Искусство Европы: академизм в живописи

Многие музеи Европы, среди которых одно из первых мест занимает петербургский Эрмитаж, а также средоточие шедевров русского живописного искусства - Русский музей хранят в своих коллекциях огромное количество картин, написанных в стиле "академизм" признанными мастерами своего времени. Академическое направление в искусстве - та база, без которой далее живопись и скульптура вряд ли смогли бы развиваться настолько плодотворно. В чем же основные черты академизма в живописи? Разобраться в этом и есть наша задача.

Что такое академизм?

В живописи и скульптуре академизмом или академическим направлением считается зародившийся стиль, главной составляющей которого является интеллектуальная. Несомненно, в рамках этого стилевого направления должны соблюдаться и определенные канонами эстетические принципы.

Академическое направление во Франции, представленное работами таких представителей академизма, как Николя Пуссен, Жак Луи Давид, Антуан Гро, Жан Энгр, Александр Кабанель, Уильям Бугро и др., зародилось в 16 в. Просуществовало оно в государстве-законодателе недолго, и уже в 17 в. было сильно потеснено импрессионистами.

Брюлов, Всадница

Однако академизм достаточно прочно закрепил свои позиции в странах Европы, а затем и в России и, несмотря на вновь приходящие стили, стал прочной классической базой изобразительного искусства при обучении юных мастеров живописи и скульптуры.

Предпосылки формирования академизма в Европе и России

Возникшие еще в эпоху Возрождения изменения в жизни европейского общества, главными принципами искусства которого стали гуманизм, антропоцентризм, а также возможность широко распространять посредством разных видов искусства новые передовые мысли и идеи, повлекли за собою и изменения в самом искусстве, в том числе и в европейской живописи.

  1. Изменение отношения к художникам: не ремесленники, а творцы.
  2. Открытие Французской академии искусств.
  3. Открытие меценатами европейских стран художественных академий для повышения социального статуса художников и обучения их на принципах живописи эпохи Возрождения.
  4. Продвижение и поддержка юных дарований меценатами.

Характерные черты академического стиля в искусстве

Академическое искусство предполагало тщательное планирование, продумывание и проработку деталей будущего произведения. В качестве содержательной основы чаще всего брались мифологические, библейские и исторические сюжеты. Перед написанием полотна художником предварительно выполнялось огромное количество подготовительных рисунков - эскизов. Все персонажи идеализировались, но при этом обязательно сохранялась соответствующая эпохе исторически достоверная обстановка, предметы, одежда и др.

Особое внимание отводилось использованию цвета: вся гамма должна была соответствовать реально существующей в жизни, особой аккуратности требовало использование ярких цветов, которые были не рекомендованы к использованию (только в виде исключения). К технике и особенностям картины также предъявлялись требования строжайшего следования правилам наложения светотени, изображения перспективы и ракурсов. Правила эти были определены еще в эпоху Возрождения. Кроме того, поверхность полотна не должна была состоять из мазков и шероховатостей.

Академия трех знатнейших художеств - колыбель академической живописи

Это учебное заведение стало первым заведением в России, выполнявшим функцию такую же, как в свое время Французская академия. Основателем Академии трех знатнейших художеств, как она тогда называлась, стал граф Иван Иванович Шувалов, человек, близкий к трону императрицы Елизаветы Петровны и попавший в опалу при Екатерине II.

Академия Художеств

Под тремя знатнейшими художествами имелись в виду живопись, скульптура и архитектура. Этот факт нашел отражение в облике здания, возведенного для академии на Университетской набережной Невы по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Кокоринова: на куполе восседает покровительница искусств и ремесел богиня Афина, а у ее ног расположились три путти, как раз и символизирующие знатнейшие искусства. Первым из них, разумеется, была живопись.

Купол Академии Художеств

В академии преподавали и работали совместно с учениками известнейшие мастера Европы. Кроме базовых теоретических знаний, студенты академии имели возможность наблюдать за работой знаменитых европейских мастеров и учиться у них на практике.

В процессе обучения юные художники учились писать и рисовать с натуры, изучали пластическую анатомию, архитектурную графику и др. По окончании обучения все выпускники выполняли конкурсную работу на указанную тему, как правило, мифологического сюжета, в академической манере. В результате конкурса определялись наиболее талантливые работы, их авторы награждались медалями разного достоинства, высшие из которых давали право на бесплатное продолжение обучения в Европе.

Российские академисты

Принято выделять два этапа в академическом направлении западноевропейской живописи: академизм конца XVIII - начала XIX вв. и второй половины XIX в. Среди художников первого периода выделяют Ф. Бруни, А. Иванова и К. П. Брюллов. Среди мастеров второго периода - художники-передвижники, в особенности Константин Маковский.

Основными особенностями академизма конца XVIII - начала XIX вв. считаются:

  • возвышенность тематики (мифологическая, парадный портрет, салонный пейзаж);
  • высокая роль метафоричности;
  • многоплановость и многофигурность;
  • высокое техническое мастерство;
  • масштабность и помпезность.

Во второй половине 19 века в академизме живописи перечень этих характеристик расширился за счет:

  • включения элементов романтизма и реализма;
  • использования исторической тематики и местных традиций.

Карл Павлович Брюллов - мастер академической живописи

Особо в перечне художников-академистов выделяется Карл Брюллов - мастер, создавший полотно, прославившее имя автора в веках - "Последний день Помпеи".

Последний день Помпеи

Судьба петербуржца Карла Павловича Брюлло(ва) связана с особенностями воспитания и жизни в семье. Тот факт, что отец Карла и его братья были художниками и связали свою жизнь с Академией художеств, определил дальнейший творческий путь талантливого юноши. Он окончил академию с золотой медалью. Стал членом Общества поощрения художников и благодаря этому смог продолжить свое образование в Европе - в Италии. Там он жил и творил целых двенадцать лет. После исполнения частного заказа Демидова на масштабное полотно о гибели города Помпеи смог расторгнуть свои отношения с обществом и стать самостоятельным художником.

Карл Брюллов

Прожил Карл Брюллов всего 51 год. По настоянию Николая I он вернулся в Россию, несчастливо женился и развелся через несколько месяцев после женитьбы. Первоначально принятый всем обществом Петербурга как гений и национальный герой после скандального брака был отвергнут также всем обществом, тяжело болел и вынужден был уехать. Скончался в Риме, так и оставшись, по сути, гением одной картины. И это даже несмотря на то, что создал достаточно полотен, имеющих и по сей день огромное значение для академической живописи 19-го века.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.