Ирина Николаевна Воробьева: советский мастер цветной гравюры

Ирина Николаевна Воробьева – советский и российский график. Ее работы знакомы многим читателям детской литературы, изданной в СССР. Имя самой художницы известно меньше. Сведения о биографии и творчестве Ирины Николаевны помогут лучше узнать отечественного мастера гравюры и книжной иллюстрации.

Биография

Художница родилась в 1932 г. Будущий график, Воробьева с детства увлекалась рисованием, предпочитая карандаши краскам. Пережив военные годы в Москве, Ирина окончила столичную среднюю художественную школу, после чего продолжила учебу в Суриковском институте на отделении графики. В 1957 г. Воробьева окончила вуз с красным дипломом. Выпускная квалификационная работа художницы – серия гравюр «Люди целины».

После окончания института молодой специалист Ирина Николаевна Воробьева по распределению была направлена на работу в город Щелково. С конца 1950-х Подмосковье стало постоянным местом ее жизни и творчества. В 1957 году Ирина Николаевна начала работать специалистом по эстампу в московских художественных учреждениях.

Иллюстрация Воробьевой

Воробьева сотрудничала с советскими издательствами взрослой и юношеской литературы. Она создавала иллюстрации к детским сказкам и романам, в том числе к произведению В. Малышева «Угрюм-река».

Начиная с 1960-х, Воробьева совершала путешествия по СССР и за рубеж. Результат творческих командировок – серии графических работ о жизни в Советском союзе, городах Европы, Азии и Африки.

Жизнь в республиках в графике Воробьевой

Ирина Воробьева была постоянным участником республиканских и международных выставок изобразительного искусства. С 1964 г. устраивались персональные экспозиции советского мастера графики. В 1979 году Ирине Николаевне было присуждено звание Заслуженного художника России. В последние годы жизни Воробьева осуществила поездку в Индию, которая привнесла в ее творчество эзотерическую и религиозную тематику. Художница умерла в 1993 году

Работы Ирины Николаевны Воробьевой имеются в частных коллекциях и фондах государственных хранилищ, среди которых Третьяковская галерея и Пушкинский музей в Москве. В 2017 году прошла последняя на сегодняшний день выставка ее графики. Экспозиция произведений Воробьевой была организована в Художественной галерее г. Щелково.

Семья

Личная жизнь Ирины Николаевны Воробьевой переплетается с ее творческой биографией. Муж художницы – советский и российский живописец Герман Александрович Безукладников. Он родился в 1928 г. и был однокашником Воробьевой по Суриковскому училищу. Пара познакомилась в студенческие годы. В семье родилась дочь Алена.

Воробьева с мужем

Ирина Николаевна и Герман Александрович вместе совершали творческие командировки. Их объединяла привязанность к подмосковной земле. Русская природа, жизнь и труд советских людей интересовали обоих участников семейного дуэта - живописца и графика. Супруг художницы вместе с ней жил в Щелково и умер в 2009 г.

Характеристика творчества

Ирина Николаевна Воробьева вошла в историю отечественного искусства как изобретатель особой технологии гравюры, предполагавшей создание цветных отпечатков на картоне. Методика, открытая в 1930-е, была опробована старшими коллегами щелковского графика. Воробьева довела технологию цветной гравюры до совершенства и сделала ее уникальной особенностью своего творчества. Ирина Николаевна работала также в техниках офорта, акварели и темперной живописи.

Воробьева проявила себя как мастер нескольких жанров искусства:

  • Портрет.
  • Пейзаж.
  • Натюрморт.
  • Жанровая живопись.

Моделями для портретов Воробьевой становились близкие люди художницы и она сама. Натюрморты стали реалистичными и стилизованными изображениями букетов и лесных растений.

Пейзаж Воробьевой

Плод творческих путешествий Ирины Николаевны Воробьевой – пейзажные листы. Цветные и монохромные произведения воссоздают облик регионов России, городские виды Европы, экзотическую природу Африки. Заграничные впечатления соседствуют с родным подмосковным пейзажем, к которому Воробьева возвращалась на протяжении всей карьеры.

Жанровое творчество Ирины Николаевны Воробьевой формирует серии, объединенные сюжетом. Крупные комплексы графики посвящены труду человека в разных регионах Советского союза – от Подмосковья до Средней Азии. Герои гравюр и акварелей Ирины Николаевны – современники художницы, жители города и деревни. Мастер изображает их за работой и в мгновения досуга.

Первая учительница

Творчество художника Ирины Николаевны Воробьевой лишено пафоса социалистического реализма. Произведения подмосковного мастера – это взгляд частного наблюдателя-современника на окружающую жизнь. Фиксируя будничные моменты повседневности, графика Ирины Воробьевой создает камерный портрет социалистической эпохи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.