Дзига Вертов (Давид Кауфман): биография, личная жизнь, фильмография

Дзига Вертов - знаменитый советский кинорежиссер и сценарист, считается одним из основателей документального кино и его теоретиком. Благодаря ему в кинематографе появилось множество новейших приемов, которые произвели настоящую революцию в этом искусстве, например, метод скрытой камеры. Его фильм 1929 года, изображающий жизнь современного города, считается величайшим документальным фильмом в истории.

Детство и юность

Дзига Вертов родился в 1895 году в небольшом городке Белосток, который тогда находился на территории Российской империи (сейчас это часть Польши). Его отец был букинистом, его звали Абель Кауфман. Он владел большим книжным складом, а также двумя магазинами. Мать звали Хаи-Эстер Гальперн, они поженились в Белостоке в 1894 году. Кстати, настоящее имя героя нашей статьи - Давид Абелевич Кауфман.

Окончив музыкальную школу, получив первоначальное домашнее образование, Вертов отучился в психоневрологическом институте в Петрограде, в Московском университете. Псевдоним "Дзига Вертов" он для себя придумал в 1915 году: "Дзига" происходит от украинского слова "дзига", которое дословно можно перевести как "волчок".

В 1917 году герой нашей статьи поступает на работу в Московский кинокомитет, где оказывает в отделе кинохроники.

Трудовая деятельность

Режиссер Дзига Вертов

Дзига Вертов становится одним из первых монтажеров и составителей журнала "Кинонеделя". В 1920 году инициирует выпуск журнала "Кино-правда" уже в качестве режиссера-документалиста. Работает на студиях Киеве и Москве.

Дзига Вертов, биография которого приведена в этой статье, пишет сценарии документальных фильмов, снимает мультипликационные и игровые картины. За ленту "Кино-глаз", о которой мы еще расскажем подробнее, в 1924 году получает диплом и медаль Всемирной выставки в Париже.

"Киноки"

Биография Дзиги Вертова

Им основывается группа "Киноки", которой он руководит. После его переезда в Киев творческий коллектив распадается.

Творческое объединение существовало в 20-х годах. Они выпустили ряд манифестов, противопоставив себя традиционным кинематографистам. Все началось с публикаций в авангардистских журналах, в которых члены группы "Киноки" утверждали о скорой смерти традиционного кинематографа. Они критиковали русскую и германскую драму, американские фильмы, отвергая постановочное кино со сценарием, реквизитом, актерами и декорациями.

В 1922 году в манифесте "Мы" режиссер Дзига Вертов со сторонниками заявил, что собирается очистить кино от литературы, музыки и театра, которые пытаются к нему "примазаться", члены группы будут искать собственный ритм в движении вещей. Кино будущего, по их мнению, должно передавать правду жизни.

В своих манифестах они также заявляли о несовершенстве человека, противопоставляя ему идеальную машину - киноаппарат. К основным работам объединения относится экспериментальный этюд "Бой под Царицыном", хроники "Ленинская киноправда", "Шагай, Совет!", "Шестая часть мира", фильм "Одиннадцатый", посвященный 11-летию Октябрьской революции.

Звуковое документальное кино

Фильмы Дзиги Вертова

В советском кино Вертов стал одним из первых, кто начал снимать звуковые документальные фильмы. К ним относят "Симфонию Донбасса", "Три песни о Ленине", "Колыбельная".

Когда началась Великая Отечественная война, он начал выпускать картины, посвященные борьбе советского народа против фашизма и работе в тылу. Это ленты "Клятва молодых", "Кровь за кровь, смерть за смерть", "В горах Ала-Тау". Работы стали последними проектами Вертова, все его последующие предложения отклонялись руководством.

Начиная с 1944 года и до самой смерти, он выпускает только киножурнал "Новости дня" в качестве режиссера и монтажера. Всего им было сделано 55 номеров.

В феврале 1954 года Вертов умер в возрасте 58 лет. Причиной смерти стал рак. Сначала его похоронили рядом с матерью на Миусском кладбище, но через 13 лет перенесли могилу на Новодевичье кладбище.

Личная жизнь

Супругой Вертова была советский режиссер и монтажер Елизавета Свилова. В 1946 году она стала лауреатом Сталинской премии за фильм "Берлин" 1945 года. Она была на пять лет младше своего супруга, входила в его творческое объединение "Киноки".

