Кодекс этики работников социальной защиты населения

Осуществление социальной защиты населения является одним из ключевых направлений внутренней политики государственной власти. Оно включает в себя установление и поддержание благополучного социального и материального положения граждан.

кодекс этики социального работника

Некоторые авторы рассматривают социальную защиту в узком смысле, считая ее обеспечением определенного уровня благосостояния наиболее уязвимых членов общества, неспособных по тем или иным причинам самостоятельно поддерживать качество своей жизни на должном уровне. К таким субъектам, в частности, относят нетрудоустроенных лиц, сирот, инвалидов, пожилых людей, матерей-одиночек, многодетные семьи.

Принципы соцзащиты

Эти положения обеспечивают эффективную деятельность лиц, уполномоченных претворять в жизнь государственную политику по улучшению благосостояния населения. Основные принципы закреплены в Кодексе профессиональной этики социального работника. В их числе:

  1. Гуманность.
  2. Адресность.
  3. Обеспечение реализации прав и свобод личности.
  4. Комплексность.

Структура системы соцзащиты

Под системой социальной защиты следует понимать совокупность нормативных актов, мероприятий, учреждений, посредством которых реализуются меры поддержки незащищенных групп населения.

Деятельность, направленная на защиту, поддержку и оказание помощи людям, именуется социальной работой. В качестве объекта такой деятельности выступают непосредственно незащищенные слои населения. Субъектами являются учреждения и люди, осуществляющие социальную работу. Государство принимает активное участие в обеспечении социальной защиты. Оно реализует социальную политику через свои уполномоченные органы и учреждения, а также общественные благотворительные организации. В число последних, в частности, входят Ассоциации Социальных служб, Социальных педагогов и социальных работников.

Кодекс этики, действующий в системе соцзащиты, отражает ключевые аспекты государственной политики в сфере обеспечения надлежащего качества жизни населения. Этот документ считается основой деятельности всей системы. Им руководствуется каждый социальный педагог и социальный работник. Кодекс этики – официальный нормативный акт, важнейший элемент структуры системы соцзащиты.

профессионально этический кодекс социального работника

Эффективность социальной работы

Ключевыми субъектами соцзащиты выступают люди, занимающиеся социальной работой на общественных началах или профессионально. Квалифицированных специалистов не так много. В основном социальную работу проводят непрофессионалы в силу собственных убеждений, чувства долга или вследствие сложившихся жизненных обстоятельств.

Безусловно, государство и общество стремится к повышению эффективности соцзащиты. Между тем измерить качество социальной работы весьма проблематично. Эффективностью считается соотношение результатов работы и средств, израсходованных на их достижение. Эта категория достаточно сложная. Эффективность оценивается также и с учетом целей работы, условий ее осуществления. Результатом деятельности выступает удовлетворение нужд уязвимых слоев населения и, следовательно, улучшение обстановки в обществе. В качестве критериев эффективности на макроуровне могут выступать показатели благосостояния семьи (или отдельного человека), продолжительности жизни, структура и уровень заболеваемости, преступности, занятости, безнадзорности и т. д.

Пределы социальной поддержки

При разработке программ по повышению благосостояния социально уязвимых граждан необходимо принимать во внимание вероятные негативные последствия реализации выработанных мер. Речь, в частности, о вероятности появления иждивенцев, возможной пассивности, нежелании людей прилагать к решению своих проблем и собственные усилия. В социальной сфере могут возникнуть крайне негативные явления. К примеру, при оказании помощи матерям-одиночкам может снизиться количество браков. Это, в свою очередь, приведет к снижению рождаемости.

При разработке государственной политики в социальной сфере для минимизации вероятности возникновения разного рода проблем необходимо провести тщательный анализ сложившейся в обществе ситуации, выяснить наиболее актуальные нужды уязвимых слоев населения. Исходя из этого нужно вырабатывать меры социальной поддержки.

Кодекс этики социального работника

В России достаточно большой процент населения нуждается в поддержке государства. В связи с этим власть стремится выработать адекватные меры помощи гражданам. Реализация этих мер возлагается на уполномоченные организации, общественные объединения и частных лиц. Вне зависимости от того, на каких началах работает тот или иной субъект в РФ, Кодекс этики социального работника является обязательным для соблюдения.

