Американский писатель Трумен Капоте: биография, творчество и интересные факты

Будучи выходцем из неблагополучной семьи, Капоте сделал блестящую писательскую карьеру и прославился на весь мир романом "Хладнокровное убийство". В статье мы подробно рассмотрим творчество этого человека.

Детство

Биография Трумена Капоте началась в Новом Орлеане, штат Луизиана. Он был сыном 17-летней Лилли Мэй Фолк и продавца Аркулуса Стрекфуса. Его родители развелись, когда ему было 4 года, и его отправили в Монровиль, штат Алабама, где в течение следующих четырех-пяти лет его воспитывали родственники матери. Он быстро подружился с дальней родственницей своей матери Нэнни Румбли Фолк. В Монровилле он подружился со своей соседкой Харпер Ли, которая оставалась его лучшей подругой на протяжении всей жизни.

Поздний Капоте

Будучи одиноким ребенком, Трумен Капоте научился читать и писать до того, как поступил в первый класс. Его часто видели в возрасте 5 лет со словарем и записной книжкой в руках - именно тогда он начал упражняться в написании рассказов.

Период коротких рассказов

Капоте начал писать полноценные короткие рассказы примерно в 8 лет. В 2013 году швейцарский издатель Питер Хааг обнаружил 14 неопубликованных рассказов, написанных, когда Капоте был подростком, в Нью-Йоркском публичном библиотечном архиве. Random House опубликовал их в 2015 году под названием "Ранние истории Трумена Капоте".

Между славой и безвестностью

Random House, издатель романа "Другие голоса, другие комнаты", начал с публикации в 1949 году книги Трумена Капоте "Голоса травы". В дополнение к "Мириам" этот сборник также включает такие рассказы, как "Закройте последнюю дверь", впервые опубликованный в The Atlantic Monthly (август 1947 года).

После "Голосов травы" Капоте опубликовал сборник своих книг о путешествиях "Локальный цвет" (1950), в который вошли девять эссе, первоначально опубликованных в журналах между 1946 и 1950 годами.

Капоте в юные годы

"Память Рождества" - в значительной степени автобиографическая история, имевшая место в 1930-х годах, была опубликована в журнале "Мадемуазель" в 1956 году. Она была выпущена в качестве самостоятельного издания с твердой обложкой в ​​1966 году и с тех пор была опубликована во многих изданиях и антологиях. Цитаты Трумена Капоте из этой книги часто используются в качестве материала к публикациям, посвященным реальной биографии писателя.

"Другие голоса, другие комнаты"

Литературная слава Трумена Капоте началась с издания полуавтобиографического романа "Другие голоса, другие комнаты". Тогда же широкая публика и обратила внимание на щуплого, слегка эксцентричного гомосексуала, который позже покорит нью-йоркскую богему своим ярким литературным стилем и несравненным чувством юмора.

Писатель в юности

Сюжет этого романа посвящен 13-летнему Джоэлю Ноксу, недавно потерявшему мать. Джоэл уезжает из Нового Орлеана, чтобы жить с отцом, который покинул его в момент его рождения. Прибыв в Скалли-Скалли, огромный разлагающийся особняк в сельской Алабаме, Джоэл встречает свою угрюмую мачеху Эми, развратного трансвестита Рэндольфа и вызывающую Идабель - девушку, которая становится его другом. Он также видит спектральную странную даму с "живыми завитками", наблюдая за ней из верхнего окна.

Несмотря на все вопросы Джоэла, местонахождение его отца остается загадкой. Когда ему наконец разрешили увидеть своего отца, Джоэл был ошеломлен, обнаружив, что тот страдает квадриплегией. В итоге его отец упал вниз по лестнице после того, как его случайно застрелил Рэндольф. Джоэл убегает вместе с Идабель, но подхватывает пневмонию и в конце концов возвращается в Скалли-Скалли.

Трумен Капоте: "Завтрак у Тиффани"

"Завтрак у Тиффани: короткий роман и три истории" (1958) вобрал в себя титульную повесть и три более короткие истории: "Дом цветов", "Алмазная гитара" и "Рождественская память". Главная героиня романа, Холли Голайтли, стала одним из самых известных творений Капоте, и стиль прозы книги побудил Нормана Мейлера назвать Капоте "самым совершенным писателем моего поколения".

Молодой Капоте

Первоначально сама повесть должна была быть опубликована в выпуске Harper's Bazaar за июль 1958 года, за несколько месяцев до ее публикации в книжной форме издателем Random House. Но издатель Harper's корпорации Hearst начал требовать изменений в терпком литературном языке Капоте, которые он неохотно все-таки сделал, потому что ему понравились фотографии Дэвида Атти и дизайнерские работы арт-директора Harper's Bazaar Алексея Бродовича, которые должны были сопровождать текст.