Ее документальная картина "Зверства фашистов" использовалась в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе. Совместно с мужем снимала фильмы "Тебе, фронт", "Знамя Победы".

Последние годы своей жизни посвятила изданию и популяризации творческого наследия своего супруга. Умерла в 1975 году в возрасте 75 лет. Ее могила находится на Новодевичьем кладбище.

Братья-кинооператоры

Оба брата героя нашей статьи стали кинооператорами. Михаил Кауфман работал с Вертовым до 1927 года на Совкино, а затем трудился на различных киностудиях на территории Украины. С 1941 по 1977 гг. - режиссер "Мостехфильма". Умер в 1980 году в возрасте 82 лет.

Борис Кауфман, в отличие от братьев, которые приняли Октябрьскую революцию, эмигрировал с родителями в Польшу, а затем во Францию после 1917 года. В Париже он поступил в Сорбонну и после тоже начал работать в кино, снимая документальные и игровые картины, коммерческие ленты и рекламные ролики.

Борис Кауфман был оператором всех фильмов французского режиссера поэтического реализма Жана Виго. Считается, что именно его творчество оказало влияние на режиссеров французской новой волны. Борис работал над всеми четырьмя картинами Виго - это немой документальная короткометражный фильм "По поводу Ниццы", лента "Тарис, или плавание", драма "Ноль за поведение и мелодрама "Атланта", через несколько месяцев после премьеры Виго умер от туберкулеза.

Также Борис Кауфман работал над фильмами Димитрия Кирсанова, Кристиан-Жака, Ганса Абеля, Марка Аллегре.

Сражался на фронте в годы Второй Мировой войны, когда Франция оказалась оккупированной, эмигрировал в США. В 1953 году получил премию "Оскар" за лучшую операторскую работу в драме Элиа Казана "В порту" с Марлоном Брандо в главной роли.

Литературные прототипы

Вертов встречается в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок". Он представлен под именем Крайних-Взглядов, великий борец за идею кинофакта, а также в первоначальной редакции как автор фильма "Беспристрастный объектив".

Герой романа Ильфа и Петрова крупным планом снимает урну, в результате она приобретает вид жерла 42-сантиметрового орудия. Кроме того, он считает своей специализацией снимать под колесами поезда.

Дебютная работа

Первыми фильмами Вертова в советском кино стали "Годовщина революции", "Битва в Царицыне", "История гражданской войны", "Процесс эсеров".

В 1924 году он снимает один из первых мультипликационных фильмов в истории советского кинематографа. По сути, это оригинальная экранизация политических шаржей советского художника и карикатуриста Виктора Дени, которые публиковались в газете "Правда".

По сюжету показан морально разложившийся буржуй, брюхо которого набито огромным количеством денег. Его вспарывает кентавр, состоящий из рабочего и крестьянина. Фильм завершается примечательным финалом, в котором появляется красноармеец, а пролетарии устраивают новогоднюю елку, на которой в виде игрушек висят враги советского общества.

"Кино-глаз"

Фильм Кино-глаз

В 1924 году выходит один из самых известных фильмов Дзиги Вертова - немая неигровая картина, оператором которой был брат режиссера Михаил Кауфман. Это экспериментальная лента, в которой были заложены основы кинодокументалистики героя нашей статьи. Критики отозвались о ней весьма противоречиво, но при этом лента получила премию на Международной выставке в Париже.

Лента состоит из серии коротких эпизодов, каждый из которых предваряет титр-заголовок. Это зарисовки о народных гуляниях под песни и гармошку, о пропаганде кооперативного движения школьниками (дети посещают рынки, сравнивают цены у торговцев-одиночек и кооператоров, делая выбор в пользу последних).

В небольшом эпизоде под названием "Утро в лагере" зрители знакомятся с пионерским бытом: как они живут в палатках, ходят на реку для водных процедур, сами готовят себе еду. В другом эпизоде можно увидеть, как строят и открывают лагерь. Эти эпизоды чередуются с короткими зарисовками, не связанными тематически. Например, китайским иллюзионистом, который демонстрирует на улице фокусы, или техникой спортсмена при прыжке в воду.

