Подводная лодка С-80: описание, устройство, исторические факты, фото

Советская подводная лодка С-80 состояла на вооружении военно-морских сил СССР в 1950-х годах. В 1961-м году лодка затонула в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах. В статье рассматривается устройство этой лодки и различные версии ее гибели. В 2000-х годах в Испании начали строительство новых испанских подводных лодок S-80 (Исаак Пераль). Это своеобразный прототип советского судна, которому также отведена роль в данной статье.

Устройство и вооружение советской лодки

Подводная лодка С-80 была сконструирована в 1950-м году, а в 1957-м году на ней были проведены некоторые работы по модернизации и совершенствованию. Длина ее составляла 76 м, ширина - 6,6 м, погружаться она могла на глубину до 230 м, а двигаться под водой со скоростью 10 узлов. Дизельная подводная лодка С-80 в движение приводилась 6 двигателями: 2-мя дизельными и 4-мя электрическими. «Подлодка» обладала современной на то время системой навигации, носившей название «Лира».

В состав боевого арсенала подлодки входили торпеды и крылатые ракеты (4 торпедных и 2 ракетных установки).

Лодка С-80: трагические события, ее подъем на поверхность и официальная версия гибели

Трагедия подводной лодки С-80 случилась 26 января 1961 года, когда она затонула в Баренцевом море. По официальной версии причиной трагического события стало попадание воды в лодку из-за неверных действий и халатности экипажа. Отметим, что в свое последнее плавание отправились 68 офицеров и матросов. Подводная лодка С-80, лодка-призрак, получила свое негласное мистическое название ввиду того, что после крушения ее нашли только спустя 7 лет, то есть в 1968 году, а операция по подъему на поверхность происходила в течение июня-июля 1969 года. Этой операцией руководил Сергей Минченко (капитан первого ранга).

Анализ состояния поднятой подводной лодки С-80 позволил виртуально реконструировать произошедшие трагические события. Выполняя военные учения в 1961 году в Баренцевом море, лодка шла на перископной глубине, а затем начала уходить под воду и в нее стала попадать вода. Соответствующий клапан не сработал по причине его обледенения. Далее в официальной версии гибели подлодки говорится о том, что машинист перепутал маховик, который должен был закрыть отсек, куда стала попадать вода. После этого экипаж совершил еще несколько ошибок, и лодка ушла на дно, потеряв полностью свою скорость.

Согласно данным реконструкции событий, в лодке произошел сильный гидровоздушный удар, в результате которого люди, находившиеся во 2-м, 3-м и 4-м отсеках, погибли мгновенно, часть экипажа в 6-м и 7-м отсеках попыталась выбраться из подлодки. Они планировали использовать предназначенные для этого аппараты «ИДА-51», но не успели этого сделать по причине быстрого затопления отсеков. Дольше всего матросы жили в 1-м отсеке, который полностью затопило лишь через несколько дней.

Обломки подводной лодки

Причина аварии

Как было описано выше, одной из причин, которая привела к стремительно развивающейся катастрофе подводной лодки С-80, лодки-призрака, стал ряд ошибок матросов и офицеров, которые в ту трагическую ночь стояли на вахте. Отметим, что из 68 человек, находившихся на борту лодки, 7 человек были переведены на нее недавно. Среди этих 7 человек и был тот машинист, который перепутал направление закрытия запорки, поскольку на его предыдущей лодке она закрывалась в другую сторону, нежели на С-80.

Но что послужило толчком к возникновению катастрофы? Осматривая лодку, спасатели заметили, что руль на ней был повернут максимально влево, как будто она совершала экстренное изменение своего курса движения, чтобы не столкнуться с чем-то или кем-то. Никаких рифов в районе гибели лодки нет, поэтому предполагают, что это мог быть чужой корабль, который был замечен членами экипажа слишком поздно.

Этим чужим кораблем мог оказаться корабль НАТО, поскольку интерес к советской субмарине, имеющей современное на то время оборудование и вооружение, у военных сил США был огромный. В 1976 году на вооружение военно-морского флота США поступили новые лодки «Лос-Анджелес». Позднее было отмечено наличие некоторых систем навигации подводной лодки С-80 в «Лос-Анджелесе». Откуда они там взялись? Ответ на этот вопрос остается загадкой по сей день.

