Паскаль Киньяр: биография, творчество, самые известные произведения, отзывы

Паскаль Киньяр - известный современный писатель Франции, получивший в 2002 году Гонкуровскую премию за произведение "Блуждающие тени", удивительное сочетание поэзии, философского эссе и романа.

Мастер слова и виртуоз, Киньяр прослыл эрудитом в областях искусства и культуры, и его литературные работы представляют гибридную форму эссе и романа, где переплетены жизнь и смерть, фантазия и знания, мысль и поэзия. О самых известных произведениях мастера вы узнаете из этой статьи.

О писателе

Паскаль Киньяр родился в 1948 году в городе Вермее. Детство и юность провел в Гавре, где изучал древние языки и занимался музыкой. До 1968 года увлекался философией, его преподавателями были Э. Левинас и П. Риер. В 21 год, после публикации эссе "Существование бормотания", исследующего личность Захера Мазоха, он вошел комитет чтецов издательства "Галлимар".

С 1988 года Киньяр был главным редактором, стал основателем и руководителем Фестиваля оперы и балета в Версале, а шесть лет спустя оставил официальные должности и посвятил себя целиком литературе. Киньяр, подобно героям своих книг, ведет жизнь отшельника. Со слов писателя, он решил не заботиться о славе и внешнем мире, а сосредоточиться на внутреннем.

Широкой публике Киньяр стал известен в 1991 году, когда по его роману "Все утра мира", режиссером А. Корно был снят одноименный фильм. Киньяр - автор более 25 книг, 20 работ по античной литературе и истории. Результатом его труда в 2002 году стала многотомная эпопея о жизни самого Паскаля Киньяра, ее он вознамерился писать до последних дней.

паскаль киньяр все утра мира

Жизненная эпопея

"Блуждающие тени" - фрагментарный роман, где каждый отрывок связан с другими в единое целое поэтичным языком. "Блуждающие тени" - первая книга цикла "Последнее царство", за которую автор получил Гонкуровскую премию, на русский язык она не переводилась.

Здесь описана жизнь писателя, мыслителя, философа, и автор во главу угла ставит внутреннюю жизнь, восхищаясь и удивляясь ей, он критикует действительность, словно может ее избежать, концентрирует внимание на важных мелочах.

Паскаль Киньяр знакомит читателей со своей творческой мастерской, с техникой письма, рассказывает, как создает свои произведения, сокращая написанное, он получает концентрат эрудиции и идеального слога. Книга состоит из 55 глав, название писатель позаимствовал из "Исповеди" Блаженного Августина, который противопоставляет Божьему - земное, как Киньяр внутреннее - внешнему.

"Последнее царство"

С книгами этого цикла творится настоящая путаница: отдельно вышла "Частная жизнь", затем "Ладья Харона". На самом деле это романы одной серии "Последнее царство", насчитывающей девять книг. На русском языке были опубликованы только две.

"Ладья Харона" - шестой роман серии - вышел в России в 2009 году. Как это и бывает с книгами Киньяра, точно определить жанр просто невозможно - не эссе, не рассказы, не философские заметки, а что-то сложенное из первого, второго и третьего, а в зазоры этого оригинального произведения встроены эпизоды из личной жизни писателя.

паскаль киньяр вилла амалия

Красота слова

"Тайная жизнь" указана автором как восьмой том цикла "Последнее царство", но создана была самой первой - в 1998 году. Книгу Паскаля Киньяра "Тайная жизнь" можно назвать особенной, так как он ее писал, когда был госпитализирован с сердечным приступом. Близко к сердцу принял тяжелую болезнь и, выйдя из больницы, взялся за произведение о любви.

Жанр книги определить сложно - это эссе и научный трактат, объединенные общими мотивами. И форма, и логика мысли постоянно меняются: то он описывает учительницу музыки, в которую был влюблен, ее глаза и локоны. То пускается в длинные рассуждения о влечении, сексе, браке, вожделении, и чем они отличаются от любви.

Киньяр, как будто этимолог, ищет истинное значение слов, он обращается к текстам Библии, Апулея, Стендаля, М. Цветаевой, пытаясь "очистить" слово от всего "наносного", что завораживает. В книгах Паскаля Киньяра любовь необъяснима, не публична, а молчалива и внезапна.

В его "обработке" теплая, как солнце, любовь сравнима со смертью, потому как "нет в мире ничего прекраснее, чем двое влюбленных", и никто не смотрит на мир с таким пренебрежением. Так что любовь - это еще и смерть. Довольно завораживающее чтение, а писатель - жонглер, легко управляющийся со средневековой Японией, современной Англией и древним Римом; декоратор, драпирующий ужасающую по силе воздействия идею изысканными предложениями и словами. И это прекрасно.

паскаль киньяр

Подобно музыке

Киньяр - талантливый музыкант, превосходно играет на аккордеоне, органе и фортепиано. Для соотечественников он заново открыл красоту произведений Шарпантье, Люлли, Куперена. Лейтмотивом его творчества стал музыка. Герои многих его книг - музыканты: "Вилла Амалия", "Все утра мира", "Карюс", "Вюртембергский салон". Музыке посвящен и ряд его эссе - "Ненависть к музыке", "Любовь к музыке", "Спекулятивная риторика".

Роман Паскаля Киньяра "Вилла Амалия" был опубликован в 2006 году. Главная героиня Анна, пианистка и композитор, узнает об измене мужа, и это становится последней каплей в череде ее разочарований. Анна круто меняет свою жизнь: продает машину, квартиру, ломает кредитку и уезжает на остров Искья, переезжает на виллу "Амалия", где к ней возвращается вдохновение.

