Методы Обучения могут быть разными

В разные времена всегда были свои методы обучения чтению и другим наукам. Через некоторое время эти методы забываются, а через некоторое время хорошо забытые методы обучения всплывают вновь, становясь тем самым новым, которое есть хорошо забытое старое. Каждый из этих методов имеет свои неоспоримые достоинства, но и некоторых недостатков тоже не лишен.

Есть в педагогической практике два основных метода, которые в самой своей основе являются совершенно противоположными. Один из них называется фонологическим, другой — методом целых слов. Дискуссии по поводу того, нужно ли учить детей фонетике и проходившие в начале XX века, завершились к тридцатому году после проведенных исследований, в результате которых педагоги пришли к выводу, что обучение фонетике все же нужно, вот только вопрос о том, в каком именно объеме давать ее детям, остался открытым.

В ходе исследований был поставлен интересный эксперимент. Было взято две группы шестилетних детей, одну из них обучали чтению по методу целых слов, а вторую — по фонологическому методу. Результаты оказались весьма занимательными: в результате первого тестирования (на первом этапе) вслух лучше читали дети из первой группы, обучавшиеся чтению по методу целых слов. Но тестирование в конце второго года обучения показало, что дети, занимавшиеся по фонологическому методу гораздо лучше справлялись с чтением незнакомых слов и существенно обгоняли детей из первой группы по богатству своего словарного запаса и уровню восприятия.

Дети, занимавшиеся по методу целых слов, нередко делали совершенно типичные, даже одинаковые ошибки. Например, при чтении подписей под картинками они могли заменять слова на близкие — вместо «лев» сказать «тигр» и тому подобное. Так как слово в сознании детей закреплялось за строго определенным значением, дети из этой группы так и не научились за год научиться читать любые новые слова без помощи взрослых.

Так стало ясно, что фонетика является совершенно необходимой для маленьких учеников. Исследования, проводившиеся в недавнее время, подтвердили, что большинство людей читают слова все же по буквам. Однако процесс чтения происходит практически мгновенно, поэтому большинству людей кажется, что слово воспринимается целиком.

Таким образом становится ясно, что методы обучения чтению не могут применяться изолированно, а должны использоваться в комплексе. Метод целых слов позволяет научиться воспринимать графический образ слова, а при помощи фонологического метода ребенок сможет научиться читать новые слова.

Более того, психологи подтвердили, что чтение — не что иное, как произнесение текста про себя. Многие считают, что при чтении слова воспринимаются из текста напрямую. Но, как показали опыты, при чтении задействованы те же участки коры головного мозга, что и при произнесении слов. Однако способность воспринимать графический образ слова может ускорить сам процесс чтения текста, и такую способность вполне можно развить.

Так мы вплотную подошли уже к тому, что можно охарактеризовать как интенсивные методы обучения, причем все методы обучения чтению могут применяться как при изучении родного языка, так и иностранного. Однако не нужно думать, что речь может идти только об обучении детей чтению. Имеются и активные методы обучения студентов чтению на иностранных языках и говорению на них.

Активные методы базируются в основном на практическом усвоении новых знаний с одновременным применении их на практике. Только так можно изучить новый иностранный язык в самые короткие сроки. Именно поэтому подобные методы широко применяются в самых разных случаях, но особенно применимы они именно при обучении иностранным языкам, а не только чтению в дошкольном возрасте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.