Японские детективы: обзор, авторы

В японской литературе детективный жанр появился только век назад, после того как в Страну восходящего солнца попало произведение Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг» (1841 г.). Нельзя сказать, что японских детективов слишком много, но рассортировать их по ранжиру лишним не будет. Даже несмотря на количество, сложно определить лучшую десятку, или пятерку. Поэтому стоит рассортировать книги по авторам, начиная с классиков и заканчивая современными писателями.

Немного истории

Огромное влияние на развитие японского детектива оказали такие писатели прошлого столетия, как Дзюньитиро Танидзаки, Харуо Сато и Рюноске Акутагава. Некоторые их произведения очень близки к детективному жанру.

В 1920 году писателем и переводчиком Усоном Морисатой был основан журнал «Новая молодежь», где постоянно публиковались переводы западных детективов. Это издание объединило вокруг себя молодых писателей, которые пробовали свои силы в новом для Японии литературном жанре. Первым писателем, который полностью посвятил себя детективному жанру, стал Эдогава Рампо. Его детективная новелла «Медная монета в две сэны» вышла в 1923 году именно от нее, и отсчитывают начало существования детективного жанра в японской литературе.

Эдогава Рампо

Его настоящее имя Таро Хираи. Свой псевдоним он выбирал таким образом, чтобы иероглифы были созвучными с именем Эдгара Алана По (японский писатель действительно был его фанатом). Родился в 1894 году в префектуре Миэ (город Набари). Обучался экономике в университете Васэда, после, работал торговым агентом, клерком, редактором журнала и корреспондентом.

Эдогава Рампо

В 1926 году Рампо издал свой первый роман, а в 1931-м выпустил первое собрание сочинений. В 1947 году стал одним из основателей «Клуба японских детективных писателей», в 1954-м учредил литературную премию за лучшую работу в этом литературном жанре. Его выдающимися работами стали:

  • «Чудовище во мраке».
  • «Рассказы об ужасном».
  • «Необыкновенная история острова Панорама».
  • «Психологический тест».
  • «Демоны луны».
  • «Близнецы».
  • «Человек-кресло».
  • «Плод граната».
  • «Игры оборотней».
  • «Пионовый фонарь».
  • «Супермен Никора».

Акутагава Рюноске

Нельзя сказать, что Рюноске был мастером детективного жанра, но его считают выдающимся литератором и некоторые его книги на японские детективы очень похожи.

К примеру, произведение «В чаще». Этот рассказ увидел мир в 1922 году, по его мотивам в 1950 году был снят фильм «Расёмон», получивший множество премий, в том числе и «Оскар». Сюжет этого повествования очень простой: в лесу находят мертвого самурая, подозревают в его смерти разбойника. На суде он признался в преступлении, а также рассказал, что ему понравилась жена самурая, поэтому он привязал мужчину к дереву и надругался над его женой у него на глазах. Разбойник предложил женщине бежать вместе с ним, она сказала, что один из мужчин должен умереть. Разбойник отвязал самурая, и победил его в честном бою, пока мужчины дрались, женщина успела убежать.

Акутагава Рюноскэ

После этого показания давала вдова убитого. Согласно ее словам, разбойник надругался над ней и убежал. Она предложила мужу умереть вместе с ней, поскольку не могла вынести этого позора. Женщина заколола самурая и должна была покончить с собой, но потеряла сознание, а когда пришла в себя, испугалась и убежала.

Третью версию произошедшего рассказывает дух убитого. После того как разбойник надругался над женой самурая, он стал уговаривать ее уйти с ним. Женщина увидела, что муж смотрит на нее с презрением и приказала разбойнику его убить. Насильник не мог поверить в такое легкомысленное вероломство, он ударил женщину и стал развязывать самурая. В это время женщина успела сбежать, а самурай покончил с собой.

