Объем спроса - это... Понятие, определение величины, функции

Всем известно, что в микроэкономике существует два противоположных экономических понятия - спрос и предложение. В повседневной жизни они также встречаются довольно часто. Однако, как правило, понимание сути этих терминов простыми обывателями очень поверхностно.

В условиях здоровой экономики всегда первичен спрос, а предложение вторично. Зависимость объема спроса на продукцию предприятий производителей определяет величину их предложения. Именно допустимый баланс этих двух составляющих образует предпосылки для стабильного роста и развития экономики любого государства. Цель данной статьи заключается в том, чтобы раскрыть именно понятие объема спроса как первичного элемента, его функции и влияние на экономические процессы.

Спрос и объем спроса. Существует ли разница

Зачастую эти понятия отождествляют, что в корне неправильно, так как между ними существует принципиальная разница. Чтобы понять, в чем же она состоит, необходимо начать с терминологии.

Спрос - это потребность потребителей в некотором товаре по заданной цене в определенный интервал времени. Он определяет намерения, подкрепленные наличием денег. Общепринятое обозначение – D.

Пример: Алексей хочет купить боксерскую грушу за 10000 рублей в этом месяце. У него есть деньги, чтобы купить эту грушу.

Объем спроса – это количество товаров, которое платежеспособные потребители купили по заявленной цене в определенный отрезок времени. Он отражает приобретенный товар по конкретной цене. Обозначается - Qd.

Пример: Алексей купил боксерскую грушу за 10000 рублей в этом месяце. Он имел на это деньги.

Все просто: хотеть купить боксерскую грушу за 10000 рублей при наличии денег на покупку – это спрос, а пойти и купить ее за 10000 рублей при наличии данной суммы – это объем спроса.

Таким образом, справедливо будет следующее заключение: объем спроса товара служит количественным отражением самого спроса на этот товар.

Спрос и цена

Спрос и цена

Существует очень тесная взаимосвязь между объемом спроса и ценой этого товара.

Вполне закономерно и справедливо, что потребитель всегда стремится приобрести товар дешевле. Желание заплатить мало, а получить много побуждает людей к поиску выбора и альтернатив. Поэтому покупатель купит больше товара, если на него будет ниже цена.

И наоборот, в случае, если товар становится даже незначительно дороже, потребитель на ту же сумму денег купит меньшее количество, а может и вовсе откажется от покупки конкретного товара в поиске альтернативы.

Вывод очевиден - именно цена определяет объем спроса, и ее влияние является первостепенным фактором.

Закон спроса

Отсюда очень просто вывести устойчивую закономерность: объем спроса на товар увеличивается тогда, когда цена на него становится ниже, и наоборот, когда на товар цена растет – становится ниже Qd.

Эта закономерность получила в микроэкономике название закона спроса.

Однако следует сделать некоторую поправку - этот закон отражает лишь закономерность взаимозависимости двух факторов. Это Р и Qd. Влияние других факторов при этом не учитывается.

Кривая спроса

Зависимость Qd от P наглядно можно изобразить в виде графика. Такое отображение формирует некую кривую линию, которая получила название «кривая спроса».

Кривая спроса

Рис. 1. Кривая спроса

где:

ось ординат Qd – отражает объем спроса;

ось ординат Р – отражает показатели цены;

D – кривая спроса.

Причем количественное отображение D на графике – это объем спроса.

На рисунке 1 четко видно, когда P составит 10 у.е., Qd – 1 у.е. товара, т.е. по максимальной цене товар никто не хочет покупать. Когда показатели цены постепенно снижаются – Qd пропорционально растет, а когда цена на минимальной отметке 1 – Qd достигает максимального значения 10.

Факторы, влияющие на Qd

Факторы спроса

Qd на продукцию зависит от ряда факторов. Помимо ключевого и главного фактора – цены (Р), есть еще ряд других параметров, влияющих на его величину, учитывая, что цена постоянна и не изменяется:

1. Доходы покупателей

Это, пожалуй, второй по значимости фактор после цены. Ведь если люди стали меньше зарабатывать, значит, они будут экономить и меньше тратить, урезая тот объем потребления, который был прежде. Получается, что цены на товар не менялись, но объем его потребления сокращается из-за того, что у людей просто стало меньше денег на его покупку.

2. Товары заменители (аналоги)

Это товары, которые могут частично или полностью заменить привычный товар потребления для покупателя, т.к. он обладает схожими свойствами, а возможно, даже превосходит по неким параметрам.

Когда на рынке появляется такой товар (допустим Т2), он сразу привлекает внимание потребителей, и если свойства схожи, а цена ниже, тогда люди переходят на его потребление частично или полностью. Как результат - Qd на первый товар (Т1) падает.

И наоборот, если товары-аналоги уже существуют и имеют свой круг поклонников – при увеличении их цены люди ищут дешевле и переходят на первичный товар, если он оказывается меньшей стоимости. Тогда спрос на Т1 увеличивается, а цена на него не менялась.