Как и любой другой официальный акт, этот документ имеет структуру. Он состоит из разделов и подразделов.

Кодекс этики социального работника – это результат деятельности многих специалистов. Документ разработан с учетом положений Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ, Международной декларации этических норм и принципов социальной работы, на основании Международных и Национальных стандартов, Конституции РФ, Федеральных законов №122-ФЗ, 195-ФЗ, рекомендаций Международной федерации соцработников, а также Национальной ассоциации социальных работников. Кодекс этики основывается на нравственных нормах и принципах, принятых российским обществом и государством.

кодекс этики социального педагога и социального работника

Общая характеристика

Профессионально-этический кодекс социального работника является сводом общих принципов и основных правил поведения, обязательных для исполнения работниками органов управления соцзащиты населения, учреждений соцобслуживания, вне зависимости от их формы собственности. Лица, поступающие на работу в такие организации, обязаны ознакомиться с положениями документа и выполнять установленные в нем предписания в ходе осуществления трудовой деятельности.

Каждому сотруднику органа управления или работнику учреждения социального обслуживания Кодекс этики служит руководством к действию. В свою очередь, граждане, которым оказывается поддержка, вправе ожидать от указанных субъектов поведения, соответствующего предписаниям документа.

Цели введения

Профессионально-этический кодекс социального работника закрепляет нормы и правила поведения, обеспечивающие повышение эффективности деятельности органов и учреждений соцзащиты. В документе сформулированы единые принципы для всех работников социальной сферы, соблюдение которых позволяет укрепить их авторитет, повысить степень доверия населения к субъектам, реализующим госполитику в сфере социальной поддержки граждан.

Назначение

В России Кодекс этики социального работника:

  1. Выступает в качестве основы для формирования в сознании граждан уважительного отношения к структурам управления соцзащиты и учреждениям обслуживания.
  2. Служит инструментом регулирования и формирования нравственных основ деятельности субъектов, реализующим социальную политику государства.

Знание и соблюдение предписаний, содержащихся в Кодексе этики работников социального обслуживания, выступает в качестве одного из главных критериев оценки качества их трудовой деятельности.

Принципы поведения сотрудников

Они закреплены в разделе II Кодекса профессиональной этики социального работника. В соответствии с документом, субъекты призваны:

  1. Добросовестно и на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные обязанности в целях обеспечения высокой эффективности работы по оказанию социальных услуг и поддержки нуждающимся гражданам.
  2. Руководствоваться положением о том, что соблюдение и защита свобод, интересов и прав человека и гражданина определяют содержание деятельности должностных лиц органов управления соцзащиты и служащего учреждения социального обслуживания.
  3. Выполнять работу в рамках полномочий, возложенных на них нормативными актами.
  4. Принимать меры по обеспечению безопасности предоставляемых населению услуг.
  5. Корректно и внимательно выстраивать взаимодействия с другими работниками и гражданами.
  6. Проявлять уважение, терпимость к традициям и обычаям людей разных национальностей, принимать во внимание их вероисповедание, культурные особенности, способствовать сохранению их самобытности.
кодекс этики работников социального обслуживания

Независимость должностных лиц

Кодекс этики работников социальной сферы содержит ряд предписаний, нарушение за которые может повлечь ответственность в соответствии с законодательством. Должностным лицам необходимо:

  1. Исключать в своей деятельности всякое предпочтение каким-либо общественным группам, учреждениям, профессиональным объединениям.
  2. Противодействовать влиянию других должностных лиц, не отвечающему интересам клиентов, не подчиняться административному давлению.
  3. Не совершать действия, обусловленные личным, финансовым (имущественным) или другим интересом, препятствующие добросовестному выполнению поставленных задач.
  4. Быть независимыми от влияния политических и других объединений.
  5. Поддерживать и защищать достоинство клиентов, принимать во внимание их индивидуальные особенности, социальные потребности, интересы, выстраивать отношения с ними на основе уважения и терпимости.
  6. Соблюдать конфиденциальность сведений об условиях жизни, деятельности, личных данных, информации о проблемах граждан, обращающихся за помощью, принимать меры по нераспространению таких сведений.
  7. Не совершать действий, которые могут вызывать сомнение в объективности при исполнении должностными лицами их обязанностей, не допускать конфликтов, дискредитирующих их работу.
  8. Избегать случаев использования служебного положения для решения личных проблем.