Советская подводная лодка

Извлечение тел погибших

После того как лодка была поднята на поверхность, существовала опасность того, что при осушении отсеков в ней от перепада давления могут взорваться торпеды, которые находились на этой субмарине. Поэтому предлагалось просто взорвать лодку и не выяснять причину ее гибели.

Однако после предварительного осмотра было установлено, что опасаться взрыва торпед не нужно. Отсеки были осушены, и те люди, которые зашли в нее первыми, увидели, что дизельная подводная лодка С-80 – «автономка» мертвых, поскольку в каждом ее отсеке во всех местах находились мертвые офицеры и матросы. Одни из них до последнего боролись за свою жизнь – об этом свидетельствует тот факт, что весь возможный кислород на субмарине был израсходован. Другие же не выдержали мучительной смерти. Например, был найден мичман, который держался за оголенный провод, или матрос, который лежал в своей койке с петлей на шее.

После того как с подводной лодке С-80 тела погибших достали, отметили удивительную вещь: те тела, которые были физически невредимыми, создавали впечатление, что эти люди погибли совершенно недавно, а не 7 лет назад. Дело в том, что щеки у них были розовые, а кровь еще не успела свернуться. Конечно же, этот факт имеет простое объяснение, ведь в ледяной воде на большой глубине любое биологическое тело находится в практически законсервированном состоянии.

Сегодня, по прошествии многих лет после гибели советской субмарины, произведен объект с аналоговым названием. Это испанская подводная лодка, которая разрабатывается в настоящее время под кодовым названием S-80 (читается С-80).

Некоторая информация о задачах испанских подлодок и их строительстве

Главной особенностью новых подводных лодок S-80 является созданная с использованием передовых технологий система двигателей и возможность длительное время существовать и выполнять свои задачи в автономном режиме под водой. Новые подлодки призваны в вооруженные силы Испании для выполнения следующих задач:

  • нанесение ракетных ударов по береговым целям;
  • ведение морских сражений;
  • защита кораблей во время погрузки и выгрузки;
  • защита морских единиц военной техники.

В начале развития программы по конструированию испанских подводных лодок S-80 была потрачена сумма в 1,8 млрд евро, в 2014 году эта сумма увеличилась до 3 млрд евро, затраты в 2018 году оцениваются в 3,6-3,9 млрд евро. В настоящее время строится 4 единицы лодок класса «Исаак Пераль». Первая из них должна быть спущена на воду к 2020 году, а в состав вооруженных сил поступит в 2022 году. В первые две субмарины S-80 не будет внесена технология воздухонезависимой системы движения. Строительство 3-й и 4-й лодок началось в 2009 и 2010 годах соответственно. В случае необходимости фирма «Навантия» может взяться за строительство еще 2 лодок этого класса.

Строительство испанской "подлодки"

Историческая справка

В последние 40 лет испанские военно-морские силы располагали 4-мя субмаринами класса «Дельфин» (S-60), все они уже списаны, а также подлодками типа «Галерна» (S-70), 3 из них еще находятся в строю и выполняют свои задачи. Все эти лодки имеют классический французский дизайн, и были построены в городе Картахена по лицензии французской государственной компании DCNS. Если смотреть еще дальше в историю, то в 1950-х годах в Испании национальная фирма Базан занималась строительством подводных лодок классов Тюлень (S-40) и Акула (S-50). Фирма же «Навантия» до 2000-х годов сотрудничала с компанией DCNS и занималась выполнением заказов на построение подлодок для Чили, Малайзии и Индии.

Таким образом, самостоятельное строительство подводных лодок S-80 - это настоящий вызов для военных морских технологий Испании.

Класс подлодок S-80

Лодки класса «Исаак Пераль» в технологическом плане находятся далеко впереди электрически-дизельных лодок последних поколений. S-80 изначально задумывались как субмарины, пригодные для испанских военно-морских сил. Они имеют среднее водоизмещение и способны выполнять свою миссию за несколько тысяч миль от побережья, действуя максимально незаметно. Анаэробная система двигателей подводных лодок S-80, а также современные системы ведения морского сражения располагают эти субмарины далеко впереди всех остальных существовавших и существующих в Испании классических подлодок и на уровне технологического совершенства атомных подводных лодок.