Но, несмотря на его старания, повесть все же не была опубликована. Его авторский литературный язык и сюжет повести по-прежнему считались "непригодными", и было опасение, что Тиффани, крупный рекламодатель, отрицательно отреагирует на публикацию книги. Оскорбленный Капоте перепродал новеллу журналу Esquire в ноябре 1958 года.

Трумен Капоте: "Хладнокровное убийство"

На новую книгу "Хладнокровное убийство: истинный рассказ о массовом убийстве и его последствиях" (1965) писателя вдохновила ​​заметка из 300 слов, напечатанная 16 ноября 1959 года в "Нью-Йорк таймс". В ней описывалось необъяснимое убийство семьи Клаттер в сельском Холкомбе, штате Канзас, и была приложена цитата местного шерифа: "Здесь, по-видимому, поработал психопатический убийца".

Капоте в очках

Очарованный этой короткой новостью, Капоте поехал вместе с Харпер Ли в Холкомб и посетил место происшествия. В течение следующих нескольких лет он познакомился со всеми, кто участвовал в расследовании, и большинством жителей небольшого города и области. Вместо того чтобы делать заметки во время интервью, Капоте запоминал каждый разговор и кропотливо записывал все запомнившиеся ему цитаты опрошенных людей. Он утверждал, что способен запоминать более 90 % услышанного материала.

Роковой роман

"Хладнокровное убийство" было опубликовано в 1966 году издательством Random House после публикации по частям в газете The New Yorker. "Нехудожественный роман", как назвал его Капоте, принес ему литературное признание и стал международным бестселлером, но после него прославленный писатель не опубликовал больше ни одного романа.

Суровая критика

Но судьба не была так уж добра к Трумену Капоте - отзывы о его лучшем романе не всегда отличались благосклонностью, особенно в Великобритании. Вражда между Капоте и британским критиком Кеннетом Тайнаном разразилась на страницах "Наблюдателя" после обзора Тайнаном "Хладнокровного убийства". Критик был уверен, что Капоте всегда хотел, чтобы казнь над подозреваемыми в убийстве, описанном в романе, все-таки состоялась, дабы книга имела эффектный финал.

Постаревший Трумен Капоте

Тайнан писал: "В конечном итоге мы говорим об ответственности: долг, который писатель, возможно, имеет перед теми, кто предоставляет ему литературный материал - вплоть до последних автобиографических круглых скобок, - который и является для любого автора средством к существованию... Впервые влиятельный писатель первого ранга был помещен в привилегированную близость с преступниками, готовыми умереть, и, по-моему, он ничего не сделал для того, чтобы спасти их. В центре внимания резко сужаются приоритеты, и что же должно стоять на первом месте: успешная работа или жизнь двух человек? Попытка помочь (путем предоставления новых психиатрических показаний) может легко потерпеть неудачу, а в случае с Капоте - еще и доказательство того, что он никогда не пытался спасти их на самом деле".

Личная жизнь

Капоте не скрывал свою принадлежность к сексуальным меньшинствам. Одним из его первых серьезных партнеров был профессор литературы Смит-колледжа Ньютон Арвин, который выиграл Национальную книжную премию за свою биографию в 1951 году, и которому Капоте посвятил "Другие голоса, другие комнаты". Тем не менее Капоте провел большую часть своей жизни со своим соавтором Джеком Данфи. В своей книге "Дорогой гений...: воспоминание о моей жизни с Труменом Капоте" Данфи пытается описать того Капоте, которого он знал и любил в своих отношениях, называя его самым успешным и сетуя на то, что в конечном итоге наркомания и алкоголизм писателя разрушили как их совместную личную жизнь, так и его карьеру.

Данфи дает, возможно, самый глубокий и интимный взгляд на жизнь Капоте вне его собственных работ. Хотя отношения Капоте и Данфи длились большую часть жизни Капоте, порой кажется, что они жили разными жизнями. Их раздельное жилье позволяло обоим сохранять обоюдную независимость в отношениях и, как признал Данфи, "уберегло его от мучительного созерцания того, как Капоте пьет и принимает наркотики".

Капоте был хорошо известен своим очень необычным высоким тембром и странными вокальными манерами, а также своей необычной манерой одеваться и причудливыми измышлениями. Он часто утверждал, что знает людей, которых он на самом деле никогда не встречал, таких как Грета Гарбо. Он утверждал, что имел многочисленные связи с мужчинами, которые считались гетеросексуальными, в том числе, по его словам, с Эрролом Флинном. Он путешествовал по эклектическому кругу социальных кругов, общаясь с авторами, критиками, бизнес-магнатами, филантропами, голливудскими и театральными знаменитостями, аристократами, монархами и представителями высших слоев общества - как в США, так и за рубежом.