Дополнительные предписания

В соответствии с Кодексом профессиональной этики, работники социальной защиты должны:

  1. Соблюдать социальное равенство и справедливо распределять ресурсы для расширения возможностей их предоставления всем нуждающимся.
  2. Оказывать поддержку, прежде всего, несовершеннолетним и иным гражданам, находящимся в сложных жизненных условиях.
  3. Соблюдать правила и нормы делового поведения.
  4. Уважать права граждан, обеспечивать им участие в принятии решений, содействовать в предоставлении полной и достоверной информации о потребностях каждого клиента.
  5. Соблюдать порядок публичных выступлений и предоставления служебных сведений, установленный в госоргане, структуре местной власти, учреждении соцзащиты.
  6. Уважительно относится к СМИ, информирующих население о деятельности органа управления соцзащиты или организации социального обслуживания граждан, содействовать в получении ими достоверных данных.
  7. Привлекать добровольцев, главным образом молодежь, к социальной работе.

Должностные лица несут индивидуальную ответственность за результаты своей деятельности. Сотрудники уполномоченных структур при выполнении предписаний Кодекса этики работники социальной защиты должны соблюдать Конституцию, федеральное законодательство, прочие нормативные акты, в т. ч. изданные органом управления соцзащиты, учреждением по социальному обслуживанию. Должностные лица обязаны принимать меры по противодействию коррупции, предупреждению взяточничества, руководствуясь при этом нормами отечественного права.

кодекс этики социального работника это

Этические нормы служебного поведения

Кодексом этики работнику социальной защиты населения предписывается в своей деятельности руководствоваться конституционными положениями о том, что человек, его свободы и права признаются государством высшей ценностью. Неприкосновенность семейной, личной тайны, частной жизни, защита достоинства, доброго имени, чести каждого гражданина гарантируется властью.

В профессиональном кодексе социального работника закреплены запреты, нарушение которых влечет ответственность в соответствии с законодательством. В частности, в поведении должностных лиц недопустимы:

  1. Высказывания и действия, носящие дискриминационный характер, ущемляющие права человека по половым, возрастным, национальным признакам, из-за религиозных, политических и иных предпочтений.
  2. Грубость, пренебрежительный тон, предвзятые замечания, заносчивость, предъявление незаслуженных и необоснованных обвинений.
  3. Оскорбительные выражения, угрозы, действия, создающие препятствия для нормального общения либо провоцирующие противоправные действия.
  4. Курение при посещении граждан на дому, в служебных помещениях, во время бесед, совещаний и пр.

При соблюдении правил, закрепленных в Кодексе этики, социальный работник должен быть доброжелательными, вежливыми, корректными, проявлять терпимость при общении не только с клиентами, но и со своими коллегами. Своим поведением субъект должен способствовать формированию в коллективе благоприятной атмосферы, конструктивного сотрудничества.

Несколько слов сказано в Кодексе этики социального работника и о внешнем виде должностных лиц. Внешний вид сотрудников при выполнении ими их обязанностей в зависимости от условий и формата трудовой деятельности должен способствовать формированию у граждан уважительного отношения к госорганам, структурам местной власти, учреждениям соцобслуживания.

Ответственность должностных лиц

Факт неисполнения социальным работником Кодекса этики должен быть тщательно проанализирован. Если будет доказано, что нарушение действительно имело место, то поведение должностного лица подлежит моральному осуждению. В случаях, закрепленных федеральным законодательством, к должностному лицу могут быть применены меры юридической ответственности.

Факт неисполнения социальным работником Кодекса этики разбирается на заседании попечительского (общественного) совета учреждения соцобслуживания. Совет вносит предложения по обеспечению защиты свобод и прав клиентов соцслужбы, а также о необходимости наложения на виновного дисциплинарных взысканий. Решения Совета принимаются во внимание при проведении аттестации, поощрении, а также продвижении по службе соответствующего работника.

Социальное обеспечение в России: особенности

Сфера социального обеспечения возникла в стране в 20-е годы 20 столетия. Изначально предполагалось формирование государственной системы материальной поддержки и обслуживания нетрудоспособных и пожилых граждан, семей с детьми. Эта система должна была функционировать на средства фондов потребления. По своей сути социальное обеспечение идентично соцзащите.

