Жалоба в Генеральную прокуратуру: образец, правила оформления, основания, условия подачи и сроки рассмотрения

Многие российские граждане при каждом удобном случае направляют письменные жалобы в органы прокуратуры, считая их единственным органом, который способен эффективно защитить права человека. В некоторых случаях на поданное заявление гражданин не получает ответа, а его вопрос остается неразрешенным. В этом случае законодатель дает людям право написать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ.

Нормативно-правовая база

Согласно правовым нормам, если законные права и интересы граждан нарушаются незаконными действиями (или бездействием) прокурорских работников, пострадавший может подать жалобу в вышестоящие органы, согласно установленным законом правилам подведомственности.

Если нарушения прав гражданина были допущены прокурорскими работниками, можно подать жалобу непосредственно прокурору районного или городского уровней. Если указанное заявление не было рассмотрено или в удовлетворении было отказано, следующим местом направления жалобы является прокуратура области (края).

Чтение жалобы

Если и краевая (областная) прокуратура не отреагировала должным образом, подается жалоба в Генеральную прокуратуру, образец которой можно как взять в самом органе, так и найти в нашей статье. Если поданная в Генеральную прокуратуру РФ жалоба не была рассмотрена, по нормам российской Конституции можно написать обращение Президенту РФ.

Если жалоба касается преступлений, совершенных должностными лицами различных органов, ее можно направить в Следственный комитет, согласно 42-й статье Федерального закона «О прокуратуре».

Если неправомерные действия совершены руководителями нижестоящих органов по отношению к Генеральной прокуратуре, жалобу на прокурора можно подать в суд, согласно нормам 125-й статьи российского Уголовного процессуального кодекса и нормам 22-й главы Кодекса административного российского судопроизводства. Такие жалобы подаются в случае принятия прокурором решения возбудить уголовное дело или прекратить его, а также при бездействии в отношении обращений, поданных по нормам десятой статьи Закона РФ о прокуратуре.

Обязанности прокуроров

По нормам законодательства, в полномочия прокуроров и их подчиненных работников входит охрана интересов и прав граждан. В связи с этим в обязанности сотрудников входят следующие полномочия, которые связаны с надлежащим выполнением обязанностей:

  1. Осуществление контроля и надзора за исполнением и соблюдением требований законодательства исполнительными органами власти, органами правоохранительного типа и организациями (предприятиями и иными юридическими лицами).
  2. Осуществление надзорных функций в сфере соблюдения свобод и прав граждан, включая право на получение защиты в случае проведения в отношении гражданина мероприятий следственного или оперативно-розыскного характера (согласно 27-й статье Закона).
  3. Рассмотрение обращений, жалоб и заявлений людей в отношении нарушения из интересов и прав, включая нарушения их интересов в момент проведения мероприятий следственного или оперативно-розыскного характера (согласно 10-й статье Закона).
    Белый человек

40.2 статья Федерального закона «О прокуратуре» определяет, что прокурорские работники имеют запреты, ограничения и обязанности, зафиксированные также в Законе, регулирующим противодействие коррупции. Кроме того, обязанности прокурорских работников закреплены статьями Закона про государственную гражданскую службу (статьи 17, 20, 18 и 20.1).

Законодательные нормы определяют следующие запреты в отношении прокурорских работников:

  • на получение и дачу взяток или денежного вознаграждения от юридических или и физических лиц;
  • на злоупотребление служебными полномочиями и должностным положением;
  • на осуществление предпринимательской деятельности;
  • на исполнение роли представителя третьего лица в государственных органах, в которых они замещают какую-либо должность;
  • на разглашение служебной информации или конфиденциальных сведений;
  • на открытие счетов вкладов в иностранных банках;
  • на занятие оплачиваемой работы без согласования непосредственного руководителя (включая научную и преподавательскую деятельность).

Полномочия государственных прокурорских служащих включают следующие обязанности:

  1. Не исполнять действия, которые порочат достоинство и честь государственных органов.
  2. Добросовестно выполнять свои обязанности.
  3. Не допускать возникновения конфликта различных интересов.
  4. Проявлять корректность и уважение ко всем людям.

Несоблюдение или ненадлежащее выполнение служебных полномочий государственными служащими ведет за собой привлечение к дисциплинарному типу ответственности, согласно 41.7 статье Федерального закона про прокуратуру.

