Коммуникативная задача: понятие, характеристика, цель и решение

Для того чтобы понять сущность технологии педагогического общения, важно проанализировать такое понятие, как «коммуникативная задача». Она является фоном, предполагает этапы решения: анализ ситуации, подбор нескольких вариантов, выбор оптимального, коммуникативное воздействие, анализ полученных результатов.

установление контакта с детьми

Определение

Коммуникативная задача – это педагогическая задача, которая переведена на язык общения. Именно поэтому при организации любого воспитательного действия нужно продумывать способы общения между его участниками.

Коммуникативная задача – это возможность установления и развития взаимоотношений между школьниками, что особенно важно на первом этапе формирования детского коллектива (в группе детского сада, в начальной школе).

Виды

Выделяют группы коммуникативных задач. Общие группы предполагают предварительное планирование. Текущие задачи появляются в рамках педагогического взаимодействия. Решение коммуникативной задачи – это основная задача воспитателя (классного руководителя).

Первая группа сводится к сообщению определенной информации, а также к побуждению детей к конкретным действиям.

способы общения с детьми

Варианты повествования

В таком случае общая коммуникативная задача характеризуется следующими видами:

  • повествованием;
  • наименованием;
  • сообщением;
  • перечислением;
  • объявлением;
  • ответом.

Решая задачи коммуникативной деятельности, учитель реализует две главные цели: передает определенную информацию подрастающему поколению, побуждает детей к активным действиям.

Их можно рассмотреть как способ решения учебной задачи в рамках урока (внеурочного мероприятия).

Коммуникативные действия учителя

Выделяют четыре варианта:

  • стимулирующие;
  • корректирующие и оценочные (реагирующие);
  • организующие;
  • контролирующие.

Реализация коммуникативных задач в рамках новых федеральных образовательных стандартов осуществляется при преподавании любой учебной дисциплины.

Педагог должен осознанно и дифференцированно подбирать типы коммуникативных действий, которые способствуют активизации познавательного интереса ребенка, способствуют его социализации.

как установить контакт с детьми

Этапы решения

Коммуникативные задачи по ФГОС предполагают поэтапный процесс. Сначала осуществляется моделирование планируемого общения. Процесс сопровождается следующими действиями:

  • осознание учителем стиля общения со своими учениками (воспитанниками);
  • мысленное восстановление специфики взаимоотношений в данном коллективе (коммуникативная память);
  • уточнение стиля общения в обновленных коммуникативных условиях.

Привлечение внимания

На этом этапе социально-коммуникативные задачи предполагают:

  • вербальный речевой контакт со школьниками, в рамках которого педагог делает паузу для привлечения их внимания;
  • использование наглядных пособий, таблиц, символов, знаков.

Для того чтобы закрепить установленные взаимоотношения, учитель улавливает степень готовности ребенка к продуктивному общению.

доброжелательность в общении

Вербальное общение

Основные коммуникативные задачи педагог решает с применением средств, которые повышают эффективность коммуникативного сотрудничества:

  • инициативность;
  • мобильность;
  • мимика, жесты, пантомимика;
  • управление общением;
  • смена интонации при передаче важной информации.

Организации обратной связи

Что еще позволяют решать коммуникативные задачи? Цель педагога – установление с ребенком (классом, группой) обратной эмоциональной и содержательной связи. Для этого он использует следующие методы и приемы:

  • оперативный индивидуальный и фронтальный опрос;
  • постановку вопросов для выяснения осознания и анализа выполненных задач.

От профессионализма педагога зависит микроклимат внутри классного коллектива (группы).

как решать коммуникативные задачи

Формы работы с субъектами образовательной деятельности

Существует множество форм установления контакта между педагогом и учениками. Остановимся на некоторых эффективных формах:

  • фасилитация предполагает поиск и создание комфортных условий для самореализации подрастающего поколения;
  • взаимопонимание предполагает установление максимально осмысленных отношений между коллективами, социальными группами, отдельными людьми;
  • взаимовлияние связано с воздействием друг на друга (взаимовлиянием культур).

Невозможно решать коммуникативные задачи при отсутствии у педагога следующих качеств:

  • доброжелательности к детям;
  • аутентичности (естественности во взаимоотношениях с окружающими людьми);
  • конкретности, которая проявляется в готовности учителя четко и быстро отвечать на возникающие у школьников вопросы;
  • нравственной стабильности;
  • непосредственности в диалоге.
социально - коммуникативные задачи

Функции фасилитатора

Педагог выполняет не только функцию учителя, но и обязанности классного руководителя. Фасилитаторы в зарубежных школах – это профессионалы, которые способствуют личностному росту ребенка. Такие педагоги создают оптимальные условия для успешной социализации каждого воспитанника.

Особенность фасилитатора в том, что он не «загоняет» ребенка в определенные рамки, чтобы управлять его психикой, а поощряет его творчество и желание самореализации.