Капоте и Ли Радзивилл

Часть его публичной жизни была давним соперничеством с писателем Гором Видалем. Их соперничество побудило Теннесси Уильямса жаловаться: "Такое впечатление, что они сражаются друг с другом за какой-то золотой приз". Помимо авторов, с которыми у него была любовная связь (Вилла Катер, Исак Динесен и Марсель Пруст), Капоте слабо ценил других писателей. Тем не менее одним из немногих, кто получил его благосклонное одобрение, был журналист Лэйси Фосбург, автор книги "Время закрытия: истинная история убийства Губаба" (1977). Он также выражал восхищение книгой Энди Уорхола "Философия Энди Уорхола: от А до Б и обратно".

Несмотря на то что Капоте никогда полностью не принимал участие в движении за права гомосексуалистов, его собственная открытость в отношении гомосексуализма и его поощрение к открытости других делает его важной фигурой в сфере борьбы за права сторонников сексуальных девиаций. В своей статье "Капоте и триллионы: гомофобия и литературная культура в середине века" Джефф Соломон подробно рассказывает о встрече между Капоте и Лайонелом и Дианой Триллинг - двумя нью-йоркскими интеллектуалами и литературными критиками. Капоте тогда сильно раскритиковал Лайонела Триллинга, который недавно опубликовал книгу о Е. М. Форсте, но проигнорировал гомосексуализм автора.

Смерть писателя

Капоте скончался в 1984 году от проблем со здоровьем, вызванных злоупотреблением наркотиками и алкоголем. Со времен "Хладнокровного убийства" он так и не закончил ни одного романа, сильно располнел, облысел и подсел на запрещенные вещества. Это была горькая цена, которую Трумен Капоте заплатил за свою популярность. В Монровилле, штате Алабама, до сих пор функционирует дом-музей Капоте, в котором хранятся его личные письма и различные вещи из детства писателя.

Отзывы на некоторые произведения

"Мириам" отмечена как "сказочное, психологическое произведение" и отличное пособие по изучению двойного расстройства личности.

Рейнольдс Прайс отмечает, что две ранние короткие работы Капоте, "Мириам" вместе с "Кувшином серебра", отражают его знакомство с другими юными писателями, особенно с Карсоном Маккаллером.

Читатели отметили символизм в истории, в частности использование цветов в одежде. Синий, любимый цвет миссис Миллер, воспринимается как символ печали. Фиолетовый рассматривается как символ богатства, а белый - как символ чистоты, добра и здоровья. Примечательно, что Мириам часто носит белый, и много раз во время истории идет снег, а снег тоже белый. Еврейское происхождение названия "Мириам" можно перевести как "желаемое для ребенка", которое могло бы объяснить многое из того, чего хочет миссис Миллер и что она видит в своем юном посетителе. Мириам можно рассматривать как символ ангела смерти.

Капоте также комментирует темы идентичности, которые лежат в основе истории: "... Единственное, что она потеряла для Мириам, было ее личностью, но теперь она знала, что она снова нашла человека, который жил в этой комнате".

Критики вовсю нахваливали и "Голоса травы". "Нью-Йорк Геральд Трибьюн" восхвалял роман как "замечательный... слитый с нежным смехом, очаровательным человеческим теплом и чувством позитивного качества жизни". Atlantic Monthly прокомментировал, что "Голоса травы" очаровывают вас тем, что вы разделяете ощущение автора, что есть особая поэзия - спонтанность, удивление и восторг - в жизни, незапятнанной в соответствии со здравым смыслом". Продажи этой книги достигли 13 500, что более чем в два раза больше, чем у двух предыдущих работ Капоте.

Книга "Голоса травы" была любимой личной работой Трумэна Капоте, несмотря на то, что она была критиками отмечена как слишком сентиментальная.

В своей статье "Завтрак у Салли Боулз" Ингрид Нортон из "Открытых писем" указала на долг Капоте Кристоферу Ишервуду, одному из его наставников, в создании персонажа Холли Голайтли: "Завтрак у Тиффани" во многом связан с личной кристаллизацией Капоте Салли из Ишервуд Боулз".

Тетя Трумена Капоте, Мари Рудисилл, отмечает, что Холли - прототип мисс Лили Джейн Боббит, главного персонажа его короткой истории "Дети в дни их рождения". Она замечает, что оба персонажа - "свободные, эксцентричные странники, мечтатели, стремящиеся к собственному идеалу счастья". Сам Капоте признал, что Голлайтли был любимым из его персонажей.

