Броненосец "Князь Суворов": описание, технические характеристики, исторические факты

Обсудить Редактировать статью
 

Служба эскадренного броненосца «Князь Суворов» была коротка и трагична. Спущенному на воду в 1902 году кораблю готовилась особенная военная роль. В рамках государственной кораблестроительной программы были построены пять мощнейших броненосцев типа «Бородино», составившие гордость и главную силу Императорского флота.

Во время войны с Японией «Князь Суворов» стал флагманом Второй Тихоокеанской эскадры, которая должна была принести России преимущество над набирающим силу японским флотом. Под руководством адмирала Рожественского эскадра героически прошла полмира, преодолев 18 000 миль от родной балтийской гавани до Японии, дала яростный бой и практически полностью погибла.

"Князь Суворов" на рейде

Нашел свое упокоение на дне и броненосец «Суворов». Фото этого корабля остались потомкам в качестве свидетельства того, что даже поражения порой являются примером героизма и храбрости. Экипаж флагмана достойно сражался даже в безвыходной, совершенно отчаянной ситуации. Моряков и офицеров нельзя ни в чем упрекнуть. Не удивительно, что модели броненосца «Князь Суворов» из бумаги и пластика пользуются успехом у моделистов и занимают почетное место в их коллекциях.

Описание корабля

«Князь Суворов» был одним из лучших броненосцев своего времени. Представлял собой плавучую бронированную крепость с огромной огневой мощью, которая помогала этим типам кораблей уничтожать любую морскую цель. Но даже лучшие снимки эскадренного броненосца «Князь Суворов» не могут передать его величие и мощь.

Вес броненосца при спуске со стапеля без загрузки углем, снаряжением, боеприпасами составлял 5 300 тонн. Длинна корпуса – 119 метров, ширина – 23 метра, водоизмещение – 15 275 тонн. Броня, сделанная из высококачественной крупповской стали, по бортам достигала 140 миллиметров, на палубах составляла от 70 до 89 миллиметров, в орудийных башнях и боевой рубке варьировалась от 76 до 254 миллиметров.

Благодаря двум паровым машинам с суммарной мощностью 15 800 лошадиных сил громадный броненосец «Князь Суворов» мог развивать скорость до 17,5 узлов (32,4 километра в час) и пройти 4800 километров без дозагрузки углем при средней скорости 10 узлов (18,5 километров в час).

Команда броненосца

Вооружение броненосца составляли: четыре орудия с диаметром 305 миллиметров, двенадцать – 152 миллиметра, двадцать – 75 миллиметра, двадцать – 47 миллиметров, две пушки Барановского – 63 миллиметра, две пушки Гочкиса – 37 миллиметров и четыре торпедных аппарата. Корабль буквально щетинился оружием и представлял угрозу для любого морского соперника. Обилие мелких деталей и пушек делают особенно сложной модель броненосца «Князь Суворов», превращая ее в профессиональный вызов для настоящих моделистов.

Перед выходом в свой последний поход экипаж флагмана состоял из 826 офицеров, унтер-офицеров, кондукторов и матросов. Кроме них, на корабле находилось 77 человек из эскадренного штаба во главе с адмиралом Рожественским. Офицеры броненосца считались элитой Российского Императорского флота. Практически все они погибли вместе с броненосцем «Князь Суворов». Фото офицерского состава незадолго до похода на Русско-Японскую войну представлено выше.

Строительство

Великий князь Алесей Александрович, который являлся главным начальником российского флота и морского ведомства Империи, в апреле 1900 года дал приказ о строительстве броненосца на Балтийском заводе. В июне того же года будущий корабль получил имя в честь прославленного полководца, в июле началась заготовка материалов, в августе стартовало строительство корпуса.

Броненосец «Князь Суворов» сошел со стапеля 25 сентября 1902 года, причем во время первого спуска произошло событие, которое некоторые приняли за дурной знак. Корабль оборвал два основных якорных каната, развив опасную скорость в 12 узлов, остановить его смогли лишь запасные якоря.

Строительство броненосца

К осени 1903 года оснастка броненосца была практически закончена. В мае 1904 года он совершил свой первый переход в Кронштадт. В августе прошли официальные испытания машин, во время которых броненосец развил максимальную скорость 17,5 узлов, паровые машины работали прекрасно. Не считая незначительных производственных недочетов, комиссия в целом признала корабль готовым к походам и боевым действиям.

Преддверие войны

Строительство броненосца «Князь Суворов» велось в рамках модернизации флота, который должен был противостоять японскому флоту. В обществе витал дух близкой войны. Предпосылки к ней появились еще в конце 19-го века, когда Япония разгромила китайские войска и захотела присвоить себе Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром.

