"Красота по-американски": отзывы, актерский состав, сюжетная линия

Британский режиссер Сэм Мендес стал одним из шести счастливчиков в истории мирового кино, получивших самую престижную премию за свой дебютный фильм. Лучший американский фильм, "Красота по-американски", про кризис среднего возраста так понравился голливудским киноакадемикам, пребывающим в летах, близким к критическим, что они отдали пять "Оскаров" за 1999 год.

Общая информация

Девиз фильма "присмотрись" точно отражает содержание и смысловое наполнение картины. Зрители и критики увидели в персонажах картины себя или своих знакомых, живущих по соседству. Возможно, из-за того, что в "Красоте по-американски" актеры и роли, которые они исполняли, были подобраны на основе консенсуса между сценаристом, режиссером и продюсерами.

При бюджете картины в $15 млн фильм собрал в мировом прокате $356.3 млн и множество кинематографических премий.

Продажа прав на сценарий

В гараже

Поработав не совсем удачно несколько лет на телевидении, где он писал сценарии ситкомов, в 1997 году Алан Болл решил попробовать себя в киноиндустрии. Литературный агент Эндрю Каннава из United Talent Agency предложил ему написать на пробу несколько сценариев на произвольные темы. Болл предложил агенту на выбор три синопсиса: две традиционные романтические комедии и "Красоту по-американски", задуманную еще в начале 90-х годов. Каннава выбрал драму, которая не имела явной коммерческой привлекательности, но, по его мнению, была написана с настоящим вдохновением.

Алан полагал, что сценарий будет его визитной карточкой в киносреде и не надеялся на продажу. Однако работа вызвала интерес практически у всех больших кинокомпаний, по их отзывам, "Красота по-американски" имела коммерческий потенциал. После серии переговоров, проведенных Каннавой, "Красота по-американски" была продана студии DreamWorks. Болл согласился на эту сделку благодаря содействию нескольких исполнительных продюсеров, включая Стивена Спилберга, и заверению, что острые моменты будут сглажены. Кроме того, сценарий был просто куплен за $250 тысяч.

Выбор режиссера

Продюсеры фильма Дэн Джинкс и Брюс Коэн привлекли сценариста к выбору режиссера и кастингу актеров. Они встретились с порядка 20-ю известными режиссерами, включая Майкла Николса и Роберта Земекиса (они оба отказались). Поскольку первоначальный бюджет фильма предполагался в $6-8 млн, то Болл считал это неоправданным из-за того, что привлечение знаменитостей вызовет увеличение бюджета.

В это же время английский театральный режиссер Сэм Мендес восстановил постановку мюзикла "Кабаре", посмотрев который, Спилберг предложил ему заняться фильмом. Болл, который был впечатлен музыкальной постановкой, одобрил кандидатуру британца, отметив его острое визуальное чутье. Мендес встретился несколько раз с ключевыми фигурами в DreamWorks и после этого был утвержден в качестве главного режиссера. С ним был заключен контракт с минимальной заработной платой, какую допускает профсоюз (Американская гильдия режиссеров), в $ 150 тысяч. Позже он говорил, что после вычета налогов и вознаграждения театральному агенту его чистый заработок составил всего $38 000.

Название фильма

Анджела с розами

По некоторым отзывам о фильме "Красота по-американски" (1999), это не совсем правильный перевод оригинального американского названия American beaty. Дословно означает "американская красавица" или "американская красота". В Болгарии фильм шел под названием "Американская прелестница". Создатели фильма "Красота по-американски" (1999 года) сами интерпретировали название тремя способами, можно считать, что фильм назван:

  • по сорту роз "американская красавица", разведением которых занимается Кэролайн, а также они используются во многих эпизодах;
  • в честь молодой красивой американки Анджелы, в которую влюбился герой фильма;
  • как отражение мнения о том, что американцы считают красивым и больше всего ценят.

Некоторым критикам больше нравится "Американская красавица", что, по их мнению, более точно передает изначальный символизм названия. Самым важным подтверждением считается рекламный постер, на котором изображена роза на фоне тела Анджелы. С другой стороны, общепринятого перевода названия сорта American beaty нет. В некоторых специальных изданиях и художественных произведениях авторитетные переводчики называют эту розу "краса Америки".