Поэзия в стиле новеллы побудила Нормана Мейлера назвать Капоте "самым совершенным писателем моего поколения", добавив, что он "не изменил бы и двух слов в "Завтраке у Тиффани".

Написав статью в "Нью-Йорк таймс", Конрад Никербокер высоко оценил способность Капоте детально описывать подробности на протяжении всего романа и объявил книгу "шедевром, агонизирующим, ужасным, одержимым доказательством того, что времена, столь преуспевающие в описании катастроф, все еще способны подарить миру подлинную трагедию".

В критическом обзоре романа, опубликованном в 1966 году The New Republic, Стэнли Кауфман, критикуя стиль письма Капоте на протяжении всего романа, утверждает, что он "демонстрирует почти на каждой странице, что он является самым возмутительно переоцененным стилистом нашего времени", а затем утверждает, что "глубина в этой книге не глубже, чем рудник ее фактических деталей, ее высота редко выше, чем у хорошей журналистики, а частенько падает даже ниже нее".

Том Вулф написал в своем эссе "Порнонасилие": "Книга не является ни тем, ни другим, поскольку ответы на оба вопроса известны с самого начала... Вместо этого ожидание книги основано в основном на совершенно новой идее в детективных историях: обещании подробностей и удержании их до конца".

Рецензент Кейт Колкхун утверждает, что книга "Холоднокровное убийство", для которой Капоте сделал 8000 страниц исследовательских заметок, построена и структурирована с натянутым писательским талантом. Тщательная проза связывает читателя с его разворачивающейся историей. Проще говоря, книга была задумана как журналистское расследование и родилась романом.

"Отвеченные молитвы": неоконченный роман

Название книги отсылает к цитате святой Терезы из Авилы, которую Капоте выбрал в качестве эпиграфа: "Еще больше слез проливается на ответные молитвы, чем оставшиеся без ответа".

Согласно примечанию редактора Джозефа М. Фокса к изданию 1987 года, Капоте подписал первоначальный контракт на роман, предполагаемый как современный американский аналог книги Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", 5 января 1966 года с Random House. Это соглашение предусматривало аванс в размере 25 000 долларов США с установленной датой поставки 1 января 1968 года.

"Летний круиз": утерянный роман Капоте

Капоте начал писать "Летний круиз" в 1943 году, когда работал в The New Yorker. Пройдя вечернюю прогулку по Монровиллю, штат Алабама, и будучи вдохновленным написать свой первый опубликованный роман "Другие голоса, другие комнаты", он отложил рукопись. 30 августа 1949 года Капоте, отдыхая в Северной Африке, сообщил своему издателю, что он составляет примерно две трети своего первого по-настоящему большого проекта. Он оптимистично говорил о завершении рукописи к концу года, даже давая обет, что он не вернется в Соединенные Штаты до тех пор, пока не сделает это, но он никогда не обещал своему издателю более чем один проект в год. Капоте делал небольшие изменения в работе в течение примерно 10 лет.

Роберт Линскотт, старший редактор Капоте в "Случайном доме", не был впечатлен наброском романа. Он сказал, что считает, что это неплохой роман, но он не демонстрирует "отличительный художественный стиль Капоте". После прочтения проекта несколько раз Капоте отметил, что роман хорошо написан и получился очень стильным, но при этом почему-то не нравится ему самому. В частности, Капоте начал опасаться, что роман был слишком тонким, заумным, невнятным. Позднее Капоте утверждал, что уничтожил неполированную рукопись вместе с несколькими другими блокнотами прозы в приступе неадекватной самокритики.

Ряд сочинений, включая рукопись "Летнего круиза", сохранился в квартире на Бруклинских высотах, где Капоте жил примерно в 1950 году. После смерти домашней няни его племянник обнаружил документы Капоте и отправил их на аукцион в 2004 году. Документы не продавались на аукционе из-за высокой цены и потому, что физические документы не предоставляли права публикации на работу, которыми владел Литературный фонд Трумена Капоте. Впоследствии Нью-Йоркская публичная библиотека достигла соглашения о покупке бумаг и архивировании их в своей постоянной коллекции, посвященной великому писателю. После консультации с адвокатом Капоте "Летний круиз" был опубликован в 2005 году. Первое издание было изложено в оригинальной рукописи Капоте, которая была написана в четырех школьных тетрадях и 62 дополнительных заметках с последующим словом Алана У. Шварца. Выдержка из истории была также опубликована в выпуске The New Yorker от 24 октября 2005 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.