Отметим, что до того как «Навантия» приступила к разработке новых испанских лодок, между испанской и французской фирмой разразился скандал, поскольку французская фирма обвинила «Навантию» в копировании многих систем на S-80 с предыдущих лодок, которые Испания строила вместе с Францией в рамках компании DCNS. Закончился этот спор тем, что обе стороны забрали иски из арбитражного суда в Париже в 2009 году, и программа по конструированию субмарин класса «Исаак Пераль» фирмой «Навантия» была оставлена в покое.

Поводная лодка

Исторические факты о S-80 начиная с 1997 года

Программа по построению дизельных подводных лодок S-80 была начата в 1997 году, при этом с 1991 года уже начались проводиться соответствующие предварительные исследования. Ниже приводятся исторические данные за каждый год, которые связаны с этой программой:

  • 1997 год: завершилась правка документа, в котором обсуждалась программа построения первой лодки S-80;
  • 1998 год: одобрен документ, в котором указывались основные характеристики подлодок;
  • 1999: составлен проект построения лодок в испанском городе Картахена;
  • 2001: определен прототип субмарины, которая будет пригодна для выполнения классических миссий;
  • 2002:составлен новый документ, в котором пересмотрены основные требования к новым подводным лодкам с учетом новых сценариев и задач;
  • 2003: происходит составление документов, которые касаются начальной фазы запуска программы по построению новых лодок, определяются технические характеристики проекта, ориентировочные даты и необходимый бюджет;
  • 2004 год: Министерство обороны Испании издает указ на построение четырех многозадачных субмарин типа S-80;
  • 2005: «Навантия» начинает строительство первой субмарины, предварительная дата окончания строительства назначается на 2012 год;​
  • 2007: в декабре фирма начала строительство лодки S-82;
  • 2008: «Навантия» исправляет сроки сдачи первой лодки S-80, построение должно быть завершено в 2013 году;
  • 2009: в феврале начинается конструирование 3-й лодки S-83;
  • 2010: в январе начинается строительство S-84, а в октябре этого года завершается строительство корпуса лодки S-81;
  • 2011: в марте Навантия получила уже готовую верхнюю часть субмарины S-81, а в апреле фирме был поставлен топливный элемент для этой лодки.
  • 2012: в январе были придуманы названия для всех 4-х подводных лодок типа S-80 (S-81 будет называться «Исаак Пераль», S-82 - «Нарсисо Монтурьоль», S-83 - «Косме Гарсиа», S-84 - «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес»);
  • 2013: ввиду того, что полученные лодки имели большую массу, чем предполагалось изначально, фирма «Навантия» решила задержать их выпуск на 1,5-2 года, чтобы обеспечить им необходимую плавательную способность; фирма также подчеркнула, что подобная задержка является нормальной ввиду сложности самого проекта;
  • 2014: происходит пересчет необходимых средств для продолжения проекта, и устанавливается новая дата сдачи вооруженным силам первой единицы подводной лодки типа S-80;
  • 2018: фирма публикует информацию об увеличении затрат на 1,5-1,8 млрд евро, устанавливается новый календарь завершения проекта.

Миссия новых испанских лодок и их способности

Подводные лодки S-80 (Испания), как часть вооруженных сил страны, должны соответствовать военной технике современного времени, последним технологическим военным разработкам в плане вооружения, коммуникации и навигации. Ниже приведен список задач, которые должны с уверенностью выполнять новые лодки:

  • нанесение ударов по морским и сухопутным целям;
  • ведение наблюдения около побережья и в открытом океане;
  • атака и защита военно-морских объектов;
  • способность уклоняться и уходить от возможного военного столкновения.

Субмарина нового класса должны обладать способностью дать отпор и продолжать выполнение своей миссии, как около побережья, так и в открытом океане в следующих случаях:

  • при нахождении в минных полях;
  • при столкновении с кораблями на поверхности воды, которые обладают активными сонарами;
  • при обнаружении воздушными противолодочными кораблями с радарами и сонарами;
  • при встрече с атомными и современными традиционными подводными лодками противника.

Подводные лодки S-80 должны обладать соответствующими способностями, чтобы обеспечить успех выполняемой миссии. В первую очередь, лодки должны уметь перемещаться под водой с большой скоростью, а система воздухонезависимых двигателей должна обеспечивать возможность нахождения лодки в скрытых зонах длительное время, снижая при этом риск ее обнаружения противником. Также подводные лодки S-80 должны быть снабжены системой одновременного нанесения ударов по нескольким целям. В случае необходимости на них можно будет перевозить специальные военные группы. Лодки должны обладать системами против акустического, магнитного, инфракрасного и визуального их обнаружения противником.