Полномочия прокуроров

Прокурорские полномочия включают осуществление надзора в следующих сферах:

  • в области исполнения законодательства: проведение проверок в отношении исполнения норм законодательства, если нарушения были выявлены по сообщению от граждан; возбуждение административных дел по правонарушениям; освобождение от ответственности; обжалование правовых нормативных актов, которые противоречат закону;
  • в сфере соблюдения свобод и прав граждан: рассмотрение заявлений о нарушениях; разъяснение порядка защиты пострадавших; возбуждение дел о правонарушениях административного или уголовного характера; представление интересов граждан в судебных органах;
  • в области исполнения законодательства сотрудника правоохранительных органов: рассмотрение заявлений и жалоб граждан на незаконные действия или бездействие сотрудников органов полиции; проверка совершаемых сотрудниками полиции действий на их соответствие уголовно-процессуальным нормам
  • в сфере исполнения законов в части исполнения наказания.
    Генеральный прокурор

Иные полномочия прокурора, согласно нормам Конституции, включают следующие действия:

  • участие в заседаниях суда по уголовным делам в роли обвинителя и в роли представителя лиц, права которых нарушены (в гражданских делах);
  • направление ходатайства в отношении обвиняемых или подсудимых, касающегося срока ареста или избранной пресекательной меры;
  • отмена постановления, вынесенного сотрудниками полиции и других органов правоохранительного типа, если этот документ составлен с нарушениями или содержит противоречия законодательству (сюда же входит рассмотрение жалоб Генеральной прокуратурой);
  • отстранение сотрудников соответствующих органов от исполнения их обязанностей в сфере расследования правонарушений административного и уголовного типов;
  • истребование материалов административных или уголовных дел для проведения соответствующей проверки.

Основания для рассмотрения жалоб

Основные причины подачи жалобы в Генеральную прокуратуру, образец которой можно найти в статье, это действия или бездействие надзорных органов местного или регионального уровней. Эти причины выражаются в следующих действиях прокуроров соответствующих уровней:

  1. Неисполнение руководителем прокуратуры полномочий, которые возложены на него в области уголовного производства, включая отсутствие надлежащего контроля за работой органов следствия.
  2. Злоупотребление служебными полномочиями и должностным положением.
  3. Непринятие соответствующих мер по поступившей не в Генеральную прокуратуру жалобе.
  4. Нарушения установленных законом сроков рассмотрения поступившей жалобы и направления ответа на нее.
  5. Отказ в предоставлении ответа на обращение гражданина или организации.
  6. Вымогательство.

Порядок обжалования действий прокурора

Порядок составления и направления жалобы в Генеральную прокуратуру РФ и образец документа определены приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 года № 45.

Прокурор с документами

Соответствующая инструкция определяет порядок подачи обращения российских граждан в прокуратуру местного или регионального уровней. Согласно этой инструкции, нижестоящие органы обязаны рассматривать поданные заявления до того, как это заявление поступит в качестве жалобы в Генеральную прокуратуру на бездействие или незаконные действия этих органов.

Нерассмотренные нижестоящими органами жалобы рассматриваются в ускоренном режиме. В течение семи дней полученные заявление направляются прокуратуре, которая не ответила на обращение, чтобы обстоятельства, указанные в жалобе в Генеральную прокуратуру, были надлежащим образом рассмотрены нарушителями. После этого, в установленные законом сроки орган должен направить ответ заявителю.

Куда подавать жалобу

Прокуратура - это государственный орган, который осуществляет надзор за тем, чтобы права и законные интересы граждан не нарушались. Кроме того, она должна следить за исполнением законодательства России всеми органами, юридическими и физическими лицами.

Написать жалобу в Генеральную прокуратуру РФ можно только в том случае, если все нижестоящие инстанции пройдены. Порядок рассмотрения жалоб по вертикали следующий:

