Японский художник Кацусика Хокусай: биография и творчество

Японское изобразительное искусство издревле считалось одним из самых самобытных и оригинальных во всем мире. Этот феномен легко объяснить тем, что страна долгое время находилась на отшибе мира и была закрытой. Одним из первых деятелей искусства, вписавших свое имя в историю искусства, является Хокусай Кацусика. Его картины - это один из величайших памятников культуры, оставивших свой след в истории.

Ранние годы Хокусая Кацусико

Один из самых известных художников жанра укие-э родился 21 октября 1760 года в Эдо. Величайший художник работал под множеством псевдонимов, но запомнился истории именно своим оригинальным именем. Кацусика Хокусай жил в современном Токио и учился в нищих кварталах. Там он получил свою профессию художника, чем навсегда записал в историю название своего района. Его настоящим именем было Токитаро Хокусай, о чем стало известно только к началу ХХ века.

Эдо конца 18 века

Исходя из исторических источников, можно сказать, что его отцом был Накадзима Исэ - мастер производства зеркал, работавший на самого сегуна. Его матерью была конкубина, она не была замужем за его отцом. Она была моделью для художников и занималась домашним хозяйством. По некоторым источникам, его настоящим отцом был Мунэсиге Кавамуру, который отдал своего сына на обучение к мастеру в возрасте четырех лет. Также известно, что Кацусика Хокусай был не единственным ребенком в семье. Предположительно он не был старшим ребенком, и у него было около четырех братьев и сестер.

Уход от родителей, обучение в Екомоте

В 1770 году, в возрасте десяти лет его отправляют на работу в книжную лавку. Там он стал разносчиком книг в районе Екомоте. Именно здесь молодой художник получил свое первое прозвище - Тецудзо, что в будущем станет его первым псевдонимом. Работая в книжной лавке, мальчик начал обучаться грамоте, в том числе китайскому языку. Среди изучаемых предметов было мастерство рисования гравюр. Биография Кацусика Хокусая как художника началась в возрасте шести лет. Именно этот период совпал со стремительным развитием изобразительного искусства в Японии. В это время началось активное продвижение театрального, музыкального и изобразительного искусства. Особое внимание начала получать гравюра и другие виды художественной деятельности.

Первые пробы пера

Яркое и красочное детство молодого художника началось с созерцания полотен знаменитых мастеров - Утагавы Тоехаро, Харунобо Куциучи, Кацукавы Сюнсе. Работы этих творцов дали вдохновение для картин Кацусика Хокусая, что дало начало новому жанру - укие-э (картины изменчивого мира).

Фудзи на фоне вишен

С началом обучения автор великих картин ознакомился с классическим видом изобразительного искусства Японии, называемого "ксилографией". С появлением художника этот жанр выходит на абсолютно новый уровень, что обеспечивает мастера первой волной популярности и новыми учениками. Автор не может уместить себя в рамки этого жанра и пытается найти более широкие способы выражения собственного творчества.

В начале 1778 года он становится подмастерьем известного художника Кацукавы Сюнсе. Постигает азы современного на тот момент искусства и создает свою первую картину, в основном занимается изображением актеров классического японского театра кабуки. После первого успеха берет новый псевдоним - Сюнро, что является игрой слов от имени его учителя и его собственного.

Известность как самостоятельного художника

Спустя 4 года, к 1784-му, у автора появляются первые работы, выпущенные без вмешательства его учителя. Картины японского художника Касусика Хокусая получают огромную популярность среди всех слоев общества. Его самобытность и оригинальный стиль надолго вошли в историю как энциклопедия жизни древних крестьян.

Работа в бытовом жанре

Его работы были представлены ранним японским стилем гравюры - якуся-э и хосо-э. К этому моменту он уже запомнился как трудолюбивый и талантливый ученик и получил хорошие рекомендации от своего учителя. Также занимался изображением семейных пар в стиле диптиха и триптиха. Одной из самых известных моделей Касуика-сенсея был молодой актер Итакаву Дандзюро. В этот период творчества четко прослеживалось влияние его первого мастера. Работы раннего периода плохо сохранились и имеют самую большую ценность для почитателей таланта художника.