Технология педагогического общения

Под ним подразумевается характер взаимодействия учителя и его подопечных. Стиль является устойчивой системой приемов, способов, которые проявляются в зависимости от конкретной ситуации.

Подробнее рассмотрим этапы педагогического общения, которые реализуют в виде техники общения (сумме коммуникативных умений слушать и говорить). Для работы педагог использует следующие средства: проблемные ситуации, занимательные сведения, эмоциональную и образную речь, исторические аспекты, отрывки из литературы.

Прогностический этап состоит в моделировании будущего общения в рамках подготовки педагога к мероприятию или уроку.

Для того чтобы общение было максимально результативным, нужно учитывать конкретный класс, настраиваться на позитив в общении к детским коллективом. Учитель подбирает стиль общения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним государство по новым федеральным образовательным стандартам.

Педагог должен избегать психологических стереотипных установок в отношении детей, пытаться ощущать планируемую на уроке атмосферу. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Для «коммуникативной атаки» важно уточнить стиль в обновленных коммуникативных условиях.

На этапе управления общением в рамках педагогического процесса педагог оперативно реагирует на начальный контакт с классом, переходит от организационных моментов (приветственного момента, усадки) к личностному и деловому общению.

как научить детей учиться

Отличительные черты педагогических стилей

Демократический стиль общения предполагает рассмотрение ученика в рамках равноправного партнера в общении, коллеги во взаимодействии. Педагог привлекает ребят к планированию, постановке вопросов, учитывает их мнение, стимулирует самостоятельность суждения. При таком педагогическом подходе ученикам спокойно и комфортно.

При авторитарном стиле власть основана на насилии и страхе. Ребенок рассматривается в качестве объекта педагогического воздействия, он не является полноправным партнером. Педагог при принятии решения использует собственные права, не учитывает желания и возможности детей. Среди возможных последствий авторитарного стиля психологи отмечают потерю времени на страх и переживания, занижение школьниками самооценки, отсутствие инициативности, энтузиазма, трату времени на оправдание, попытки скрыть отрицательные результаты работы.

Либеральный стиль предполагает уход педагога от принятия важного решения. Он передает подобные полномочия в руки своих воспитанников, выполняет роль стороннего наблюдателя. Среди проблем, которые появляются при либеральном педагогическом общении, особенно опасен неустойчивый микроклимат в коллективе, появление конфликтов между одноклассниками.

Педагог должен быть примером для детей во всем:

  • постановке целей и задач, позволяющих мобилизовать классный коллектив;
  • во внешности и в поведении (быть подтянутым, опрятным, собранным, обаятельным, доброжелательным, активным);
  • в применении невербальных и речевых средств взаимодействия (активно включать мимику, контактировать с детьми глазами);
  • в осознании внутренней ситуативной настроенности школьников, передаче этого понимания школьникам.

Важным моментом является анализ использованной технологии общения. Целью данной стадии является диагностика и коррекция. Педагог соотносит поставленные цели с полученными результатами, оптимальность выбранных средств, методов общения.

Кинетические средства общения

Американским психологом Р. Бердвистлом предложен термин «кинетика», используемый для рассмотрения общения с помощью анализа движений тела. Изучение кинетики является огромной областью исследований в психологии, культурологии, педагогике. Самыми изученными на данный момент являются такие элементы кинетической структуры, как позы, жестикуляции, мимика, визуальный контакт, взгляд.

Выразительность речи учителя связана с его умением применять эти элементы кинетической структуры. Они воздействуют на зрительный канал детского восприятия, придают взаимоотношениям определенные нюансы.

По мимике педагог может узнать о своем ученике достаточно много интересного. Мимика самого педагогика должна быть понятной школьнику. В противном случае ребенок будет бояться «страшного» учителя, а процесс обучения не принесет желаемых результатов.

Именно поэтому в рамках обновления содержания отечественного образования во все учебные дисциплины были введены ФГОС. Они основываются на личностно-ориентированном подходе к воспитательному и образовательному процессу.

В системе гуманистического подхода к воспитанию предъявляются серьезные требования к мимике учителя, его умениям выстраивать позитивные взаимоотношения с другими людьми. Для того чтобы в полной мере выполнять задачу, поставленную обществом перед современной школой, педагоги должны использовать современные методы и приемы работы, в частности, решать коммуникативные задачи с помощью мимики и жестов. Позитивный настрой учителя, его искреннее желание "научить учиться" принесет желаемые результаты, поможет воспитать молодежь, имеющую активную гражданскую позицию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
статья интересная, ее содержание позволяет понять как встраивается в общий процесс взаимодействия коммуникация. Важно,что представлены виды, функции и технологии общения, но мне не хватило разбора этапов коммуникации от простого общения до применения приемов фасилитации, динамика развития коммуникативных умений. Уровни построения эффективных коммуникативных отношений, показатели и критерии оценки эффективной коммуникации взрослого с ребенком. Спасибо авторам, есть над чем подумать.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.