3. Дополняющие товары

Часто их называют сопутствующими. Они просто дополняют друг друга. Например, кофемашина и кофе или фильтры к ней. Какой смысл в кофемашине без кофе? Или автомобиль и шины к нему или бензин, электронные часы и батарейки к ним. Например, увеличение цены на кофе сократит его потребление, а значит, упадет объем спроса на кофемашины. Прямая зависимость – увеличение цены на дополняющий товар сокращает Qd основного, и наоборот. Также увеличение цены на основной товар снижает его потребление и влияет на снижения Qd сопутствующего товара.

Увеличение цены на сервисное обслуживание конкретной марки автомобиля снижает спрос на эти автомобили, но увеличивает его на аналоги с дешевым сервисным обслуживанием.

4. Сезонность

Известно, что каждый сезон имеет свои особенности. Есть товары, объем спроса на которые совсем не изменяется в зависимости от сезонных колебаний. А есть товары, на которые он слишком чувствителен к таким колебаниям. Например, хлеб, молоко, масло будут покупать в любое время года одинаково, т.е. фактор сезонности не имеет влияния на Qd этих продуктов питания. А мороженое? Или арбузы? Объем спроса на мороженое резко возрастает летом, а осенью и зимой стремительно падает. При том, что в обоих примерах условно цена на эти продукты не меняется, а значит, и влияния на его величину не имеет.

5. Изменения в предпочтениях и моде

Ярким примером может служить модернизация гаджетов и техники. Кому нужны телефоны, которые были выпущены 5 лет назад? Покупатели отказываются от покупки устаревшей техники, отдавая предпочтение современной.

6. Ожидания потребителей

При ожидании подорожания конкретного товара покупатели делают запасы впрок, а значит, объем спроса на это в определенном периоде увеличивается.

7. Изменение количества населения

Сокращение населения – означает сокращение количества покупателей, и наоборот.

Все факторы, за исключением цены, называют неценовыми факторами.

Влияние неценовых факторов на кривой спроса

Цена – это единственный ценовой фактор. Все другие, прямым или косвенным образом влияющие на объем спроса – это неценовые факторы.

Под их воздействием кривая спроса меняет свое положение.

Сдвиги на кривой спроса

Рис. 2. Сдвиги кривой спроса

Допустим, люди стали больше зарабатывать. У них стало больше денег и они смогут покупать больше товаров, даже если цена на них не станет ниже. Кривая спроса переходит в позицию D2.

В период падения доходов денег становится меньше и люди не могут покупать прежнее количество товара, даже если цена на него не была повышена. Позиция кривой спроса - D1.

Ту же самую зависимость можно отследить при изменении цены на сопутствующие товары и товары-заменители. Например, цена на айфоны стала выше, значит, люди будут искать товары, со схожими техническими характеристиками, но дешевле, чем айфоны. Как вариант – смартфоны. Qd на айфоны становится меньше (движение по кривой D из точки А в А1). Кривая спроса смартфонов переходит в позицию D2.

Кривая спроса Рисунок 3

Рис. 3. Сдвиги кривой D в зависимости от изменения цен на сопутствующие товары и товары заменители

Из-за подорожания айфонов упадет спрос, например, на чехлы к ним (кривая уйдет в D1), а вот на чехлы к смартфонам он, наоборот, возрастет (кривая в позиции D2).

Важно понимать, что при влиянии цены кривая D никуда не сдвигается, а изменения отражаются перемещением по ней показателей.

Кривая переходит в позиции D1, D2 только под воздействием не ценовых факторов.

Функция спроса

Функция спроса – это уравнение, в котором отражены изменения объема спроса (Qd) в зависимости от влияния различных факторов.

Прямая функция отражает количественное соотношение товара к его цене. Проще говоря, сколько единиц товара потребитель намерен купить по установленной цене.

Qd = f(P)

Обратная функция показывает, какую самую высокую цену покупатель намерен заплатить за установленное количество товара.

Pd=f(Q)

Это обратная зависимость объема спроса q на продукцию от уровня цены.

Функция спроса и прочие факторы

Функция спроса и прочие факторы

Влияние других факторов имеет следующее отображение:

Qd = f(А B С D E F G)

где, А, B, С, D, E, F, G – не ценовые факторы

При этом следует учитывать, что различные факторы в разное время имеют неравное влияние на Qd. Поэтому для более корректного отражения функции следует применить коэффициенты, которые будут указывать степень влияния каждого фактора на Qd в определенный промежуток времени.

Qd = f(АwBeСrDtEyFuGi)

Вывод

Объем спроса главная

В заключение вышеизложенного можно лишь добавить, что спрос и объем спроса – это разное выражение одной и той же рыночной ситуации. Анализ спроса и вычисление объемов спроса являются непростой задачей. Этим занимаются узкопрофильные специалисты, маркетологи. Предприятия готовы платить за исследования объемов спроса большие деньги, т.к. существует прямая зависимость объема спроса (Q) на продукцию предприятия, точнее, на объемы производства различных товаров в наиболее предпочтительном количестве для обеспечения рентабельности предприятия. Только точные данные относительно объема реального спроса и факторов, на него влияющих, позволят производителям и торговым компаниям рационально рассчитать предложение. Данное равновесие – это залог здоровых рыночных отношений в настоящем и будущих периодах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.