В настоящее время активно идет процесс модернизации отечественной образовательной системы. Он направлен на повышение качества педагогической деятельности, достижение новых целей, соответствующих современным условиям.
Актуальные проблемы системы
Необходимость в модернизации обуславливается тем, что образовательный процесс все меньше стал удовлетворять ожиданиям и потребностям общества. Существовавшая ранее педагогическая система, в течение многих десятилетий успешно готовившая высококвалифицированные кадры, сегодня не может обеспечить уровень, необходимый в современном мире. Переориентация на новые результаты предполагает значительные изменения структуры и содержания педагогического процесса.
В стандартах нового поколения особое внимание уделяется необходимости формирования у учащихся метаумений, т. е. общих навыков, востребованных в различных сферах. Главная образовательная задача для любого современного педагога - научить ребенка самостоятельно перерабатывать полученную информацию и развивать свои творческие таланты без посторонней помощи. Такой подход позволят подготовить детей к жизни в стремительно изменяющемся мире.
Электронные и дистанционные образовательные технологии
Достижение необходимых результатов, развитие мотивации требуют применения личностно ориентированного подхода. Современный педагог должен составлять индивидуальные обучающие программы, формировать для каждого ребенка конкретную траекторию. В таких условиях применение дистанционных образовательных технологий становится требованием времени.
Впервые на экспериментальном уровне дистанционное обучение началось в 1997 г. 30 мая этого года был издан Приказ Минобразования № 1050. В соответствии с ним началось внедрение новых образовательных технологий.
Определение
Дистанционные образовательные технологии – это методы и способы осуществления педагогической деятельности, предполагающие применение информационно-телекоммуникационных систем. Отличительной их чертой является то, что используются они при опосредованном (на расстоянии) либо не полностью опосредованном взаимодействии педагога и ребенка.
При реализации образовательных технологий дистанционного обучения основу процесса составляет контролируемая и целенаправленная самостоятельная работа обучающегося. Он может получать знания в любом удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, при наличии комплекта специальных средств, согласовав возможность взаимодействия с педагогом.
Цели
Программы по дистанционным образовательным технологиям направлены на обеспечение доступности обучения для всех желающих вне зависимости от их места нахождения, состояния здоровья и социального статуса.
С помощью этих методов можно существенно разнообразить направления профильной подготовки, сформировать более четкую профориентацию.
Индивидуальные программы
В последнее время они получили широкое распространение. По мнению многих экспертов, традиционная классно-урочная система замедляет интеллектуальное развитие учащихся старших классов. 6-7 уроков в день, каждый из которых длится по 45 минут, на протяжении которых необходимо вникнуть в суть темы, не оставляют возможности для углубленного изучения дисциплин, серьезного исследования проблем, самостоятельного поиска и обработки информации. Между тем формирование навыков работы с данными – одна из ключевых задач современного образовательного процесса.
Все чаще врачи говорят об угрозах здоровью подрастающего поколения, о загруженности ребят. При этом значительный объем информационного материала, освоение которого не требует существенных интеллектуальных усилий, можно дать с помощью дистанционных образовательных технологий. Это могут быть разного рода тестирования, консультации и пр.
За счет частичной замены классно-урочной деятельности самостоятельными формами обучения можно разгрузить день ученика. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать условия для продуктивной творческой деятельности детей. При этом педагог получает возможность провести дополнительные консультации с теми учащимися, которым это необходимо.
Индивидуальные программы с применением дистанционных образовательных технологий особенно актуальны для лиц, испытывающих затруднения с посещением учебных заведений. Речь в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в отдаленных местностях.
Суть подхода
Как выше говорилось, дистанционные образовательные технологии – это эффективный инструмент реализации личностно ориентированных педагогических методов. При их применении осуществляется общение учеников и друг с другом, и с преподавателем. При этом их взаимоотношения должны принять форму сотрудничества, а не передачи знаний. В противном случае педагогическая система приобретает авторитарный характер.
Дистанционные образовательные технологии – это методы, ориентированные на нравственное и интеллектуальное развитие личности, творческого и критического мышления, формирование навыков работы с информацией. Они позволяют обеспечить обратную связь между педагогом и учеником, максимальную интерактивность. В результате происходит своего рода индивидуализация процесса освоения материала.
Одна из особенностей реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в том, что у обучающегося всегда есть возможность доработать выполненные индивидуальные задания. Если ребенок недостаточно хорошо его выполнил, то педагог может вернуть на доработку, указав на ошибки и недочеты, которые следует исправить.
Плюсы образовательных технологий дистанционного обучения
Среди несомненных достоинств системы можно назвать:
- Индивидуальный темп обучения. Сам обучающийся может установить скорость освоения предметов в зависимости от его личных потребностей и возможностей.
- Гибкость и свобода. У обучающегося есть возможность выбрать любую программу (курс) по своему усмотрению, самостоятельно планировать продолжительность, место и время проведения занятий.
- Доступность. Дистанционные технологии можно использовать вне зависимости от местонахождения обучающегося и учебного заведения.
- Мобильность. При дистанционном обучении устанавливается обратная связь между обучающимся и педагогом. Мобильность считается одним из ключевых требований и основ эффективности образовательного процесса.
- Технологичность. Дистанционное обучение предполагает применение инновационных информационно-телекоммуникационных технологий.
- Равноправие при получении образования вне зависимости от состояния здоровья, места жительства, материальной обеспеченности.
- Объективность. При использовании интерактивных практикумов, разных форм тестирования знания могут оцениваться в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя. Такой подход исключает субъективность, предвзятость при оценке.
Безусловно, это далеко не все плюсы дистанционного образования. Однако полностью оно заменять классно-урочное обучение не должно. Дистанционное образование может очень эффективно дополнять традиционную систему обучения.
Недостатки
Несмотря на явные плюсы, дистанционные технологии имеют и некоторые минусы:
- Недостаточная мотивация обучающихся. При использовании дистанционных технологий требуется более строгий контроль деятельности ребенка.
- Неспособность (в силу возраста) грамотно организовать работу. В связи с этим перед преподавателем стоит задача разработать детальную образовательную программу.
- Необходимость посещения учебного заведения для проверки знаний.
Кроме этого, обучающийся может столкнуться с различными техническими сложностями: медленной скоростью Интернета, сбоями в сети или ПК и пр.
Для достижения максимального образовательного эффекта необходимо создать благоприятную атмосферу. Во многом формирование психологического климата зависит от педагога. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, выстраивать взаимодействие на принципах взаимного уважения и сотрудничества.
Заключение
Безусловно, время не стоит на месте, общество постоянно развивается, изменяются его потребности и запросы. Новые технологии проникают сегодня в разные сферы жизни. Не является исключением и образовательная система.
Современные учебные заведения должны идти в ногу со временем. Конечно, традиционная система обучения является основой образовательного процесса. Дистанционные технологии, в свою очередь, признаются важным ее дополнением. Во многих регионах без них не обойтись. Благодаря им огромное количество детей получили возможность учиться наравне со сверстниками.
Сегодня дистанционное образование только набирает обороты. Ожидается, что в скором времени оно станет неотъемлемым элементом педагогической системы страны, что позволит максимально полно удовлетворять потребности современного общества.