Воспитательная работа в школе - путь к гармоничному развитию личности

Значение воспитательной работы в школе трудно переоценить. От того, насколько гармонично развивается личность ребенка в школьные годы, зависит его будущее. Давайте разберемся, как улучшить воспитательную работу в школе.

Роль воспитания в современном образовании

Приоритет воспитания в государственной политике РФ подчеркивается во многих документах. Так, в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" воспитание названо стратегическим общенациональным приоритетом.

Требования к воспитательной работе прописаны и в ФГОС - федеральных государственных образовательных стандартах. Согласно ФГОС, воспитание должно быть направлено на формирование гармоничной личности , активной жизненной позиции и нравственных ценностей у детей.

Задачи воспитания по ФГОС:
  • развитие способности к духовному развитию;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • приобщение к российским традиционным духовным ценностям.

Выделено несколько основных направлений воспитания:

  1. гражданское;
  2. патриотическое;
  3. духовно-нравственное;
  4. эстетическое;
  5. физическое;
  6. трудовое;
  7. экологическое.

Нормативно-правовая база воспитательной работы

Ряд важных государственных документов регламентирует организацию воспитательной работы в школе.

Так, программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" конкретизирует мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи. Указ президента РФ "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" также определяет необходимость повышения качества воспитательной работы в данной сфере.

Особая роль в воспитании школьников отводится детским общественным объединениям . Их деятельность поддерживается на государственном уровне. В 2015 году создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников" (РДШ) . Ее задачи:

  • воспитание патриотизма и гражданственности;
  • пропаганда ЗОЖ;
  • поддержка талантливой молодежи.

Опыт Петербурга по развитию воспитания

Санкт-Петербург имеет богатые традиции в области детского общественного движения. Наиболее массовыми детскими организациями в городе являются:

Движение юных пожарных Юнармия
Российское движение школьников Юные инспектора дорожного движения

Региональное отделение РДШ в Петербурге активно развивается. Уже действуют 22 федеральные и 88 региональных пилотных площадок РДШ. В движение вовлечено более 7000 школьников.

Для координации усилий по развитию воспитания создается межведомственный Совет с участием представителей органов власти, научных и общественных организаций.

Таким образом, в Санкт-Петербурге воспитательная работа в школе развивается комплексно, с учетом лучших традиций и современных тенденций.

Единство урочной и внеурочной деятельности

воспитательная работа в школе

Согласно ФГОС, воспитательная работа в школе должна осуществляться в единстве урочной и внеурочной деятельности. Это значит, что при планировании занятий педагоги обязаны учитывать не только предметные, но и личностные результаты, связанные с задачами воспитания.

При проектировании уроков важно:

  • включать задания, формирующие ценностные ориентации;
  • организовывать работу в группах для развития коммуникативных навыков;
  • использовать активные методы обучения.

Для оценки результатов воспитательной работы анализируются показатели личностного развития учащихся - мотивация, самооценка, ценностные ориентиры. Этот анализ проводится в рамках ВСОКО - внутришкольной системы оценки качества образования.

Цели и задачи воспитательной системы школы

Любая школа выстраивает собственную воспитательную систему. Основными ее ценностями являются ребенок, его развитие и детство.

Задачи воспитательной системы:

  1. создание условий для самореализации личности;
  2. формирование активной жизненной позиции;
  3. развитие творческих способностей.

Для решения этих задач используются различные виды воспитательной работы - тематические мероприятия, конкурсы, олимпиады, экскурсии.

Организация воспитания на уровне класса

Основная воспитательная работа ведется на уровне класса. Деятельность классного руководителя включает:

  • индивидуальную работу с детьми;
  • организацию классных мероприятий;
  • взаимодействие с семьями учеников.

Главная цель такой работы - создание условий для самореализации каждого ребенка, раскрытие его талантов и способностей.

Роль совета отцов в воспитательной работе

Для повышения эффективности воспитания в школах создаются советы отцов. Их задачи:

  1. привлечение мужской энергии для решения проблем воспитания;
  2. улучшение школьной среды силами отцов;
  3. активизация взаимодействия школы и семьи.

Планирование воспитательной работы в школе

воспитательная работа в школе

Эффективная воспитательная работа в школе требует тщательного планирования с учетом особенностей контингента учащихся.

При составлении плана необходимо ориентироваться на:

  • возрастные и психологические особенности детей;
  • уровень их интеллектуального и физического развития;
  • интересы и склонности.

Это позволит подобрать наиболее действенные формы воспитательной работы для каждой возрастной группы - игры, конкурсы, соревнования, кружки.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Ключевая роль в школьном воспитании отводится педагогам. Прежде всего - классным руководителям, а также заместителю директора по воспитательной работе.

Для повышения квалификации педагогов в сфере воспитания необходимо:

  1. организовывать специальные курсы повышения квалификации;
  2. проводить школьные методические семинары по обмену опытом;
  3. стимулировать самообразование педагогов по вопросам воспитания.

Взаимодействие школы с семьей и социумом

Для эффективного решения задач воспитания школа должна поддерживать конструктивные связи как с семьями учеников, так и с другими социальными партнерами - учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями.

Такое взаимодействие позволит:

  • объединить воспитательные усилия различных социальных институтов;
  • расширить возможности для развития и социализации школьников.

Инновационные подходы к организации воспитательной деятельности

Для совершенствования воспитательной работы необходим поиск новых эффективных подходов и форм.

Перспективными инновациями могут стать:

  • проектная деятельность для решения конкретных социальных проблем;
  • организация волонтерских и добровольческих объединений;
  • использование цифровых технологий и социальных сетей.

Мониторинг эффективности воспитательной работы

Для оценки результативности воспитательной деятельности необходим регулярный мониторинг на основе определенных критериев и показателей.

В качестве критериев могут выступать:

  • уровень воспитанности и социализации;
  • гражданская позиция;
  • нравственные ценности и мотивация.

Для каждого параметра разрабатывается система диагностики, включающая анкетирование, тестирование, экспертную оценку.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.