Готовя фильм "Кино-глаз" 1924 года, Вертов отмечал, что это будет первая в мире картина, для которой не понадобятся актеры, павильоны и декорации, потому что герои будут жить в реальной жизни. Предполагалось, что это будет 6-серийная кинохроника, но Вертову удалось снять только первый выпуск, получивший рабочее название "Жизнь врасплох".

"Человек с киноаппаратом"

Человек с киноаппаратом

Это самая знаменитая экспериментальная документальная картина Вертова, которая вышла на экраны в 1929 году. В этой работе герой нашей статьи продолжил экспериментировать с техникой кино-глаза, стремясь продемонстрировать принципиальное отличие кинематографа от литературы и театра.

Лента собрана из небольших документальных фрагментов, некоторые состоят всего из нескольких кадров, изображающих хаотичную жизнь современного города: движение людей, транспорта, труд рабочих на крупных заводах и фабриках, больницы, учреждения культуры.

На протяжении фильма "Человек с киноаппаратом" можно наблюдать целую энциклопедию монтажных техник и операторских приемов: съемка в отражении, скошенные углы, ускоренная и покадровая съемка, совмещение нескольких изображений в одном кадре. Все эпизоды для картины Вертов с братом Михаилом снимали на улицах Киева, Одессы и Москвы. Смонтировала фильм жена режиссера, сделав абсолютно бессюжетную и абстрактную ленту.

Звуковая документалистика

Фильм "Энтузиазм: Симфония Донбасса" 1930 года - первый советский звуковой документальный фильм.

Его снимали в шахтах и на заводах Донбасса, подробно рассказывая о выполнении 5-летнего плана. Для синхронных съемок изображения и звука использовалась оригинальная аппаратура системы Шорина.

Картину высоко оценил Чарли Чаплин, назвав ее одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний.

"Три песни о Ленине"

Три песни о Ленина

В 1934 году Вертов снимает агитационный фильм под названием "Три песни о Ленине". Картина рассказывает о том, как советские люди любят вождя революции.

В ленте звучит песня "В черной тюрьме было лицо мое", которая повествует о преображении Лениным Средней Азии.

Вторая песня "Мы любили его..." демонстрирует реакцию всех народов на его смерть. Показана кинохроника похорон и картины жизни в разных уголках Советского Союза.

В третьей песне, которая называется "В большом каменном городе", зрители узнают о том, как жители СССР продолжают дело Ленина после его смерти, каких успехов удалось добиться.

"Колыбельная"

Фильм Колыбельная

Выход картины был назначен на 1937 год, но после нескольких дней проката, ее убрали с экрана, объявив запрещенной к показу без объяснения причин.

Интересно, что первоначальный замысел Вертова сильно отличался от конечного варианта. Предполагалось, что в фильме будут сравнивать судьбы женщин в советском, западном и дореволюционном обществах, однако этот сценарий отклонили из-за несуразности.

В результате картина начинается с титров о женщинах, которые поют колыбельную счастью. Первые части картины - это лирические фрагменты о жизни женщин в 30-е годы. Зрители видят младенцев в колясках, рожениц в роддомах, школьниц за партами, учениц хореографической студии, рабочих на заводе, женщин перед прыжком с парашютом или в момент сбора винограда.

Заключительная часть фильма включает кадры, отснятые во время официальных мероприятий. На них можно увидеть Сталина, приветствующего делегатов Всесоюзной женской конференции, участниц мероприятий, посвященных принятию 122 статьи Конституции, которая обеспечила права современных женщин.

Завершающая часть картины посвящена кинохронике Гражданской войны в Испании, которая разбавляется демонстрацией учебных полетов в СССР.

Фильм ждали с нетерпением - он был приурочен к 20-й годовщине Октябрьской революции. "Колыбельная" вышла в прокат, но уже через несколько дней все сеансы были отменены без объяснения причин. По всей видимости, фильм не понравился Сталину. По мнению некоторых критиков, это могло произойти по той причине, что он является единственный центральным мужским персонажем картины, окруженным женщинами. В этой связи фраза "отец народа" приобретала совершенно иной смысл: в фильме Вертова он постоянно появляется рядом с женщинами, а в каждом следующем кадре можно увидеть новорожденного ребенка.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.