Социальные компетенции: понятие, определение, формирование социальных навыков и правила взаимодействия

В последнее время все чаще в учебной литературе используется понятие "социальная компетенция". Трактуется оно авторами по-разному. Кроме того, это понятие может включать в себя множество элементов.

Проблемы терминологии

Социальная компетенция рассматривается некоторыми авторами как совокупность таких человеческих качеств:

  • Эмпатия.
  • Социальная чуткость.
  • Терпимость.
  • Открытость.
  • Независимость.
  • Непосредственность.
  • Способность к творчеству.

Другие авторы выделяют только два аспекта – кооперацию и автономию. В настоящее время нет общепринятого определения социальной компетенции. Проблема связана с тем, что в различных научных дисциплинах термин "компетенция" имеет разное значение.

социально личностные компетенции

Кроме этого, следует учитывать, что содержание понятия зависит от специфики ситуации, в которой находится субъект. Немаловажное значение имеют и особенности требований, предъявляемых к индивиду.

Если в бытовых условиях какая-то модель поведения признается успешной, то в трудовой деятельности ее использование может привести к краху. Поэтому важно развивать различные виды компетенции (социально-профессиональные в том числе). Ожидания по отношению к одному субъекту будут сильно изменяться в зависимости от его роли в обществе. К примеру, окружающие предъявляют разные требования к коллегам, подчиненным, управляющим.

Важный момент

Социальную компетенцию нельзя рассматривать в качестве личной мотивации или индивидуальной квалификации. Развиваться она может исключительно в благоприятных и открытых условиях. Упрощенная интерпретация социальной компетенции может применяться только для объяснения серьезных, частых, явных отклонений в поведении индивида.

ключевые социальные компетенции

Содержание элементов

Оно определяется при помощи категорий общей компетенции. В социально-коммуникативной модели человеческого поведения Д. Эйлер выделил 6 категорий:

  1. Невербальное или вербальное выражение мнения на уровне эмоций, намерений, отношений и на деловом уровне.
  2. Интерпретация мнения.
  3. Метакоммуникация.
  4. Чувствительность к коммуникационным помехам (явным или скрытым).
  5. Анализ условий общения (персональных или ситуативных).
  6. Использование результатов анализа.

Структурные элементы

Компонентами социальной компетенции являются:

  1. Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов.
  2. Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям.
  3. Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе.
  4. Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.
развитие социальной компетенции

Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:

  • Знаний о себе и социальной действительности.
  • Сложных навыков и умений.
  • Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.

Формирование социальной компетенции

Общественно-экономические изменения в современной России обуславливают новые требования к личным качествам субъектов. Воспитание индивида, вкладывание в него ключевых социальных компетенций осуществляется с самого раннего возраста. Важным условием воспитания является благоприятный психологический климат в семье, среди сверстников. На эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения в дошкольном учреждении, в школе. Социальные компетенции у детей появляются и развиваются под наблюдением взрослых.

Задачей педагогов и родителей является создание благоприятного психологического климата для ребенка. Необходимо обеспечивать детям возможность говорить о себе, изучать себя, общаться с другими детьми и взрослыми, слышать их.

понятие социальная компетенция

Необходимые условия

Развитие социальных компетенций будет эффективно только при соблюдении следующих условий:

  1. Педагог или родители должны переориентироваться на работу с личностными элементами сознания ребенка, обеспечить поддержку его способности к ответственному выбору, рефлексии, самоорганизации, творчеству.
  2. Досуговые программы должны быть наполнены социальными и эмоциональными компонентами.
  3. Педагогические технологии, используемые в воспитании, должны быть построены с учетом специфики отношений взрослого и ребенка.
  4. Должно проводиться психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

К педагогическим условиям формирования и совершенствования социальных компетенций в учебном заведении относят:

  1. Наличие специально созданной системы социально-педагогической помощи, организованной с учетом отрицательно воздействующих факторов, основанной на реализации разных вариантов досуговых программ.
  2. Наличие у детей возможности переживать в разных сферах жизни и деятельности за результаты успешного поведения.
  3. Обеспечение согласованного педагогического воздействия на учащихся.

Задачи

Социальная компетенция формируется и развивается для таких целей:

  1. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, который характеризуется организацией продуктивного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
  2. Формирование терпимого отношения к сверстникам, развития коммуникативных навыков.
  3. Формирование базы для эмоциональной саморегуляции, осознания своих переживаний и чувств в сложившихся условиях.
школа социальных компетенций

Ожидаемые результаты

Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий "тренинг", "друг", "дружба", "эмоции", "чувства", "ощущения", "ценности", "команда".

У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:

  1. В сфере самопознания – понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
  2. В сфере межличностного взаимодействия – способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.

Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.

Роль педагога

Социальную компетенцию (по мнению многих специалистов) следует рассматривать как состояние баланса между средой, в которой находится субъект, требованиями, которые предъявляет к нему общество, и его возможностями. При нарушении равновесия возникают кризисные явления. Предотвращение их – важнейшая задача педагога.

Для предупреждения кризисных явлений педагог должен уметь видеть ребенка, своевременно распознавать проблемы, наблюдать за его поведением, фиксировать сложности, анализировать их и вырабатывать методы коррекции.

социально коммуникативная компетенция

Компетентностный подход

В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.

Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.

формирование социальной компетенции

Заключение

Сегодня вопросами эффективного использования компетентностного подхода занимается множество ученых. Научные деятели ищут способы сокращения разрыва между теорией и ее практическим применением в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что особенности компетентностного подхода больше изучены в рамках профессионального образования. Поэтому далеко не все школьные учителя имеют представление о способах его реализации.

Социальная компетенция важна везде, где происходит взаимодействие людей: в семье, в образовательном учреждении, в обществе. Современное образование ставит перед педагогами сложную задачу сформировать у детей не только учебные, но и социальные компетенции. Результатом ее решения должно стать воспитание в учащихся умений устанавливать контакт с другими людьми, проявлять терпение, уважение к другим, понимать состояние других людей, адекватно вести себя в обществе. Все эти качества закладываются в детстве. Для формирования этих умений педагоги должны работать совместно с родителями, разрабатывать такие подходы, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что выпускники школ станут достойными гражданами своей страны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.