Коммерческий риск - это что такое? Понятие, причины возникновения

Деятельность любого предпринимателя всегда сопряжена с коммерческим риском. Это обуславливается тем, что практически все управленческие решения субъект всегда принимает в условиях неопределенности – из нескольких вариантов он должен выбрать только один, экономически выгодный для него.

оценка коммерческих рисков

Риск – один из неизбежных и крайне важных компонентов любой предпринимательской деятельности. Она осуществляется под воздействием множества факторов и направлена на достижение конкретных целей, что требует от субъекта определенной активности в принятии решений. Рассмотрим далее особенности коммерческих рисков предприятия.

Общие сведения

Коммерческий риск – это вероятность возникновения неблагоприятных условий или достижения неудачного результата деятельности.

Стремясь к максимальной эффективности в своей работе, предприниматель постоянно сталкивается с риском не только не получить прибыль, которую он ожидает, но и вообще потерять все, что у него имеется. Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. В их числе и неблагоприятный климат в регионе, и действия конкурентов, и принятие неудачных управленческих решений самим субъектом. Во избежание негативных явлений в предпринимательской деятельности проводится оценка коммерческого риска. Она позволяет предотвратить или минимизировать отрицательные последствия. Если действия субъекта неизбежно связаны с коммерческим риском, то необходимо научиться рисковать разумно.

Факторы влияния

Для поддержания стабильности в деятельности предприятия предпринимателю необходимо своевременно выявлять и анализировать обстоятельства, способные оказать влияние на степень риска. Все возможные факторы влияния разделяют на внутренние и внешние. Такая классификация обуславливается тем, что коммерческий риск имеет субъективную и объективную стороны.

Внешние факторы

Ими считаются такие обстоятельства и условия, которые не зависят от воли предпринимателя, но должны быть учтены, т. к. влияют на состояние дел.

риски коммерческого банка

Основные внешние факторы, определяющие степень коммерческого риска, - это:

  1. Нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность.
  2. Неожиданные действия госслужб и учреждений.
  3. Изменения в налоговой системе.
  4. Коррупция.
  5. Взаимодействие с контрагентами.
  6. Действия конкурентов.

В указанный перечень включены прямые факторы, т. е. те, которые оказывают непосредственное влияние на результаты предпринимательской деятельности. Кроме них, выделяют группу косвенных обстоятельств. В нее включены:

  1. Политические условия, сложившиеся на территории.
  2. Экономическая ситуация в стране.
  3. Особенности рынка.
  4. События на международной арене.
  5. Форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства.

Внутренние факторы

Их возникновение обуславливается действиями предпринимателя. Основные внутренние факторы, влияющие на уровень коммерческого риска, - это:

  1. Стратегия предприятия. Риски могут возникать вследствие ошибочного выбора целей, неверного прогноза развития рынка, неправильной оценки потенциала компании и пр.
  2. Управление фирмой. Вероятность неполучения ожидаемых результатов повышается при низком качестве управления трудовыми, финансовыми, материальными ресурсами, связанном с недостатком опыта, несогласованностью действий, финансовыми просчетами, неэффективной системой организации труда на предприятии.
  3. Объем финансовых ресурсов. Риски в коммерческой деятельности могут быть связаны с трудностями при получении ссуд, кредитов, высокими ставками, отсутствием необходимых резервов.
  4. Организация операций купли-продажи. Риски часто возникают при несоблюдении контрагентами условий сделки, нерациональном выборе поставщиков, недостаточном внимании к сервисной политике.

Кроме этого, негативные последствия могут возникнуть при:

  1. Утрате товаров вследствие небрежного отношения персонала к своей работе.
  2. Недобросовестном отношении сотрудников к своим обязанностям (превышение полномочий или халатность).
  3. Низком уровне квалификации менеджеров, что может привести к заключению рискованных сделок.
  4. Приостановлении работы предприятия вследствие нарушения законодательства.

Другие классификации факторов

В зависимости от степени влияния на размер риска выделяют факторы:

  1. Основные. Их воздействие приводит к существенным изменениям степени риска.
  2. Дополнительные (вспомогательные). Эти факторы оказывают незначительное влияние на степень риска.

Приведенная классификация весьма условна. Дело в том, что отнесение каких-либо факторов к той или иной группе будет зависеть от вида коммерческого риска. Так, к примеру, если анализируется вероятность порчи продукции, в качестве основных факторов будут выступать:

  • условия хранения;
  • соблюдение правил безопасности;
  • наличие охранной сигнализации.

Вместе с тем, эти же факторы становятся вспомогательными при исследовании инфляционных или валютных рисков коммерческой организации.

Факторы влияния разделяют также в зависимости от степени управляемости на:

  1. Управляемые.
  2. Неуправляемые.
  3. Труднорегулируемые.