паскаль киньяр книг

Музыка ветра

Герой "Вюртембергского салона", вышедшего в печать в 1986 году, прославленный музыкант отказывается давать концерты и затворяется в старинном Вюртемберге. Вспоминая горести и отрады своей жизни, он скитается в лабиринте тех людей, которые его когда-то любили, и тех, кого любил он. Всплывают забытые имена, вкусы, запахи и обрывком детской песни в его память врывается друг, которого потерял, и дружба, что выше любви.

В "Карюсе", опубликованном в 1979-м, герой-музыкант страдает тяжелой депрессией, о нем заботятся друзья и жена, стараясь вернуть ему радость к жизни. Обо всем, что происходит, читатели узнают из дневника, который ведет один из персонажей, и незаметно приглашает к интересным дискуссиям, совместному музицированию, ссорам и примирениям. Вскоре читатель чувствует себя своим в этом обществе, учится вместе с ними дружбе, любви и состраданию.

Вышедший в 1991 году роман "Все утра мира" Паскаля Киньяра рассказывает о музыканте Сент-Коломбо, сочинившем после смерти жены пьесу - печальную и прекрасную вещь, подобную старинной виолончели, на которой он мастерски играл. Все утра мира начинаются с музыки, которая помогает перенести тяжесть дня и неизбежность вечера. Эта небольшая книга пропитана музыкой, той музыкой, которую слушает каждый, но не всем суждено ее слышать. Это музыка ночи и ветра.

паскаль киньяр записки на табличках апронении авиции

"Римские" книги

Роман Паскаля Киньяра "Записки на табличках Апронении Авиции", опубликованный в 1984 году, это дневник знатной римлянки, с ее переживаниями, делами, заботами. В первой части книги рассказывается о жизни героини и представлен краткий обзор римских событий. Среди всех катаклизмов, происходящих вокруг, женщина находит время и делает заметки по хозяйству, пометки о встречах, бухгалтерские и глубоко личные записки на табличках.

Паскаль Киньяр знакомит читателя с древнеримским ритором и автором Гаем Альбуцием в романе "Альбуций", вышедшем в 1990 году. Своими книгами Гай будоражит весь Рим, а когда говорит, время перестает существовать. Ему нравятся непристойные вещи и шокирующие подробности, но даже о таких низменных вещах он повествует талантливо. Это произведение Киньяра слишком откровенно, но созвучно тому времени.

Увидевшая свет в 1994 году книга Паскаля Киньяра "Секс и страх" - одна из самых нашумевших. Автор связывает римскую историю с современной, высказывает идею, что изобретателем культа убийств, пуританства и меланхолии является Рим.

Эротика, тело, мораль - то, чем восхищались римляне, претерпело изменения, но не под влиянием христианства, а благодаря императору Августу. При нем супружеские и сексуальные отношения облеклись в новую строгую мораль. И только страх перед ним заставлял древних римлян подавлять в себе животные инстинкты. "Секс и страх" - две взаимообратные силы: созидающая и разрушающая.

паскаль киньяр тайная жизнь

Свобода и одиночество

"Терраса в Риме" (2000) - роман об искусстве, любви, свободе. Автор знакомит читателя с Моумом Гравером, родившимся в Париже и жившим в XVII веке. Киньяр сдержанно, лаконично и просто повествует об искусстве того времени. Он рассказывает историю любви Моума и Нанни, которая сменяется одиночеством. Изуродованный Моум уходит, уносит в себе желания и гнев, уродство собственного лица и нерастраченную любовь. Пишет в одиночестве гравюры со сценами из повседневной жизни, чтобы однажды уйти из жизни на террасе в Риме.

Роман Паскаля Киньяра "Лестницы Шамбора" был опубликован в 1989 году. Он повествует об Эдуарде Фурфоре, одиноком коллекционере игрушек и путешественнике. Его всегда преследует образ девочки с черной косой, которую он когда-то любил. Он встречается с женщинами, имена которых не помнит, разочаровывается в них и уходит. Он обречен на одиночество и не находит себе места. Но, разгадав тайну, которая преследовала его всю жизнь, Эдуард смирился - угасла тяга к женщинам, понравилось быть одному. Все уходит. Болезни забирают близких людей, на место любви приходит безразличие, а человек, не сумевший найти себя в жизни, не сделает счастливым никого.

Книга "Американская оккупация”, вышедшая в 1994 году, повествует о Патрике и его подруге Мари. Их детство пришлось на послевоенные годы. Мечта о красивой жизни заставляла их подбирать пустые банки из-под "Кока-Колы", старые каталоги возле огороженной американской базы с роскошным супермаркетом. Она стала для них символом свободы, возможности вырваться из захолустья, убежать от серости будней и непонимания родителей.

паскаль киньяр секс и страх

Отзывы читателей

Киньяр своими произведениями провоцирует на глубокие эмоции и бурные душевные переживания. Тут одиночество, ненависть и надежда, столкновение культур и эпох, проблемы отцов и детей. Киньяр открывает перед читателем целую гамму эмоций - влечение, страдание, томление. Динамичные повествования сменяются размышлениями писателя о вечном - жизни, искусстве, смерти, любви.

Киньяр очень внимателен к мелочам, к тонкой ткани человеческого существования, едва различимых сквозь толщу веков, что его художественные домыслы и фантазии сливаются с историей, похожи на археологические находки. Если даже не имеют ничего общего с реальностью, то под влиянием эмоций остаются в памяти.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.