Лучший

Эту историю назвать детективом можно с натяжкой, однако, по мотивам рассказа был снят не один фильм и не только в Японии:

  • «Расемон» - 1950 год, Япония.
  • «В тот день» - 1954 год, Индия.
  • «Гнев» - 1964 год, США.
  • «Железный лабиринт» - 1991 год, Япония.
  • «В роще» - 1996 год, Япония.
  • «В подземелье» - 2011 год, Таиланд.
  • «В роще» - 2011 год, США.
  • «Мешок без дна» - 2017 год, Россия.

Так что рассказ «В чаще» можно условно назвать лучшим японским детективом.

Кобо Абэ

Его настоящее имя Абэ Кимифуса – писатель, драматург и сценарист, лидер японского послевоенного авангарда в искусстве. Несмотря на то что основная тема его творчества – это поиск человеком собственной идентичности в современном мире, ему не чужд был и детективный жанр, в частности это представлено романом «Сожженная карта», по которому впоследствии сняли фильм.

Кобо Абэ

Это история об одном частном детективе, который искал пропавшего мужа своей клиентки, а в конечном итоге нашел свой жизненный путь. В романе детально расписано, как проходят поиски, вплоть до мелочей показано, что должен делать настоящий детектив частного сыскного агентства. Но самое неожиданное в этом романе – его конец. Действительно ли главный герой детектив, или же он и есть тот самый пропавший мужчина?

Особенно стоит обратить внимание на стиль повествования. Во многих отзывах пишут, что этот японский детектив написан таким образом, что читателя «словно в болото затягивает». Есть много книг, которые написаны доступным слогом, но со временем они стираются с памяти. Что касается «Сожженной карты» Кобо Абэ, то все что описано в книге прочно оседает в уме читателя. Даже если читать по главе в год, невозможно забыть уже усвоенную информацию.

Сэйте Мацумото

Настоящее имя - Мацумото Киехару. Японский писатель, журналист, лауреат премии им. Р. Акутагавы (1952 г.) Он был родоначальником жанра социального детектива. Вырос в простой семье, прежде чем стать писателем сменил немало профессий, и даже успел отсидеть в тюрьме города Окура за то, что активно пропагандировал свою позицию сторонника левого движения. Его первые произведения появились уже после Второй мировой войны в 1955 году. Несмотря на то что у него не было специального образования, Мацумото прекрасно писал, и в 1956 году получил премию учрежденную Эдогавой Рампо. Автор японских детективов выпустил в мир такие произведения:

  • «Точки и линии» - детективная история самоубийства двух влюбленных молодых людей на японском Касийском взморье. В основу легла история о том, как некогда двое влюбленных решили покончить с собой, но парень просто столкнул девушку с утеса.
  • «Стена глаз» - криминальная история о жизни мошенников, мафии и аферах.
  • «Флаг в тумане» - это философский детектив, где есть четкие отсылки на роман Достоевского «Преступление и наказание».
японский детектив книги
  • «Сезон дождей» - социальный детектив.
  • «В тени» - политический детектив.
  • «Черное евангелие» - детективный роман, где события происходят в послевоенное время.
  • «Подводное течение» - рассказывается история создания Центрального разведывательного управления Японии (политический детектив).
  • «Земля-пустыня» - рассказывается об охоте на японского консула в Швейцарии, которого обвинили в предательстве (политический детектив).

Иори Фудзивара

Можно сказать, что он автор современного японского детектива. Родился в послевоенное время, окончил Токийский университет (специальность - «Французская литература»). Отечественному читателю он уже знаком по бестселлеру «Тьма на ладони». Всю свою жизнь проработал клерком в рекламной фирме «Дэнцу». Только выйдя на пенсию, он начал карьеру профессионального романиста.

японский детектив

В его произведениях есть все: и ирония Чандлера, и мистицизм Мураками и персонажи в духе Такеши Китано. Именно поэтому он стал таким популярным среди японских читателей. Его роман «Зонтик для террориста» был удостоен премии Эдогавы Рампо за лучший детективный роман. В этой истории отражена вся жизнь писателя: юность и радикальные студенческие движения 60-х годов, образование, талант. Умер в возрасте 59 лет от рака, до самой смерти продолжал работать над книгами.