кодекс этики социального работника россии

В системе предусматривались:

  • пенсии по инвалидности и старости;
  • пособия по беременности и родам;
  • выплаты в период временной нетрудоспособности, по уходу за малолетними детьми до года;
  • помощь семьям в содержании и воспитании детей (льготные или бесплатные места в детских садах, интернатах, пионерских лагерях и пр.);
  • содержание нетрудоспособных лиц в специализированных учреждениях (домах престарелых и т. д.);
  • льготная или бесплатная медицинская помощь, предоставление инвалидам средств передвижения;
  • обучение инвалидов.

После перехода к рыночной экономике система соцобеспечения перестала выполнять многие свои функции. Вместе с тем отдельные ее элементы были включены в современную систему соцзащиты.

Социальная поддержка

Она предоставляется группам населения, уязвимым в социальном плане, не имеющим возможность по тем или другим причинам обеспечить свой доход самостоятельно.

Социальная поддержка сегодня оказывается разными способами. Это могут быть денежные выплаты, предоставление бесплатного питания, одежды и пр. Финансирование осуществляется за счет налоговых отчислений граждан в бюджет.

Получить социальную помощь может далеко не каждый желающий. Для оформления поддержки необходимо собрать пакет документов, подтверждающий нуждаемость. Социальная помощь предоставляется тем лицам, чей доход ниже прожиточного минимума.

Сегодня помощь социально-уязвимым гражданам выступает в качестве важнейшего компонента государственной политики, направленной на борьбу с бедностью, обеспечение минимального дохода.

Стоит сказать, что поддержка не сводится исключительно к предоставлению материальных благ. Социальная помощь выражается в оказании услуг, содействии в преодолении нуждающимися сложных жизненных проблем, адаптации в обществе, поддержании социального статуса.

Социальное обслуживание: характеристика

Работа социальных служб, направленная на поддержку, предоставление бытовых, медицинских, юридических, педагогических и прочих услуг, содействие в адаптации граждан в современном обществе, реабилитацию лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию, получила в современном мире общее название – социальное обслуживание.

Стоит сказать, что система учреждений соцобслуживания развивается в стране высокими темпами. Так, на рубеже 20-21 вв. общее число институтов в государстве увеличилось втрое. Количество специализированных учреждений для инвалидов и престарелых в 2004 г. было в полтора раза больше, чем в 1985-м. За 1998-2004 гг. значительно возросло число центров поддержки семье и детям, социально-реабилитационных центров. Кроме того, в последнее время появляются учреждения новых видов. Речь, в частности, о кризисных центрах для матерей, мужчин, подростков и пр.

кодекс профессиональной этики работников социальной защиты

Заключение

Государственная социальная политика сегодня – важнейшее направление работы власти. От ее эффективности зависит благосостояние каждого гражданина страны. Государство заинтересовано в повышении качества жизни населения. Для этого на законодательном уровне закреплены социальные гарантии для всех. Они устанавливаются вне зависимости от трудового вклада человека. Для их получения нет необходимости доказывать свою нуждаемость. В России к основным социальным гарантиям относят:

  1. Бесплатное медобслуживание.
  2. Общедоступность образования.
  3. МРОТ.
  4. Минимальную пенсию/стипендию.
  5. Социальные выплаты детям-инвалидам, инвалидам детства, лицам, не имеющим стажа и пр.
  6. Пособия при рождении детей, выплаты по уходу за малолетними.
  7. Материальная помощь на погребение.

Получить все эти гарантии граждане могут в уполномоченных учреждениях соцзащиты. На работниках этих организаций лежит большая ответственность. В их обязанности входит не только непосредственная работа с гражданами, обращающимися за помощью, но и своевременное информирование населения обо всех изменениях, происходящих в сфере социального обеспечения.

От качества работы сотрудников учреждений соцзащиты зависит эффективность реализации государственных программ, результативность функционирования системы социального обслуживания в целом. Поэтому каждый работник должен знать и соблюдать нормы отечественного законодательства, положения Кодекса этики, соответствовать требованиям, предъявляемым к должности и профессиональной подготовке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.