Гарантийное удержание в договоре подряда: особенности, требования и примеры

Договор подряда – одна из наиболее часто используемых форм сделок между субъектами. Так как подряд – это выполнение определенной работы с передачей заказчику конечных результатов, принимающая сторона должна быть уверена в качестве этой работы. Одна из форм защиты заказчика - гарантийные удержания при подрядных отношениях. В связи с этим важно разобраться в особенностях их применения и расчетов.

Сущность гарантийного удержания в договоре подряда

Договоренности подобного рода в подрядных отношениях заключаются в том, что одна сторона сделки согласна возместить другой стороне убытки, если они возникнут в результате некачественного выполнения работы.

Гражданский кодекс

Гарантийное удержание может выражаться в различных формах, таких как:

  • выплата денежной компенсации;
  • устранение недостатков на безвозмездной основе;
  • восстановление первоначального вида изделия и прочее.

Роль таких обязательств выражается в выполнении защитной функции для заказчика или исполнителя.

Законодательная база

Вопросы гарантийного удержания по договору подряда регулируются тридцать седьмой главой Гражданского кодекса. Общие условия, которые должны обязательно рассматриваться при заключении сделки, установлены статьями с №721 по №725.

Определение сроков гарантии и качества принятой работы рассматриваются первым пунктом статьи 721, статьей 722, пятым и шестым пунктами статьи 724 Кодекса. Периоды выявления недостатков также оговариваются в 724 статье. Исковая давность по делам данной категории определена первым пунктом 725 статьи.

Если речь идет о гарантийных удержаниях по договору строительного подряда - особенности таких типов документов установлены статьями с №754 по №756 Гражданского кодекса РФ.

Особенности составления документа

Чтобы правильно заключить сделку на подряд с указанием условий о гарантийном удержании, необходимо внимательно изучить особенности детализации каждого пункта договора и рассмотреть, каким деталям нужно уделить особое внимание.

В договоре нужно прописать, что выполненная работа должна быть надлежащего качества. При этом, даже если такое условие будет упущено, это не критично. Гражданским кодексом РФ установлено, что проданный товар, оказанная услуга и выполненная работа должны соответствовать установленным нормам качества.

Составление договора

Помимо этого, в договоре необходимо прописать сроки гарантии. А также правила фиксирования, рассмотрения и урегулирования претензий со стороны заказчика. Указанные гарантийные периоды могут устанавливаться по соглашению сторон, но не могут определяться меньше, чем в соответствующих СНиПах.

В договоре необходимо указать порядок судебного рассмотрения возникающих споров, если подрядчик не согласится составлять или подписывать акт о выявленных недостатках, а также выполнять обязательства, определенные правилами гарантийного удержания в строительстве и при бытовых работах.

Устанавливают следующие возможные действия исполнителя:

  1. Подрядчик обязан устранить за свой счет выявленные недостатки, если он были допущены по его вине.
  2. Исполнитель вправе отказать в возмещении или устранении недостатков в работе, если они возникли по вине заказчика или третьих лиц.

Условия о гарантийном удержании должны включаться в раздел договора о гарантиях и поручительстве для каждой из сторон. Они вступают в силу, если имеет место хотя бы одно из следующих нарушений:

  • несоответствие качества работы установленным нормам;
  • нарушение сроков выполнения заказа;
  • отсутствие финансирования деятельности субподрядчиков (при необходимости);
  • несоблюдение сроков приема работы;
  • несвоевременная оплата качественной работы или ее отсутствие.

Определение гарантийной суммы

Она может устанавливаться по одной из двух моделей:

  1. Выплата гарантийного удержания в форме неустойки при нарушении сроков сдачи результатов работы.
  2. Определение структурированной компенсационной выплаты.

Сумма гарантийного удержания определяется на основании стоимости работ по договору и общих правил установления размера компенсации.

При ликвидации подрядной организации может осуществляться передача всех гарантийных обязательств по договору организации-субподрядчику. При совершении такого действия все обязанности исполнителя переходят к новому субъекту вместе с правом на получение денег за работу.

Проводка гарантийного удержания по договору подряда может устанавливаться в форме следующих типов:

  • задаток;
  • залог;
  • удержание объекта имущества и прочее.

Критерии качества выполнения работ

Для правильной проводки в бухучете гарантийного удержания необходимо рассмотреть все критерии, по которым можно определить, качественно выполнена работа или нет, так как обязательства по сдаче результатов надлежащего качества установлены первым пунктом статьи 721 Гражданского кодекса РФ.

Итоги работы, которые передаются заказчику, должны соответствовать тем условиям, которые указаны в договоре, и являются пригодными для использования в течение всего гарантийного срока. Ответственность за нарушение этого правила в отношении производителей товаров, исполнителей услуг и работ перед заказчиками предусмотрена нормами российского законодательства.

Договор подряда

Для проведения и учета гарантийных удержаний при нарушениях существенных условий сделки по подряду определяются периоды для обнаружения явных и скрытых дефектов, а также давностные сроки.

