государственной политике РФ подчеркивается во многих документах. Так, в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" воспитание названо стратегическим общенациональным приоритетом.
Требования к воспитательной работе прописаны и в ФГОС - федеральных государственных образовательных стандартах. Согласно ФГОС, воспитание должно быть направлено на формирование гармоничной личности , активной жизненной позиции и нравственных ценностей у детей.
Задачи воспитания по ФГОС:
- развитие способности к духовному развитию;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- приобщение к российским традиционным духовным ценностям.
Выделено несколько основных направлений воспитания:
- гражданское;
- патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое;
- трудовое;
- экологическое.
Нормативно-правовая база воспитательной работы
Ряд важных государственных документов регламентирует организацию воспитательной работы в школе.
Так, программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" конкретизирует мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи. Указ президента РФ "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" также определяет необходимость повышения качества воспитательной работы в данной сфере.
Особая роль в воспитании школьников отводится детским общественным объединениям . Их деятельность поддерживается на государственном уровне. В 2015 году создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников" (РДШ) . Ее задачи:
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- пропаганда ЗОЖ;
- поддержка талантливой молодежи.
Опыт Петербурга по развитию воспитания
Санкт-Петербург имеет богатые традиции в области детского общественного движения. Наиболее массовыми детскими организациями в городе являются:
Движение юных пожарных | Юнармия |
Российское движение школьников | Юные инспектора дорожного движения |
Региональное отделение РДШ в Петербурге активно развивается. Уже действуют 22 федеральные и 88 региональных пилотных площадок РДШ. В движение вовлечено более 7000 школьников.
Для координации усилий по развитию воспитания создается межведомственный Совет с участием представителей органов власти, научных и общественных организаций.
Таким образом, в Санкт-Петербурге воспитательная работа в школе развивается комплексно, с учетом лучших традиций и современных тенденций.
Единство урочной и внеурочной деятельности
Согласно ФГОС, воспитательная работа в школе должна осуществляться в единстве урочной и внеурочной деятельности. Это значит, что при планировании занятий педагоги обязаны учитывать не только предметные, но и личностные результаты, связанные с задачами воспитания.
При проектировании уроков важно:
- включать задания, формирующие ценностные ориентации;
- организовывать работу в группах для развития коммуникативных навыков;
- использовать активные методы обучения.
Для оценки результатов воспитательной работы анализируются показатели личностного развития учащихся - мотивация, самооценка, ценностные ориентиры. Этот анализ проводится в рамках ВСОКО - внутришкольной системы оценки качества образования.
Цели и задачи воспитательной системы школы
Любая школа выстраивает собственную воспитательную систему. Основными ее ценностями являются ребенок, его развитие и детство.
Задачи воспитательной системы:
- создание условий для самореализации личности;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие творческих способностей.
Для решения этих задач используются различные виды воспитательной работы - тематические мероприятия, конкурсы, олимпиады, экскурсии.
Организация воспитания на уровне класса
Основная воспитательная работа ведется на уровне класса. Деятельность классного руководителя включает:
- индивидуальную работу с детьми;
- организацию классных мероприятий;
- взаимодействие с семьями учеников.
Главная цель такой работы - создание условий для самореализации каждого ребенка, раскрытие его талантов и способностей.
Роль совета отцов в воспитательной работе
Для повышения эффективности воспитания в школах создаются советы отцов. Их задачи:
- привлечение мужской энергии для решения проблем воспитания;
- улучшение школьной среды силами отцов;
- активизация взаимодействия школы и семьи.
Планирование воспитательной работы в школе
Эффективная воспитательная работа в школе требует тщательного планирования с учетом особенностей контингента учащихся.
При составлении плана необходимо ориентироваться на:
- возрастные и психологические особенности детей;
- уровень их интеллектуального и физического развития;
- интересы и склонности.
Это позволит подобрать наиболее действенные формы воспитательной работы для каждой возрастной группы - игры, конкурсы, соревнования, кружки.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Ключевая роль в школьном воспитании отводится педагогам. Прежде всего - классным руководителям, а также заместителю директора по воспитательной работе.
Для повышения квалификации педагогов в сфере воспитания необходимо:
- организовывать специальные курсы повышения квалификации;
- проводить школьные методические семинары по обмену опытом;
- стимулировать самообразование педагогов по вопросам воспитания.
Взаимодействие школы с семьей и социумом
Для эффективного решения задач воспитания школа должна поддерживать конструктивные связи как с семьями учеников, так и с другими социальными партнерами - учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями.
Такое взаимодействие позволит:
- объединить воспитательные усилия различных социальных институтов;
- расширить возможности для развития и социализации школьников.
Инновационные подходы к организации воспитательной деятельности
Для совершенствования воспитательной работы необходим поиск новых эффективных подходов и форм.
Перспективными инновациями могут стать:
- проектная деятельность для решения конкретных социальных проблем;
- организация волонтерских и добровольческих объединений;
- использование цифровых технологий и социальных сетей.
Мониторинг эффективности воспитательной работы
Для оценки результативности воспитательной деятельности необходим регулярный мониторинг на основе определенных критериев и показателей.
В качестве критериев могут выступать:
- уровень воспитанности и социализации;
- гражданская позиция;
- нравственные ценности и мотивация.
Для каждого параметра разрабатывается система диагностики, включающая анкетирование, тестирование, экспертную оценку.