Усиление Японской империи встревожило Германию, Россию и Францию. Они выступали против оккупации Ляодунского полуострова и в 1895 году вступили в переговоры с Японией. В качестве весомого аргумента в близлежащих водах появились мощные военные эскадры этих стран. Япония уступила силе и отказалась от притязаний на полуостров.

В 1896 году Россия заключила с Китаем знаковый договор о дружбе и начала строить железную дорогу в Манчжурии. Через два года Россия и вовсе взяла в аренду на 25 лет весь Ляодунский полуостров с портами. В 1902 году царская армия вошла в Манчжурию. Все это раздражало японские власти, которые не перестали претендовать на полуостров и Манчжурию. Дипломатия была бессильна разрешить этот конфликт интересов. Надвигалась большая война.

Война до Цусимы

В начале 1904 года Япония сначала разорвала дипломатические отношения с Российской империей, а 27 января атаковала русские военные корабли неподалеку от Порт-Артура. В этот же день японские эскадры напали на лодку «Кореец» и крейсер «Варяг», находившиеся в корейском порту. «Кореец» был взорван, а «Варяг» затопили моряки, не пожелавшие сдавать японцам крейсер.

Затем основные боевые действия развернулись на Ляодунском полуострове, куда с территории Кореи вторглись японские дивизии. В августе 1904 года состоялось сражение под Ляоянем. По мнению некоторых историков, в этой битве японцы понесли значительные потери, по сути, проиграв сражение. Русская армия могла уничтожить остатки японских войск, но из-за нерешительности командования упустила благоприятную возможность.

До зимы наступило затишье. Обе стороны накапливали силы. А в декабре японцы пошли в наступление и смогли взять Порт-Артур. Бытует мнение, что солдаты, моряки и офицеры были уверены, что смогут отстоять город, но генерал Стессель, командующий русскими войсками, посчитал иначе и сдал Порт-Артур. Впоследствии его за этот поступок судили и приговорили к казни, но царь помиловал военачальника.

Вторая Тихоокеанская эскадра

Война шла не по сценарию Санкт-Петербурга. Основные бои велись слишком далеко от баз снабжения. Дальний Восток соединяла с центральной Россией одна железнодорожная нитка, которая не справлялась с потоком войск, вооружения, припасов, необходимых дальневосточным армиям и флоту. Военное руководство решило сформировать мощную эскадру, способную переломить ход войны в пользу России.

Флагманом эскадры стал броненосец «Князь Суворов», а командующим – вице-адмирал Зиновий Рожественский. В обществе и военной среде это назначение часто подвергалось критике. Многие считали, что Рожественский не годится на такую ответственную и сложную роль. Действительно, до этого Зиновий Петрович никогда не командовал столь крупной группировкой кораблей.

"Князь Суворов"

Однако у Николая Второго выбор был не очень велик. Наблюдалась проблема с кадрами, почти все опытные и проверенные адмиралы уже находились на Дальнем Востоке. В пользу Рожественского говорили его личная храбрость, знание дальневосточных портов и морей, административный талант, который проявился во всем блеске во время похода эскадры.

Великий поход

Специалисты изначально сомневались, что эскадра способна дойти даже до Африки, не то что до японских берегов. Помимо бурь и непогоды, предстояло преодолеть провокации японцев и их союзников – англичан, беспрестанные проблемы с углем и заходом в порты из-за дипломатических протестных нот Японии, которые она выдвигала нейтральным странам.

Но Вторая Тихоокеанская эскадра совершила невероятное. Она вышла 15 октября 1904 года из последнего для нее русского порта Либавы и без потерь добралась до Японии, оставив за кормой 18 000 миль. В январе 1905 года эскадра вынуждено простаивала у берегов Мадагаскара, ожидая, пока решится вопрос с пополнением запаса угля. В это время пришла печальная новость о гибели Первой Тихоокеанской эскадры.

Русская эскадра

Отныне эскадра Рожественского оставалась единственной морской силой, способной противостоять японскому флоту. 16 марта русские корабли наконец смогли выйти в море и направиться в сторону Японии. Руководство эскадры решило идти во Владивосток по короткому, но опасному пути через Корейский пролив, которого корабли достигли 25 мая. До рокового сражения оставалось два дня.

Перед Цусимой

26 мая перед, решающим столкновением Рожественский устроил учения для повышения взаимодействия между кораблями и улучшения маневренности эскадры. Возможно, за это время можно было бы пройти незамеченными мимо японских берегов, однако это лишь предположения.