В период с 1795 по 1796 год начинается проявление первых авторских штрихов. Примерно в этот период появляются первые большие работы, изображающие знаменитые постройки, гору Фудзи и известных общественных деятелей Японии конца XVIII века.

Конец первого периода

Помимо оригинальных картин, японский художник Кацусика Хокусай занимается классическим занятием мастеров того времени - иллюстрацией книг. Его работы можно заметить в распространенных в эпоху Эдо "желтых журналах", которые продавались для массового пользователя. Иллюстрации стали настоящим историческим источником, исходя из которого современники могут знать о быте и культуре XIX века.

В 1792 году умирает его учитель и наставник - Сюнсей, после чего школу возглавляет его преемник. К этому времени у молодого художника начинают формироваться задатки нового, оригинального стиля. Графика Кацусика Хокусая начинает обретать черты, которые использовались и в других школах. За исключительную оригинальность и отрицание классических канонов в 1796 году художник вынужден покинуть своего нового учителя из-за разногласий в профессиональной деятельности.

Картина в жанре "Суримон"

Второй период: создание стиля "Суримон"

Уход из художественной школы стал переломным в деятельности Кацусика Хокусая. В этот период жизни он столкнулся со многими трудностями, связанными с нехваткой денег. Художник занимался мелкой торговлей, был извозчиком и продолжал совершенствовать свои навыки. Одновременно ходил на уроки в несколько школ, что позволило ему отточить свои навыки до идеала. Был первым японским художником, который применял европейскую перспективу в своих работах.

Суть "Суримона" заключается в специфическом изображении ксилографии и игре цветов. В основном они служили как подарочные открытки, но покупали их только богатые феодалы или зажиточные крестьяне. В картинах могло изображаться все, что угодно, начиная от бытовых и семейных сцен и заканчивая демонстрацией мифических историй.

"Сон жены рыбака"

В работе Кацусика Хокусая "Сон жены рыбака" появляются новые философские идеи, которые ранее не использовались в работах его современников. После этой картины у художника начали выходить новые сюжеты, основанные на этой истории. "Сон жены рыбака" Кацусика Хокусая - это приквел к последующим работам этого жанра. Картина повлияла на многих художников нескольких поколений. Существуют разные интерпретации этой работы у Пабло Пикассо, Фернана Кнопфа, Огюста Родена и других известных художников.

Третий период: бедность

На самом пике популярности, после нескольких десятков успешных работ автор отправляется на покой и фактически прекращает заниматься рисованием. Кацусика Хокусай прекратил обучать новых мастеров и хотел отправиться на покой. Но из-за внезапного пожара, случившегося в 1839 году, он теряет все свои пожитки, в том числе и несколько картин, которые должны были его прокормить. Обедневший и забытый художник умирает в возрасте 88 лет.

Художник в старости, автопортрет

Создание первой в мире японской манги

Кацусика Хокусай также известен тем, что создал жанр японского комикса. Будучи на пике популярности, по советам своих учеников он начал работу над сборниками зарисовок, связанных по сюжету. Еще одна известная картина Кацусика Хокусая "Большая волна в Канагаве" - это очередная зарисовка из сборников "рисунков Хокусая". Все выпуски демонстрируют интересные бытовые ситуации, национальные праздники или сюжеты из жизни самого автора. Сборник Кацусика Хокусая "Большая волна в Канагаве" стал самым продаваемым и уже в то время имел культовый статус.

Первая манга

Влияние на культуру

Знаменитый автор картин получил известность далеко за пределами своей родины. Еще во времена закрытости Японии о нем начали говорить художники со всех концов мира, восхищаясь самобытностью и оригинальностью автора. Благодаря картинам Кацусика Хокусая появилось множество ответвлений жанров укие-э и постмодерна.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.