Толкование смысла

Лестер дома

В высказываниях и отзывах о фильме "Красота по-американски" многих критиков отмечается, что мнения разделились и по поводу трактовки смысловой нагрузки. Значительное количество зрителей и специалистов кино восприняли картину как описание традиционного поиска смысла жизни, протест против обыденной серости жизни в провинциальном пригороде и даже гендерной идентичности. В то же время режиссер Сэм Мендес говорит, возможно, немного лукавя, что для него с каждым новым прочтением сценария смысл фильма каждый раз раскрывался с другой стороны.

По мнению некоторых критиков, не имеют однозначного толкования события и смысл фильма "Красота по-американски", и отзывы зрителей также это показывают. Писатель Уэйн Бут написал, что жесткая сатира в фильме на американский образ жизни умаляет значение красоты. Сценарист фильма показывает свое неприятие такой морали к видению красоты через страдания и оплошности простых жителей пригородов. По отзывам, "Красота по-американски" получилась фильмом-компромиссом между создателями картины, включая режиссера, сценариста, и всеми специалистами, которые принимали участие в производстве.

Главный герой

Изначально режиссер видел в роли главного героя в фильме Кевина Спейси, хотя в пробах на роль участвовали и другие знаменитые голливудские актеры, в том числе Том Хэнкс и Джефф Дэниэлс.

Лестер Бернем ненавидит свою работу в рекламном агентстве. У 42-х летнего мужчины кризис среднего возраста, и у него портятся отношения с женой (Аннетт Бенинг), которая его просто раздражает. А дочь подросткового возраста, которую играет Тора Берч, - главный трудный ребенок американского кино 90-х, в поисках себя постепенно отдаляется от него.

Умеренная однообразная комфортная жизнь, невыразительный внешний вид, скучная и нелюбимая работа, имитация семейных отношений - ради этого ему приходится постоянно лгать и делать то, что ему не нравится. Даже простой поступок его соседа Рикки, который "посмел" уволиться с работы, вызывает его восхищение. Для Лестера главной целью становится освобождение от лицемерия, в котором он прожил практически всю свою сознательную жизнь. Он внезапно делает для себя открытие, что красочный и удобный мир, окружающий его, является настоящим чистилищем.

Зримые образы кризиса

Семейный ужин

Режиссер постоянно ставит героя в ситуации, показывающие его скованность различными жизненными обстоятельствами. Он часто совершает бесполезные, а иногда и просто вредные для него поступки. Сцена, где Лестер занимается самоудовлетворением, принимая утренний душ в кабинке, образно показывает замкнутое пространство тюремной камеры. Как и кадры в офисе, показывающие его отражение в мониторе на фоне вертикальных полос, наподобие тюремной решетки. И подобный визуальный ряд постоянно напоминает о кризисе главного героя.

Многие сцены практически полностью повторяются, чтобы показать обыденность и монотонность его жизни. Например, две сцены семейных ужинов Бернеров, когда герои сняты похожим образом, за исключением деталей. По отзывам, "Красота по-американски" (1999 года) очень реалистично и красочно показывает повседневную жизнь.

Он замкнут в этом пространстве, почти вычеркнут из жизни. Сам главный герой говорит, что жизнь у него не проносится быстро, а медленно тянется в океане времени. И он часто думает о смерти, практически ждет ее. Это становится его навязчивой идеей. По отзывам о "Красоте по-американски" можно сделать вывод, что создателям картины удалось заставить зрителей задуматься о бренности бытия.

Пробуждение

В ванной

Ключевым моментом фильма "Красота по-американски" (1999 года) критики считают эпизод с поездкой Лестера на выступление дочери, где он впервые встретил Анджелу (Мина Сувари). Пока группа черлидинга исполняет свой танец под музыку "На Бродвее", Лестер сконцентрирован только на Анджеле. Режиссер показывает его грезы: никого нет, кроме них двоих, и очаровательная девушка танцует только для него в пустом зале. Замедленные кадры должны показать, что мгновения выступления застывают и растягиваются для влюбленного героя.

