Архитектор Клейн: биография, личная жизнь, общественная деятельность, фото зданий в Москве

Роман Иванович Клейн – это российский и советский архитектор, творчество которого отличалось большим своеобразием. Широта и разнообразие его интересов в архитектуре поражали современников. За 25 лет им были выполнены сотни проектов, разных как по назначению, так и по художественным решениям.

Главное дело жизни архитектора Р. Клейна – московский Музей изящных искусств им. Пушкина. Он принес ему широкую известность и звание академика в архитектуре. Путь этого талантливого человека к вершинам мастерства был напряженным и самоотверженным. Информация о биографии архитектора Клейна будет изложена в статье.

Ранние годы

Он родился в 1858 году в семье купца 1-й гильдии Клейна Ивана Макаровича. Мать будущего зодчего, Эмилия Ивановна, была образована и одарена музыкально. В их московский дом, расположенный на Большой Дмитровке, приходили студенты консерватории и художники. Впоследствии многие из них стали знаменитостями.

На одном таком вечере Роман Клейн свел знакомство с Вивьеном Александром Осиповичем, архитектором. Тот был очень общителен и вместе с мальчиком посещал строительство зданий, объясняя принципы их возведения, показывая чертежи.

Юношеская мечта

С тех пор у юноши зародилось страстное желание стать архитектором. При этом против его мечты были и мать, и отец. Первая хотела видеть его скрипачом, а второй – передать ему купеческое дело. Но он решительно заявил о своем желании и впоследствии делал все для его осуществления.

В гимназии Клейн хорошо рисовал и прославился, делая карикатуры на учителей. С шестого класса он стал учеником училища живописи, ваяния и зодчества. После занятий ему не хотелось возвращаться домой, где царили строгие порядки.

Уход из дома

Будущий архитектор Клейн почувствовал себя самостоятельным и ушел от родителей, отказавшись от их материальной поддержки. Он полагал, что деньги родителей помешают ему стать личностью творческой. Роман снял маленькую комнатку, почти без мебели. Мать его была в отчаянии, она просила его взять из родительского дома хотя бы кровать.

Но он отказался и принес в свою каморку купленный у старьевщика пружинный матрац. В помещении имелись лишь козлы чертежных досок, на них и был поставлен матрац. Утром матрац ставился в угол, а чертежная доска возвращалась на козлы. Так и работал начинающий архитектор.

Младший чертежник

Тем временем Роман Иванович Клейн устроился в мастерскую архитектора, скульптора и живописца В.И. Шервуда младшим чертежником. Тот занимался проектированием здания Исторического музея на Красной площади.

Будущий зодчий копировал чертежи, приобретал нужные знания и навыки, учась умело использовать архитектурные приемы древних зодчих в современных сооружениях, что позже проявилось в его самостоятельных проектах.

После первых заработков его комнатка-мастерская стала преображаться. Сначала был приобретен дешевый ковер для покрытия матраца, а затем у импровизированного дивана появились ручки и спинка. Затем он был обит цветастым штофом и занял место у окна.

Как вспоминала жена архитектора Клейна, этот диван-реликвия всегда стоял в кабинете ее мужа, и он любил рассказывать историю о ней, когда уже стал знаменитым.

Приверженец эклектического стиля

Проработав два года чертежником, Клейн смог накопить средства для переезда в Петербург, где он поступил в Академию художеств. Период учебы совпал с начавшимся в России строительным бумом. В больших городах стали появляться доходные дома, особняки, банки, магазины, которые были стилизованы под архитектуру различных эпох.

Это направление в архитектуре, как казалось, не отличалось единством стиля, и оно приобрело название эклектики, что в переводе с древнегреческого значит «избранный, выбранный».

С современной точки зрения эклектика, приверженцем которой был Клейн, по сути, является самостоятельным стилем. В него входят элементы искусства, присущие античности, готике, ренессансу, барокко.

Ливадийский дворец

Они нашли применение у зодчих, которыми учитывались масштабы и функции современных зданий и использование таких новых строительных материалов, как бетон, железо, стекло. В качестве примера этого стиля можно привести Ливадийский дворец в Крыму. Он был построен в 1883-85 гг. при участии архитектора Клейна.

Частные заказы

Первый частный заказ был выполнен Клейном, когда ему было 25 лет, в 1887 году. Им была небольшая церковь недалеко от Петербурга – усыпальница Шаховских. Но чтобы заявить о себе по-настоящему, был необходим крупный социальный заказ. И вскоре такой случай представился.

Средние ряды

Московская городская дума объявила конкурс на застройку Красной площади. Клейн получил вторую премию за проект торговых рядов и тем самым привлек к себе внимание частных заказчиков. На их средства им были возведен магазин оптовой торговли, так называемые Средние ряды.

Формами окон, наличников, высокими кровлями эти ряды были увязаны с архитектурой храма Василия Блаженного, стоящего напротив, и были прекрасно вписаны в ансамбль древних построек.

Архитектор роман Клейн показал себя как умелый практик. Он удачно расположил большое здание на крутом спуске, ведущем к реке. Теперь он был обеспечен постоянными заказами.

В 90-е годы XIX века

В этот период Клейном создается ряд проектов крупных промышленных предприятий в Москве. Это корпуса и цехи таких предприятий, как:

  • Прохоровская Трехгорная мануфактура.
  • Чаеразвесочная фабрика Высотского.
  • Фабрики Жако.
  • Завод Гужона.

В это же время им проектируется множество зданий самого разного назначения, среди них:

  • Особняки.
  • Доходные дома.
  • Гимназии.
  • Больницы.
  • Торговые склады.
  • Студенческие общежития.