В число первых относят факторы, находящиеся в зависимости от качества работы компании, т. е. от эффективности системы организации труда, результативности менеджмента, рациональности и обоснованности использования ресурсов. Управляемыми они именуются потому, что могут быть изменены.

анализ коммерческого риска

Неуправляемые факторы откорректировать нельзя, поэтому их можно только учесть. К ним относят курс валют, политические условия, климат и пр.

Труднорегулируемыми считаются факторы, зависящие от предыстории компании и в настоящий момент воздействовать на них сложно. В их число входят квалификация и численность сотрудников, взаимодействия в коллективе, помещение, которое занимает предприятие.

В любой организации – в торговой, производственной компании, в банке коммерческий риск возникает в силу неопределенности влияния всех приведенных выше факторов. Его наличие – это обратная сторона экономической самостоятельности и свободы, в некотором роде плата за них. Дело в том, что определенная автономия предоставляется всем предпринимателям. При этом свобода одного коммерсанта существует одновременно со свободами других бизнесменов и потребителей. Соответственно, в ходе развития рыночных отношений увеличивается степень неопределенности.

Оценка коммерческих рисков

В экономической литературе часто понятия "риск" и "неопределенность" рассматриваются как тождественные категории. Между тем они имеют отличия. Дело в том, что риск характеризует ситуацию, при которой наступление каких-либо неизвестных событий очень вероятно, и это можно оценить количественно. Что касается неопределенности, то это понятие более емкое и широкое, поскольку обуславливается всеми факторами, способными повлиять на конечный результат предпринимательской деятельности. Она отличается тем, что возможность наступления каких-либо неизвестных событий невозможно оценить заранее. Измерить неопределенность почти невозможно. А вот провести анализ коммерческого риска можно. Для его измерения учитываются потери и вероятность неполучения ожидаемого результата.

Возможные потери

В коммерческой деятельности могут быть следующие последствия риска:

  1. Материальные. Предприятие может потерять сооружение, сырье, материалы.
  2. Финансовые. У компании могут возникнуть непредвиденные штрафы.
  3. Трудовые. Если на предприятии недостаточно эффективно организована работа персонала, возможны простои, уход квалифицированных специалистов и пр.

Ошибки в управленческой деятельности могут повлечь ущерб здоровью и жизни граждан, вред природе и т. д.

Методы определения уровня риска

Степень вероятности недостижения запланированных результатов определяется посредством:

  1. Статистического метода. В его основе лежат приемы математической статистики, а также показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  2. Экспертного метода. При его использовании учитываются разные факторы, прогнозируется вероятность возникновения тех или иных потерь.
    управление рисками в коммерческом банке

Классификация рисков

В ходе коммерческой деятельности предприятие сталкивается с разными видами рисков. Существует общепринятая их классификация, в соответствии с которой выделяют:

  1. Неизбежные риски. Их можно учесть заранее и переложить на страховую компанию, заключив соответствующий договор. Неизбежными считаются риски от хищений, аварий, перевозки продукции, стихийных бедствий, неисполнения договорных условий контрагентами, болезней сотрудников, небрежности, нечестности персонала.
  2. Риски, обусловленные неизбежной неопределенностью. Речь о потерях вследствие непредсказуемого изменения показателя спроса, конъюнктуры ценных бумаг, моды, научно-технических достижений и пр.

Между тем это не единственная классификация, используемая предприятиями. В зависимости от фактора возникновения, риски можно разделить на:

  1. Природно-климатические. Они обуславливаются наводнениями, бурями, землетрясениями и пр.
  2. Политические. Эти риски связаны с особенностями политической ситуации в государстве и деятельностью власти.

Еще одна большая группа – хозяйственные риски. К ним относят:

  1. Вероятность случайной гибели товара или иного имущества вследствие аварии, кражи, пожара, невыполнения правил хранения, диверсии и т. д. Как показывает практика, указанные причины приводят к существенным потерям, что свидетельствует о высокой значимости этого вида рисков в общем перечне.
  2. Вероятность неисполнения контрагентами взятых на себя договорных обязательств. Она определяется недобросовестностью партнеров, их неплатежеспособностью. В настоящее время почти все компании сталкиваются с таким риском.
  3. Экономический риск. Он возникает при нарушении нормального хода хозяйственной деятельности компании, недостижении запланированного результата (к примеру, ожидаемого объема продукции). Этот риск может обуславливаться изменениями на рынке, экономическими просчетами. Он считается одним из наиболее распространенных в работе предприятия.
  4. Ценовой риск. Этот вид признается специалистами одним из самых опасных. Дело в том, что он оказывает непосредственное и значительное влияние на степень вероятности потери прибыли предприятия. Этот риск выражается в повышении отпускных и оптовых цен, тарифов на услуги других предприятий (к примеру, на энергоносители), стоимости оборудования.
  5. Маркетинговый риск. Он обуславливается выбором неверной стратегии поведения компании на рынке. Потери могут возникнуть вследствие неправильной ориентации на потребителя, ошибок при выборе ассортимента, оценке конкурентов и пр.
  6. Транспортный риск. В ходе перевозки продукции всегда есть вероятность ее потери, порчи и пр.
    риски в коммерческой деятельности

