Статья

Практические методы обучения

Автор

Наталья Петрович

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры. Рассмотрим их более подробно.

Характеристика практических методов обучения

Упражнения

Этот метод практического обучения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнения.

Упражнения бывают трех видов:

·         Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.

·         Производные – это ввод в специальные прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков. Если не использоваться производные повторение, то навык, как правило, теряется.

·         Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, учащиеся и учитель комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются.

Упражнения делятся также на устные и письменные. Устные упражнения чаще всего используются в процессе обучения, а главное их назначение, это овладением культурой и техникой чтения, рассказа, логического изложения заданий и т.д. Письменные упражнения также являются важным компонентом обучения. Это грамматические, стилистические и орфографические диктанты, конспекты, сочинения, описания опытов и т.д. Они помогает формироваться и развиваться необходимым умениям и навыкам. Эффективность упражнения определяется такими требованиями, как правильное выполнения всех действий, осознанное желание учащего повысить качество деятельности, контролирование и сознательный учет условий, в которых должно выполняться действие, учет достигнутых результатов, распределение повторений упражнений по времени.

Лабораторный метод

В его основе лежит самостоятельное проведение исследований и экспериментов учащимися. Чаще всего он применяется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Лабораторный метод может проводиться как индивидуально, так и в группах. Наиболее эффективным считается проблемный лабораторный метод, так как во время его проведения выдвигается гипотеза, намечается ее путь, а также подбираются необходимые приборы и материалы непосредственно самими учащимися.

Практический метод

Такие практические методы обучения, как лабораторный и практический, очень похожи, но практический отличается от лабораторного тем, что учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается умение использовать на практике теоретические знания. Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции и контроля, стимулирует познавательную деятельность.

В практическом методе выделяют следующие этапы: сначала учитель  знакомит учащихся с теорией, затем идет инструктаж, проба (пример, как делать), выполнение работы, а потом контроль.

Познавательные игры

Здесь имеются ввиду созданные ситуации, которые полностью моделируют реальность. Главная задача учащихся, найти из такой ситуации выход. Познавательные игры способствуют стимулированию познавательного процесса. В последнее время особенно популярны симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести определенные качества. Чаще всего используются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация идей. Под генерацией понимается  что-то вроде «мозговой атаки», во время которой учащиеся делятся (генерируют) своими идеями по решению рассматриваемой проблемы. Метод инсценизации  может иметь различные формы. Например, он может выступить в роли диалога, заранее подготовленного театрализованного представления и т.д.  Следует отметить, что познавательные игры – это в некой степени нетрадиционные методы обучения, которые все чаще внедряются в образовательный процесс.

Комментарии

Самые Популярные Статьи Категории «Наука»