При всем имеющемся разнообразии строений в них обнаруживается некая монотонность стилистических решений и декоративных приемов, которые свойственны многим мастерам того периода. Но построенные архитектором Клейном здания в Москве все же отличаются тем, что их планировка весьма продумана, а внутренне пространство рационально организовано. Примером оригинального решения являются здания клиник Шелапутина и Морозова, где угловые башни перекрываются стеклянными куполами, а под ними – светлые и просторные операционные.

С тех пор поддержка архитектора Р. Клейна московским купечеством стала постоянной.

Китайский домик

Китайский дом

Он появился на Мясницкой улице в 1896 году. Это необычное здание, спроектированное Клейном, стало знаменитым. По сей день здесь располагается магазин «Чай-кофе», пользующийся популярностью. По настоянию заказчика Перлова, крупного торговца чаем, дизайн и фасады интерьера Клейн стилизовал под древнекитайскую пагоду.

При этом сам архитектор критиковал свое создание, отмечая его надуманность и аляповатость. Тем не менее чайный домик сыграл свою роль в выработке творческих принципов зодчего. Китайские мотивы удачно оттеняли назначение сооружения. И в дальнейшем архитектор Клейн не просто скрывал кирпичные блок здания за стильным фасадом, а выражал в декоре функцию строения. Вскоре в его жизни наступил очень важный момент.

Строительство музея

Музей изящных искусств

В 1898 году началось строительство Музея изящных искусств, который стал делом жизни Романа Клейна. Ему он отдал около 16 лет и получил звание академика архитектуры. Здание было возведено в стиле античного храма. Колонны его фасада напоминают колоннаду храма в Афинском Акрополе. По мнению автора, классический стиль и древнегреческие мотивы наилучшим образом соответствовали назначению данного сооружения.

При оформлении фасада за образец были взяты ионические портики Эрейхтейона. Это небольшой храм, находящийся возле Парфенона. Чтобы придать экспозиционным залам исторический облик, архитекторам были спроектированы греческий и итальянский дворики, а также белый парадный и египетский залы. В связи с воплощением такой задумки сам дизайн интерьера и фасады строения превратились в своеобразные экспонаты. Музей был открыт в 1912 году.

Дальнейшая деятельность

Построенный Клейном зрительный зал одного из крупнейших московских кинематографов – Колизей на Чистых прудах – отличал четко разработанный план и высокие технические достоинства. Зодчим была создана полуротонда, удачно скрадывавшая настоящие габариты строения, которая органично вписалась в историческое окружение старой улицы.

Бородинский мост

Еще одной интересной и необычной работой Клейна был Бородинский мост, который сменил старый, понтонный, в 1912 году. Клейн блестяще справился с задачей, он применил конструкцию из металлических ферм, предложенную инженерами. Оформление моста было продиктовано празднованием столетия победы над Наполеоном.

Въезды были украшены пропилеями (портиками и колоннами, симметричными оси движения) из серого гранита. С противоположной стороны расположились парные обелиски, а сходам был придан вид бастионов. В тот же период Клейн создал проект памятников-обелисков на Бородинском поле.

Торговый дом

Здание ЦУМа

Одним из самых смелых и новаторских созданий архитектора Клейна в Москве явился Торговый дом, принадлежавший товариществу Мюр и Мерилиз, построенный в 1908 году. Теперь в этом здании находится магазин ЦУМ. Это единственное торговое здание в практике архитектора, которое он возвел на железном каркасе.

Это была прогрессивная конструкция американских инженеров. По тогдашним меркам сооружение было необычайно легким и высоким. В его фасадах удачно соотнесены такие элементы, как каменная облицовка простенков и значительное по площади остекление. Здание построено в воздушном и конструктивном готическом стиле. Его мотивы читаются в профилях карнизов, удлиненных окнах, нависающем угловом выступе фасада.

Построенные в начале XX века магазин Кеппен на Мясницкой, контора фабрики Выготского (чаеразвесочной), расположенная на Красносельской, 57, где теперь находится Бабаевская фабрика, относятся к стилю модерн. Они также были новыми по художественному решению.

Античные мотивы

Усыпальница Юсуповых

Завершая путь творческих исканий, архитектор Клейн опять вернулся к мотивам античной архитектуры, к которой он относился с большим почтением. Одной из таких работ стала усыпальница Юсуповых под Москвой, в Архангельском с полукружьями колоннад.

А также это Геологический институт на улице Моховой. Его здание торцом выходит на красную линию улицы. Свои фасадом оно стилистически связано с соседними сооружениями, относящимися к XVIII-XX векам.

При обращении к строгой классике не нарушен уже сложившийся архитектурный ансамбль. Архитектору удалось вписать новое здание с присущим ему тактом. В этом отразился высочайший уровень культуры мастера, его тонкий вкус, который никогда не изменял ему.

Последние годы

Жил архитектор в Олсуфьевском переулке. Весь второй этаж его дома занимала мастерская. Дом строился постепенно, начиная от неприметного сруба до особняка с пристройками, каменными первым и вторым этажами. Общий фасад был оформлен в тосканском стиле. Все творения, составившие славу зодчего, были задуманы и спроектированы именно в доме-мастерской, находившемся на Девичьем поле.

После 1917 года архитектор Клейн был востребованным и у новой власти. Он работал до конца жизни, состоял в штате Пушкинского музея в качестве архитектора, руководил кафедрой в МВТУ, был членом правления Северной и Кавказской железных дорог. Умер он в Москве в 1924 году.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.