  1. Городской прокурор принимает претензионные заявления в отношении подчиненных ему сотрудников. Заявление может направляться лично после записи на прием, по почте или посредством электронной почты.
  2. Прокурор субъекта (края, области и т. д.) рассматривает заявления, поданные в связи с отказом в удовлетворении поданной жалобы, либо если заявитель не согласен с результатами ее рассмотрения. Для граждан некоторое время назад появилась возможность подать на официальном сайте Генеральной прокуратуры жалобу по электронной почте. Можно выбрать любое отделение организации и подать претензию. Также там можно найти образец жалобы в Генеральную прокуратуру и в подчиненные ей отделения. Также можно самостоятельно выбрать вариант получения ответа на обращения: письменно или в виде электронного письма. При подаче заявления посредством электронной почты необходимо прикреплять сканы необходимых документов.
  3. Генеральный прокурор и его подчиненные рассматривают поданные в Генеральную прокуратуру РФ жалобы, отправить которые можно теми же способами, которые указаны выше. При направлении заявления в этот орган необходимо приложить копии направленных нижестоящим органам жалоб с отметками об их получении, а также ответы на обращения.
    Заседание прокуроров
  4. Следственным комитетом рассматриваются письменные сообщения юридических и физических лиц о совершении уголовных правонарушений работниками прокуратуры. Комитет рассматривает жалобы в три этапа: поверяют доводы, изложенные в сообщении; возбуждают уголовное дело, если доводы обращения нашли свое реальное подтверждение; проводят предварительный этап расследования и передают дело в суд. Помимо указанных способов обращения, сообщить о преступлении граждане и юридических лица могут также посредством телефона доверия и через прямую линию Председателя Комитета.
  5. Президент, как вышестоящая инстанция по отношению к Генеральному прокурору, рассматривает письменные претензии в отношении неправомерных действий или бездействия прокурора России. Жалоба направляется наземной или электронной почтой. Все обращения, которые поступают на имя Президента, рассматриваются сотрудниками Управления по работе с обращениями физических лиц.
  6. Суд рассматривает заявления об обжаловании решений прокуроров соответствующих уровней по отказу в возбуждении (прекращении) уголовных дел или уголовного преследования. Порядок разрешения подобных дел определен 125 и 125.1 статьями Уголовного процессуального кодекса. Срок рассмотрения обращения – пять дней (рабочих), после чего судья выносит решение в виде постановления с отказом в удовлетворении поданной жалобы или признании обжалуемого документа незаконным. Прокурорское бездействие также рассматривается судом (в соответствии с положениями 22 главы Кодекса об административном судопроизводстве) в течение месяца со дня получения судом жалобы.

Сроки рассмотрения поданной жалобы

Рассмотрев, каким способом и как написать жалобу в Генеральную прокуратуру, следует определить сроки ее рассмотрения. Согласно 12-й статье Закона № 59, регулирующего порядок рассмотрения гражданских обращений, жалобы рассматриваются в течение месяца с момента подачи.

В некоторых случаях письменные обращения рассматриваются в течение двух месяцев. Если жалоба направлена не по подведомственности, к сроку рассмотрения прибавляется семь дней на доставку заявления по соответствующему адресу.

Если в процессе рассмотрения жалобы необходимо исследовать материалы и истребовать документы, срок продлевается на пятнадцать дней.

Составляющие части жалобы

Чтобы подать жалобу в Генеральную прокуратуру и получить на нее ответ, необходимо обязательно включить в нее следующие сведения:

  • информацию о заявителе, его контактные данные и адрес;
  • предмет обжалования;
  • требования, выдвигаемые заявителем;
  • дату составления обращения;
  • список документов в приложении.

Обстоятельства должны излагаться кратко, без лишних эмоций.

образец жалобы часть 1

Образец жалобы можно увидеть на фото выше, а продолжение заявления - ниже.

образец жалобы часть 2

Форма и обязательные элементы жалобы

Жалоба в Генеральную прокуратуру, образец которой предложен выше, должна быть составлена в письменной форме. В «шапке» указывается наименование соответствующей прокуратуры с адресом, подробная информация по заявителю.

Основная часть содержит сведения об обстоятельствах, послуживших причиной подачи жалобы с указанием конкретных правонарушений прокурорских сотрудников. Обязательно должны присутствовать ссылки на правовые нормы.

Жалоба должна содержать дату отправки и подпись заявителя. При отправке по почте необходимо сохранить свидетельство того, что жалоба была получена соответствующим органом.

Нерассматриваемые типы жалобы

В некоторых случаях жалобы возвращаются заявителю без рассмотрения. Отклонить поданное обращение сотрудники прокуратуры вправе в следующих обстоятельствах:

  • в заявлении присутствует нецензурная лексика;
  • составленное заявление не имеет смысла;
  • почерк, которым составлена жалоба, невозможно разобрать;
  • жалоба составлена анонимно или содержит недостаточно данных о заявителе;
  • эта же жалобы была направлена на рассмотрения ранее и разрешена.
    Проверка написанного

До момента подачи жалобы в прокуратуру следует проконсультироваться с юристом, чтобы выяснить, какими еще путями можно разрешить имеющийся вопрос.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.