Атакующая подводная лодка

Характеристики испанской подводной лодки S-80

Новое поколение испанских подлодок спроектировано так, что их экипаж может быть смешанным, то есть мужским и женским, и для каждого члена лодки предусмотрена собственная койка. Особенностью новых лодок является их снабжение системой опреснения морской воды. Эта система способна очищать воду от солей и примесей до глубины 200 метров. Работает она на основе обратного осмоса.

Системы ведения боя, программное обеспечение лодок, мониторизация собственного шума, сонарные системы, радиоэлектронные системы разработаны при участии американской фирмы Lockheed Martin.

Вооружение лодок нового поколения составляют немецкие тяжелые торпеды DM2/A4, американские ракеты дальнего действия UGM-109 Tomahawk, американские противокорабельные ракеты UGM-84, а также испанские многофункциональные мины. Системы запуска торпед и противоторпедное вооружение являются британскими.

Что касается систем движения (дизельные двигатели, воздухонезависимый реактор, системы компенсации веса кислорода и этанола, система удаления углекислого газа), то в основном все они являются испанскими разработками. Батареи с горючим на лодках - американские.

Торпеда подводной лодки

Биоэтанол и воздухонезависимый двигатель

Биоэтанол является основным горючим для воздухонезависимого двигателя на испанских лодках S-80. Этанол - это химическое соединение, которое описывается формулой CH3-CH2-OH, при нормальных условиях он представляет собой воспламеняющуюся жидкость. В любом алкогольном напитке содержится это вещество (пиво - 3-7%, вино - 12-15%, ликер - до 50%). Получить его можно двумя распространенными способами: гидратацией этилена и в результате процессов брожения некоторых растительных материалов, содержащих сахара, крахмалы и целлюлозу. Для полученного в результате процесса брожения этанола применяют приставку «био». Биоэтанол был выбран в качестве основного топлива на новых подлодках из-за того, что Испания не зависит в этом вопросе от других стран. На ее территории в настоящее время действует 7 заводов по производству биоэтанола.

Воздухонезависимый двигатель состоит из двух основных частей: преобразователя и батареи. В преобразователе происходит химическая реакция, в результате которой из биоэтанола получается водород высокой чистоты. Продуктом реакции является углекислый газ. Далее полученный водород поступает в батарею двигателя, где реагирует с кислородом в рамках экзотермической реакции, которая сопровождается выделением большого количества энергии. Продуктом этой последней реакции является вода. Вода и углекислый газ выводятся из подводной лодки. Воздухонезависимый двигатель лодок S-80 способен выдавать мощность 300 кВт.

В движение лодка приводится винтом, который вращается благодаря явлению электромагнитной индукции с применением постоянных магнитов. Винт спроецирован по последним технологиям таким образом, что позволяет гасить кавитационные эффекты при движении лодки на больших скоростях.

Единицы подлодок нового класса

В январе 2012 года были одобрены названия всех 4-х подводных лодок S-80, при этом первые два названия используются уже в 4-й раз, третье название – в 3-й раз, а четвертое название – во 2-й раз для испанских субмарин. Названия призваны воздать честь знаменитым конструкторам и изобретателям подводных лодок Исааку Пералю, Нарсису Монтурьолю и Косме Гарсиа Саесу, а также первому адмиралу подводных вооруженных сил Испании, Матео Гарсиа-де-лос-Рейесу. Ниже приведено фото лодки S-80.

Дорогостоящее строительство "подлодки"

Далее приведены сведения о датах завершения строительства испанских лодок.

  1. «Исаак Пераль» (S-81). Ее планировалось ввести в действие в 2017 году, но из-за проблем перегрузки эта дата откладывается до декабря 2022 года.
  2. «Нарсисо Монтурьоль» (S-82). Дата сдачи лодки изменена с 2018 года на конец мая 2024 года.
  3. «Косме Гарсиа» (S-83). Планируется завершить ее строительство к марту 2026 года.
  4. «Матео Гарсиа-де-лос-Рейес» (S-84). Последняя единица проекта, подводная лодка S-80 plus, будет сдана в эксплуатацию в июле 2027 года.

В настоящее время Совет Министров Испании рассматривает возможность утверждения указа на строительство еще 2-х лодок нового поколения (S-85 и S-86), которые фирма «Навантия» может взять на себя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.