Его сексуальное влечение к молодой девушке является катализатором, позволяющим начать сбрасывать оковы обыденной жизни, которую он просто презирает. Анджела приезжает в гости к его дочери, Лестер подслушивает разговор, где девушка рассказывает о своих "сексуальных подвигах", и он узнает, что его она считает привлекательным, но не в очень хорошей спортивной форме. И Лестер принимается за физические упражнения, желая понравиться молодой красавице.

Возрождение

Лестер спешит на работу

Он твердо встает на путь сопротивления после знакомства с Рикки Фитцем, который стал для него примером свободной жизни. Покурив марихуаны со своим новым драгдилером, Лестер решает, что можно жить по-другому. Со скандалом увольняется с ненавистной работы в рекламной компании и, вспомнив времена своей молодости, устраивается на работу в закусочную, благодаря чему начинает видеть новые перспективы. Он начинает понимать, что Анджела вполне достижима.

Прежде всего, Лестер начинает сопротивляться гнету своей жены. Кэролин застает его в душе за мастурбацией, и он впервые за много лет высказался по поводу их интимной жизни. Герой пытается вновь завоевать право голоса, подавляемое его женой и дочерью.

Настоящий полковник

Среди других актеров фильма "Красота по-американски" (1999 года) - Крис Купер, сыгравший отставного полковника морской пехоты Фрэнсиса Фитца, ветерана Вьетнамской войны. Отец самого свободного человека в картине Рикка, которого он пытается воспитывать армейскими методами.

Когда у главного героя закончилась марихуана, он скинул сообщение на пейджер, и Рикки принес новый пакетик наркотика. Фитц наблюдает из окна и видит сцену орального секса: сосед лежит на диване, а его сын склоняется над ним. На самом деле Рикки просто показывал, как правильно делать самокрутку, а сцена это просто плод его гомофобного воображения. Он избивает сына, когда тот возвращается, и говорит, что лучше бы Рикки умер, чем был бы гомосексуалистом. Сын в ответ делает каминг-аут и уходит из дома, стремясь избавиться от домашней тирании. Позже отчаявшийся Фитц приходит в гараж к Бернему, тот рассказывает об измене жены, добавляя, что ему все равно. Полковник думает, что сосед намекает ему, что он тоже гомосексуалист и целует его. Но, получив отказ, разочарованный уходит.

Что не вошло в фильм

Чтобы понять реакцию воинственного гомофоба, необходимо знать предысторию. В первоначальной версии были воспоминания ветерана. В них подробно описываются гомосексуальные отношения с сослуживцем во время Вьетнамской войны.

Когда его сексуальный партнер погибает, Фитц искренне начинает верить, что тот погиб за совершенный грех. Сцены удалили из окончательного сценария, поскольку иначе это были бы воспоминания только одного персонажа. В отзывах о "Красоте по-американски" (1999 года) полковника часто называют не только гомофобом, но и откровенным фашистом.

Самый свободный

Рикки снимает

Наименее закомплексованный человек в картине, служащий примером для главного героя, зарабатывает на жизнь продажей наркотиков. В отзывах о "Красоте по-американски" зрители часто называют Рикки Фитца (Уэс Бентли) самым свободным и незакомплексованным человеком. По мере развития сюжета, главный герой все глубже проникается видением окружающей действительности Рикки.

Его обыденные поступки (бросил работу, ушел из дома) становятся катализатором и побудительным мотивом к действию для Лестера. Рикки представлен как истинный ценитель повседневной американской красоты, которую он постоянно фиксирует на камеру, потому что боится забыть эти мгновения. В одном из эпизодов младший Фитц показывает Джейн самые прекрасные, на его взгляд, кадры: полиэтиленовый мешочек под порывами ветра на стене.

Финальная сцена

Окончательно Лестер пробуждается, когда, лежа с Анджелой в постели, отказывается от секса, узнав, что она девственница. И он начинает видеть девушку и свою семью хрупкими и чудесными созданиями и воспринимать реальный мир таким, каков он на самом деле.

Начав жизнь по-новому, герой приходит к финальной развязке. Он улыбается, разглядывая семейные фотографии, когда раздается выстрел. На заключительных кадрах его семья, Анджела, полковник с пистолетом и Лестер, умирающий с умиротворенной улыбкой на губах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.