Денежные потери

Финансовые риски для коммерческой компании зачастую являются самыми опасными. Некоторые из них можно предотвратить, а некоторые нет. Среди основных можно выделить:

  1. Валютный риск. Коммерческие банки, а также субъекты внешнеэкономической деятельности чаще всего встречаются с этим видом риска. Он предполагает вероятность потерь, обусловленных изменением курса. При импорте товара компания проиграет при увеличении обменного курса инвалюты по отношению к национальной. При его снижении, в свою очередь, потери могут возникнуть при экспорте.
  2. Инфляционный риск. Он представляет собой вероятность того, что денежные средства, получаемые при повышении инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем увеличиваться в стоимости. Обесцениваться при этом будет и реальная цена капитала компании.
  3. Инвестиционный риск. Он предполагает возникновение непредвиденных потерь в ходе вложения капитала в другие предприятия, переоснащения или расширения собственного производства, приобретения ценных бумаг.
  4. Риск неплатежеспособности. Его некоторые специалисты называют кредитным риском. Коммерческая компания может стать неспособной расплачиваться по обязательствам в силу разных причин. Например, при неверном планировании сроков и размеров поступления доходов и осуществления расходов. Потеря платежеспособности может привести к возбуждению процедуры банкротства, поэтому она очень опасна для предприятия.

Управление коммерческими рисками

Как выше говорилось, вероятность тех или иных потерь в деятельности предприятия неизбежна. В этой связи, компания должна разработать определенную политику для минимизации или нейтрализации опасностей, уменьшения их негативных последствий. Сегодня используются самые разные методы управления рисками. Для коммерческого банка, например, больше подойдет политика принятия или снижения уровня риска. Методы уклонения от вероятных потерь вряд ли применимы для такой организации, поскольку ей приходится совершать рискованные сделки, чтобы получить доход.

Уклонение от рисков

Этот вариант предполагает отказ предприятия от совершения каких-либо операций. В этом случае компания может не получить ожидаемых результатов, но сможет полностью избежать потерь.

Решение об уклонении от рисков менеджеры могут принять и на стадии обсуждения сделки, и позже. Как правило, оно принимается именно на предварительной стадии. Следует учесть, что уклонение от рисков можно использовать только при наличии ряда условий:

  1. Если применение этого метода минимизации потерь не повлечет другие риски.
  2. Если степень риска выше вероятных доходов от сделки.
  3. Если компания не сможет компенсировать свои потери в случае заключения рискованной сделки.

Между тем далеко не от всех опасностей компания может уклониться. Зачастую предприятие осознанно идет на риск.

управление коммерческими рисками

Методы снижения потерь

К основным направлениям политики минимизации риска относят:

  1. Избежание потерь.
  2. Принятия вероятности наступления негативных последствий.
  3. Снижение степени риска.

В первом случае разрабатываются мероприятия, позволяющие полностью исключить определенный вид риска. Как правило, это достигается посредством отказа от некоторых хозяйственных операций, наиболее опасных для предприятия. Такая политика считается самой простой, однако не всегда она эффективна. Дело в том, что при избежании рисков компания теряет возможность получить доход.

Принятие вероятности потерь предполагает возможность и желание покрыть убытки за счет своих средств. Эту политику целесообразно применять финансово стабильным компаниям, желающим расширить производство. При этом следует учитывать, что такой подход может привести к неоправданным и большим потерям.

Снижение риска – это уменьшение вероятности и размера потерь. Самые серьезные опасности можно нейтрализовать посредством страхования. При использовании этого метода предприятию необходимо четко определить все виды рисков, от которых оно будет защищать себя. Кроме того, следует с особым вниманием подходить к выбору страховой компании. У нее в обязательном порядке должна быть лицензия, необходимый объем собственных средств и уставного капитала, адекватная величина тарифов и пр.

виды коммерческих рисков

Снижение рисков можно осуществить и внутренним страхованием. Оно проводится в пределах самой коммерческой организации. Для этого на предприятии формируются специальные фонды, средства которых будут расходоваться на компенсацию убытков. Перечень таких резервов и величина отчислений закрепляются в уставе фирмы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.