Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальные образовательные маршруты в ДОУ стали использоваться после того, как в отечественную систему дошкольного образования были введены новые Федеральные государственные стандарты. Процесс воспитания и обучения в большей степени ориентируется на среднее развитие ребенка. Именно поэтому не у каждого малыша есть возможность полностью реализовать свои творческие способности.

занятия по индивидуальным маршрутам

Пример

Индивидуальный образовательный маршрут способствует выявлению одаренных и талантливых детей, созданию оптимальных условий для их саморазвития. Воспитатель получает реальную возможность для реализации личностно-ориентированного подхода к развитию дошкольников, что является обязательным элементом ФГОС ДОО. Пример оформления индивидуального маршрута представлен на фото.

образец маршрута

Определение

Индивидуальный образовательный маршрут – это определенный путь раскрытия личностного потенциала малыша в обучении и образовании. В детском саду создаются такие условия, которые в полной мере способствуют приобретению позитивного социального опыта, становления гражданской позиции.

Задачи

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника призван решать следующие задачи:

  • создавать положительную предметную и развивающую среду для социализации подрастающего поколения;
  • формировать единую систему работы педагогических кадров, администрации, медицинских сотрудников, родителей по социальному и личностному развитию дошкольника;
  • выбирать стиль общения воспитанника и педагога на доверительной, доброжелательной основе;
  • создавать оптимальные условия для совершенствования позитивного отношения дошкольника к себе, окружающим людям;
  • формирование у ребенка коммуникативной и социальной компетентности.

Воспитатель должен развивать в своих воспитанниках чувство собственного достоинства.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника позволяет прививать каждому ребенку толерантность, уважение к историческим и культурным традициям своего народа.

индивидуальный образовательный маршрут

Важные аспекты

Малыш осознает свои свободы и права. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ДОУ определяется запросами и потребностями родителей, государственным заказом, а также возможностями ДОУ, индивидуальными особенностями самого малыша.

Пользуясь правом выбирать игрушки, друзей, действия, дошкольник получает свой первый опыт социального общения.

воспитание каждого малыша

Варианты создания

Индивидуально-образовательный маршрут разрабатывается в следующих ситуациях:

  • для малышей, которые не усваивают общеобразовательную основную программу дошкольного образования;
  • для дошкольников, которые имеют ограничения по здоровью, а также для детей-инвалидов.

Также специальные программы воспитатель подбирает для одаренных и талантливых малышей.

учет индивидуальности ребенка

Направления

Индивидуально-образовательный маршрут включает некоторые направления:

  • совершенствование мелкой моторики пальцев и рук;
  • формирование социальных, коммуникативных, культурных, гигиенических навыков;
  • развитие представлений о времени, пространстве;
  • создание речевых функций, сенсомоторного механизма, интонации в речи.

Благодаря включению в маршруты игровой, предметно-практической, сенсорной деятельности малыши приобретают навыки создания аппликаций, лепки разных предметов, рисования.

Индивидуально-образовательный маршрут дает возможность формировать у подрастающего поколения представления о социальных отношениях, особенностях предметного мира.

Методы, применяемые в работе

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, педагог использует в своей профессиональной деятельности определенные методы и приемы. Индивидуально-образовательный маршрут выстраивается на основе следующих методов:

  • игр, бесед, чтения художественных произведений, театральных этюдов, направленных на формирование у малышей эмоций и чувств;
  • управлений и тренингов, направленных на развитие поведенческой и эмоционально-личностной сфер.

Такой подход позволяет воспитателю развивать коммуникативные способности дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок повышает уверенность в своих силах, улучшает взаимоотношения с другими людьми, снимает страхи, снижает агрессию, повышает самооценку.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут? Образец представлен в методическом кабинете ДОУ. Воспитатель включает в индивидуальную траекторию ребенка изотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, специальные упражнения для расслабления мышц шеи, рук, ног, лица.

В процессе разработки индивидуального маршрута воспитатель опирается на следующие принципы:

  • опору на обучаемость дошкольника;
  • соотнесение уровня развития с формированием новых умений и навыков;
  • соблюдение желаний и интересов дошкольника;
  • взаимодействие команды специалистов для диагностики ЗУН воспитанника;
  • сопровождение малыша на протяжении всего его нахождения в детском саду;
  • отказ от ориентации на среднего ребенка.

Прежде чем составлять для ребенка индивидуальный маршрут, педагог вместе с детским психологом проводит специальную диагностику. Раннее выявление одаренных и талантливых детей позволяет педагогам своевременно корректировать для них образовательную траекторию, создавать оптимальные условия для саморазвития.

Благодаря отказу от усредненного воспитания у каждого дошкольника появляется реальная возможность проживать полноценное детство, приобретать нормы, традиции существования в обществе.

как правильно воспитывать в ДОУ

Этапы конструирования

При создании индивидуального образовательного маршрута можно выделить следующие этапы:

  • наблюдение;
  • диагностика;
  • конструирование;
  • реализация;
  • итоговая диагностика.

Целью наблюдения является выявление группы детей, которые испытывают познавательные, регулятивные, личностные, психомоторные, коммуникативные проблемы. Результаты наблюдений педагог заносит в таблицу.

Диагностический этап необходим для выявления причин сложностей, найденных у дошкольников. На этапе конструирования осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута для каждого малыша. В рамках конструирования педагог учитывает те трудности, которые были выявлены в процессе диагностики.

Реализовываться готовый маршрут может в разных видах деятельности, в любой временной промежуток. Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ролевая игра, воспитатель использует при реализации индивидуального маршрута педагогический прием «почтовый ящик». В него учитель опускает письма, каждое из которых предназначается конкретному ребенку, содержит «секретные задания».

Завершающим элементом маршрута является выявление полученных результатов. Педагог оценивает развитие социальной компетентности, коммуникативных навыков, самооценки. По результатам психологических тестов оценивается снижение тревожности, формирование навыков самостоятельной работы.

Заключение

В настоящее время индивидуальный подход к каждому малышу является базовым принципом ФГОС дошкольного образования. Он заложен в базовый фундамент российского дошкольного воспитания. Только при учете особенностей каждого малыша, построении индивидуальных образовательных траекторий для каждого воспитанника педагог сможет выполнить заказ государства – сформировать гармонически развитую личность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.