Сэйси Ёкомидзо

Японский писатель детективов с бешеной популярностью. Он еще с юности увлекался детективами, а в 1921 году опубликовал свой первый рассказ в этом жанре. По специальности фармацевт. Он должен был работать в семейной аптеке, но желание писать оказалось сильнее, поэтому сначала он начал работать в книжном издательстве, а спустя шесть лет подал в отставку и стал профессиональным писателем. В 1935 году публикует первый роман Onibi. После войны его работы получили широкое признание.

Сэйси Екомидзо

В основном в его романах расследованиями занимается частный сыщик Киндаити Коскэ. Работы Ёкомидзо стали образцом жанра для послевоенных авторов. Русскому читателю он знаком по книгам:

  • «Деревня восьми могил».
  • «Бал-маскарад».
  • «Клан Инугами».
  • «Белое и черное».

Сэйити Моримура

Современный японский писатель родом из Сайтамы. Как о писателе, о нем заговорили в 1969 году, когда детективный роман «Мертвое пространство на высоте» получил премию Эдогавы Рампо в номинации «Лучший детектив года». Всего он написал примерно 150 романов, общий тираж – 50 млн экземпляров. В основном Моримура писал социально-политические остросюжетные детективы. К примеру:

  • «Плюшевый медвежонок».
  • «Кухня дьявола».
  • «Контейнеры смерти».
  • «Испытание зверя».

Стоит отметить, что множество работ выходили не только в сольных изданиях, но и в сборниках. Впрочем, как и у других авторов.

Особенность, о которой не распространяются

Мало кто обращал внимание на то, что в России (впрочем, как и в других странах) японские романы чаще всего можно встретить в качестве сборников. Да, есть и сольные издания, но японских детективов в таком виде крайне мало. Почему? Все просто. Дело в размере. Взять, к примеру, Дарью Донцову. У нее, что не книга так страниц 250-300 занимает. На другую сторону весов можно поставить роман «Чудовище во мраке» (Эдогава Рампо) размером в 80 страниц.

Поэтому на книжных полках отечественных магазинов часто можно встретить издание "Японские детективы", или "Восточный калейдоскоп". В одном таком экземпляре обычно публикуют 4-5 работ японских авторов. В некоторых случаях три, или две, все зависит от объема.

Конечно, в Японии встречаются полноценные романы, но молодежь все больше и больше отдает предпочтение лайт-новеллам или манге.

Японские дорамы: детектив

В Стране восходящего солнца ни на миг не прекращается производство аниме и дорам. В том числе и в детективном жанре. Японские дорамы могут показаться русскому зрителю несколько наигранными, но ни одна из них не отстала от традиций классического детективного жанра, заложенного в книгах, что вышли в конце прошлого столетия. Например:

  • «Тетрадь смерти» - эта история претерпела не одну адаптацию. В ее основе лежит философская идея: можно ли достичь блага для одних людей, путем убийств других.
Дорама "Тетрадь смерти"
  • «Флаг в тумане» - произведение снято по одноименному произведению Мацумото Сэйте. Брата главной героини незаконно обвинили в убийстве, она отправляется в столицу, чтобы нанять хорошего адвоката, но его услуги стоят слишком дорого. Находясь в отчаянии, девушка решает взять ситуацию в свои руки.
  • «Синдром преступника» - рассказывается о странных преступлениях, которые совершают подростки и т. д.

Только после Второй мировой войны японские детективы достигли так называемого мирового уровня. Писатели не только достигли определенного уровня мастерства, но и обогатили специфический детективный рассказ серьезными социальными проблемами. В послевоенной Японии действительно было над чем поразмышлять. Политическая коррупция, борьба монополий и общая нестабильность не могли никого оставить равнодушными, а писателей и подавно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.