В отношении договоров на выполнение строительных подрядных работ право на получение компенсации возникает в следующих случаях:

  1. Если качество сданной работы не соответствует условиям, которые установлены договором.
  2. Если результат осуществленной деятельности не достиг показателей, которые отражены в технических документах по строительству.

Законодательством предусмотрены случаи, когда исполнитель освобождается от финансовой и фактической ответственности, а также от выставления счета на гарантийное удержание. Согласно второму пункту статьи 755 Гражданского кодекса, к таким случаям относятся следующие:

  • выявленный дефект возник в процессе нормального износа объекта строительства;
  • ущерб наступил при неправильной эксплуатации объекта;
  • дефект возник из-за неправильно проведенного ремонта самим заказчиком или привлеченными им лицами.

Если после принятия работы были выявлены какие-либо недостатки, исполнителя необходимо уведомить об этом в установленные законом сроки.

Сроки при принятии результатов работы по подряду

Чтобы при выявлении каких-то недостатков в результате работы направить исполнителю письмо о гарантийном удержании, важно знать сроки установления дефектов в деятельности подрядчика.

Четвертый пункт статьи 755 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что заказчик обязан уведомить исполнителя о выявленных недостатках в разумный срок. По общему правилу, такой срок составляет один месяц. В отношении объектов, являющихся предметом строительного подряда, сроки несколько иные.

Срок давности по объектам строительства составляет три года. Согласно пунктам со второго по четвертый в статье 724 Гражданского кодекса РФ, максимальный срок установления дефектов в работе строительного подрядчика составляет пять лет. Срок начинает исчисляться с даты принятия результатов работы заказчиком.

Гарантийный срок на результат принятой работы устанавливается по нормам первого пункта статьи 722 Кодекса. Этот период времени в обязательном порядке прописывается в заключенном сторонами договоре.

Если стороны не указали иные сроки в подрядной сделке - применяются правила, установленные вторым, третьим и четвертым пунктами статьи 471 Кодекса. Если дефекты носят крайне серьезный характер, не допускающий эксплуатацию объекта строительства до их устранения исполнителем, отсчет срока гарантии не начинается. После принятия исправленной работы гарантийный период начинает исчисляться.

Гарантийное удержание

Правила применения сроков подачи претензии при сдаче работы ненадлежащего качества по Гражданскому кодексу РФ следующие:

  • право на предъявление претензии действует на протяжении всего гарантийного срока, который установлен нормативными правовыми актами, договорами или обычаями делового оборота (третий пункт статьи 724);
  • если срок гарантий на объект - меньше двух лет, подать жалобу на обнаружение дефекта можно уже после того, как этот период прошел. При этом заказчик обязан доказать документально, что недостатки возникли по вине исполнителя (четвертый пункт статьи 724).

Если речь идет о судебном разбирательстве по факту некачественно выполненной работы, срок давности в таком случае составляет один месяц, согласно первому пункту статьи 725 Кодекса. При поэтапной сдаче работы, он начнет отсчитываться с даты приема конечного результата.

Если сторона заказчика заявит об обнаруженных недостатках в письменной форме, срок гарантии будет отсчитываться от даты составления соответствующего документа.

Удержания гарантийного типа при строительном подряде

Такой способ обеспечения качественного выполнения работы часто используется в сфере подряда. Размер финансовой гарантии составляет от пяти до пятнадцати процентов от общей цены договора.

Удержания можно производить по следующим документам:

  1. По совокупности актов о приемке результатов работы (по форме КС-2).
  2. По окончательному акту.

При качественном выполнении работы стороны должны установить срок возврата гарантийного удержания. Этот период определяется сторонами в большинстве случаев одним из трех способов:

  • моментом окончания гарантийного срока;
  • датой начала эксплуатации объекта строительства;
  • днем получения заключения о том, что все требования к качеству соблюдены.

В некоторых случаях стороны устанавливают иные сроки возврата удержанных средств. В исключительных случаях удержание гарантийного типа может заменяться банковской гарантией. В любом случае предметом такой обеспечительной меры являются деньги.

Банковская гарантия

Проводки в бухгалтерских документах

Для правильного отражения гарантийного удержания в 1С и равномерного включения затрат на его выплату, организации необходимо создать резерв. В данную категорию потенциальных расходов такая статья вносится как часть производственных издержек вместе с расходами на обслуживание и ремонт по гарантии. Это установлено Приказом № 34н, изданным Министерством финансов в Российской Федерации 29 июля 1998 года.

Особенности проводки гарантийного удержания в бухгалтерских документах в разных ситуациях состоят в следующем:

  1. Дт 62 плюс субсчет для расчетов с заказчиками за выполненную работу (исполнители), Кт 46 – количество работы, выполненной согласно форме КС-3 (заказчики).
  2. Дт 62 плюс субсчет для расчетов с заказчиками за проведение ремонтных работ исполнителем корреспондирует Кт 62, который отражает сумму оплаченного заказчиком ремонта при переводе на проценты от стоимости монтажно-строительных работ.
  3. Дт 26 и Кт 89 с субсчетами – образование резерва на проведение ремонта по гарантии.
  4. Дт 28 и Кт 10.69, 10.70 и 10.76 – расходы на проведенный в гарантийный период ремонт.
  5. Дт 89 – резерв, Кт 28 – списанные расходы на гарантийный ремонт.