По факту в ночь с 26 на 27 мая русские корабли заметил японский крейсер-разведчик. Все утро в день сражения вражеские разведывательные корабли шли параллельным курсом со Второй Тихоокеанской эскадрой. Японские адмиралы досконально знали ее расположение, состав и даже боевое построение, что давало им изначальное преимущество.

Цусима

27 мая, примерно в два часа дня началось одно из самых крупных и самых трагичных морских сражений в истории российского флота. В нем участвовало 38 русских кораблей и 89 японских. Японская эскадра, совершив обходной маневр, охватила русскую эскадру спереди и сосредоточила весь огонь на головных броненосцах. Уже через полчаса из-за ураганного огня запылал, выпал из строя и вскоре перевернулся шедший во главе свой колонны броненосец «Ослябя».

Гибель "Князя Суворова"

Не выдержал атаки и броненосец «Князь Суворов». Он загорелся, отчаянно сражавшийся экипаж таял на глазах. Через сорок минут после начала боя осколки попали в щели командной рубки, серьезно ранив Рожественского в голову. Флагманский корабль потерял связь с эскадрой и уже не мог влиять на ход сражения. В какой-то момент его окружили двенадцать японских кораблей и расстреливали торпедами и снарядами, словно мишень на учениях. В седьмом часу вечера флагман Второй Тихоокеанской эскадры затонул.

Спасение Рожественского и суд над ним

Раненного Рожественского сняли с погибающего флагмана на миноносец «Буйный. Вместе командующим на миноносец перешла часть его штаба. Это были единственные люди с борта броненосца, пережившие Цусиму. Позднее спасенные перешли на миноносец «Бедовый», на котором были пленены японцами.

Позднее на суде Рожественский брал на себя всю вину за пленение и гибель эскадры, защищая запаниковавших офицеров, сдавшихся японцам. Однако Морской суд полностью оправдал вице-адмирала, учитывая серьезное ранение, которое Зиновий Петрович получил в самом начале сражения. Общество также относилось к Рожественскому с пониманием, сочувствием и уважением.

Зиновий Рожественский

Судьба эскадры

Потеряв управление, эскадра прорывалась во Владивосток. Однако она шла в водах, которые кишели японскими крейсерами и миноносцами, непрестанно нападавшими на русские корабли. Сражение продолжалось два дня, не утихало оно и ночью. В итоге 21 корабль российской эскадры из 38 был потоплен, 7 сдалось в плен, 6 интернированы, 3 добрались до Владивостока, один вспомогательный корабль смог своим ходом дойти до родных балтийских берегов.

Погибло более пяти тысяч русских моряков и офицеров, более шести тысяч пленены. Японцы потеряли три миноносца и чуть больше ста человек погибшими. В результате сражения Россия практически лишилась флота, а Япония получила господство на море и серьезное преимущество в дальнейшем ходе войны.

Гибель эскадры

Сборная модель броненосец «Князь Суворов» («Звезда»)

Фото и чертежи броненосца служат для моделистов наглядным материалом, который помогает точнее воссоздать модель корабля. Компания «Звезда» является крупным отечественным производителем настольных игр и сборных моделей. Ее продукция создается в союзе с профессиональными консультантами в исторической и военной областях, поэтому отличается качественной проработкой деталей и исторической достоверностью.

Не является исключением модель броненосца «Князь Суворов» («Звезда»). Она сложна для новичка, но становится настоящим вызовом для опытного моделиста. Чтобы сделать эту модель, требуется предварительная работа с литературой, большое терпение, ловкость рук и несколько месяцев систематической работы. Некоторые недостающие детали приходится создавать самостоятельно.

Модель броненосца

Модель броненосец «Князь Суворов» («Звезда»): обзор основных этапов работы

Сборка модели состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов. Каждый из них требует сосредоточенности и аккуратности. Не стоит перескакивать с этапа на этап. Торопливость и бессистемность в работе приводит к трудно исправимым и очень досадным оплошностям. Особенно когда дело касается таких сложных моделей, как броненосец «Князь Суворов» («Звезда»). Его сборка включает следующие этапы:

  • сборка корпуса и палубы;
  • сборка артиллерии;
  • сборка труб, подъемных механизмов, рубок;
  • сборка флагштоков, мачт, катеров и шлюпок, навигационного оборудования;
  • покраска деталей и узлов модели;
  • общая сборка броненосца;
  • окончательная отделка модели, например заселение ее фигурками моряков и офицеров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.