При установлении размера выручки от работы, сданной исполнителем и принятой заказчиком, формируются следующие проводки бухгалтерского типа:

  1. Дт 26 и Кт 67 – размер налога, подлежащий уплате пользователями автомобильных дорог.
  2. Дт 80 и Кт 68 – сумма налога, уплачиваемая на содержание фондов жилья.
  3. Дт 89 и Кт 80 – сумма не потраченного резерва, присоединяемая к финансовому итоговому результату за отчетный период.
  4. Дт 51 и Кт 62 с субсчетами – расчеты с другой стороной по договору, оплата долгов по резервам для ремонта по гарантии и проведения восстановительных работ после истечения гарантийного срока.

Порядок выявления дефектов при строительном подряде

Согласно второму пункту статьи 755 Гражданского кодекса РФ, подрядчик не отвечает за недостатки в выполненной по договору подряда работе, если докажет, что они образовались по вине заказчика или третьих лиц (даже если недостатки были обнаружены в течение срока гарантии).

При установлении наличия отклонений в качестве сданного объекта строительства, заказчик обязан уведомить исполнителя об этом в разумные сроки (согласно правилам четвертого пункта статьи 755). Если в добровольном порядке стороны не могут разрешить возникший спор, его рассмотрение переводится в юрисдикцию суда.

Символы законности

Особенности действия гарантии в строительном подряде и обязательств по ней состоят в следующем. Правилами первого пункта 721 статьи Гражданского кодекса РФ определена обязанность подрядчика предоставить в установленные договором сроки качественно построенный объект. При этом определение уровня качества исходит из требований, которые зачастую применяются к результатам работы (объектам) данного типа.

Подрядчик обязан гарантировать заказчику, что возведенное строение будет полностью соответствовать требованиям, которые установлены технической документацией, являющейся неотъемлемой частью договора. Кроме того, исполнитель должен обеспечить нормальную эксплуатацию объекта в течение гарантийного срока.

Стороны могут отказаться от установления любого вида обязательства гарантийного типа. Статья 756 Гражданского кодекса РФ устанавливает общие сроки, в течение которых обнаруженные по договору строительного подряда недостатки подлежат безвозмездному устранению. Основной период гарантии составляет пять лет, независимо от того, устанавливаются ли сроки гарантии на работу.

Если указанные периоды определяются, исходя из требований статей 756 и 724 Гражданского кодекса РФ, исполнитель отвечает в полном объеме за дефекты, обнаруженные в рамках этого времени. В случаях, когда срок гарантии составляет менее пяти лет, ответственность подрядчика все равно рассчитывается на пятилетний период.

Согласно правилам второго пункта статьи 755 Гражданского кодекса РФ, если дефекты или недостатки в работе были выявлены в течение гарантийного периода, на исполнителе лежит обязанность по доказательству своей невиновности. В случае взыскания гарантийного удержания в рамках судебного разбирательства именно подрядчик должен обосновать свою позицию о том, что ущерб возник из-за действий других лиц.

Выявление недостатков по истечении гарантийного срока

Если срок гарантии на результаты работы истек, при обнаружении недостатков или дефектов обязанность по доказыванию вины подрядчика переходит на заказчика. На основании четвертого пункта статьи 724, он должен будет доказывать свою позицию о том, что недостаток возник до момента приемки объекта.

Сроки гарантии стороны могут устанавливать самостоятельно, но не менее определенных законом. Если подрядчиком выступает гражданин, правило расчета сроков для возмещения следующее: если период гарантии меньше двух лет (для объекта недвижимости – меньше пяти), выявленный после этого недостаток может быть безвозмездно устранен исполнителем в рамках действия закона № 2300-1, определяющим условия защиты прав потребителей (первый пункт статьи 29).

ФЗ О защите прав потребителей

Если заказчик докажет, что ущерб возник до приемки результатов работ, он вправе потребовать выполнения подрядчиком одного из следующих действий:

  1. Устранения недостатка на безвозмездной основе.
  2. Соразмерного уменьшения цены договора.
  3. Обязательства исполнителя сдать новый результат по тем же критериям, что были указаны в договоре подряда. При этом дефектный объект подрядчик оставляет себе.
  4. Компенсации расходов заказчика, понесенных им на самостоятельное устранение выявленных дефектов.

Заказчик также вправе потребовать возместить убытки, если они имели место из-за некачественного результата работы по договору.

Варианты гарантийного удержания необходимо прописать в договоре подряда наряду с другими существенными условиями. Это обеспечит соблюдение интересов сторон, а также позволит быстро получить компенсацию, если нарушение все-таки было допущено.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.