Павел Головин: биография, награды, фото

Павел Головин был первым в мире пилотом, которому удалось пролететь над Северным полюсом. Его дорога к покорению воздуха была долгой и тернистой, но уже в 21 год, благодаря целеустремленности и настойчивости, он получил звание летчика. За свои заслуги в гражданской и военной авиации Павел Георгиевич был удостоен звания Героя Советского Союза и других наград.

Детство

Планер, 1925 г.

Павел Головин родился 13 апреля 1909 г. в Наро-Фоминске (Московская область). С самого детства он мечтал стать летчиком. У друга его отца был племянник, который участвовал в то время в Первой мировой войне, защищал фронт от германской армии. Мальчик с упоением слушал рассказы о военных полетах и буквально бредил тем же. Родители Павла были против его увлечения авиацией.

После школы он бегал в детский кружок, организованный инструктором планеров, где выпиливал лобзиком деревянные детали для нервюр. Поначалу Павел неохотно учился в школе, но затем «подтянулся», так как понял, что настоящий летчик должен быть грамотным. Первая попытка построить планер «Нарофоминец-1» оказалась неудачной – он разбился на соревнованиях в Коктебеле, а школьный авиационный кружок распался.

Планер, 1939 г

Спустя некоторое время началась постройка второго планера – «Нарофоминец-2». В 15 лет мальчик уже помогал делать чертежи для нового детища, а надежда летать не покидала его. Чтобы поддержать свою семью, он пошел на подработки в плотницкую артель. Нередко ему приходилось трудиться и ночью. Когда летательный аппарат был практически готов, Павлу неожиданно предложили путевку в военную школу летчиков в Москве, и он, не раздумывая, согласился.

Чтобы поступить в это учебное заведение, ему пришлось подделать документы, так как юношей младше 18 лет туда не брали. Работа плотником сделала его крепким и физически развитым, но в приемной комиссии летной школы узнали о подделке и Павла Георгиевича не приняли.

Учеба в строительном техникуме

Павел Головин

После первой неудачной попытки стать летчиком П. Головин забросил учебу и все силы направил на плотницкое дело. Через год он еще раз попробовал поступить в ту же летную школу, но провалил экзамены. Пришлось снова вернуться домой. После смерти отца он остался единственным кормильцем в семье, а тяжелая болезнь заставила его на время отказаться от своей мечты.

Комсомольский комитет предложил ему путевку в московский строительный техникум. Так он в третий раз оказался в столице страны. Стипендии на жизнь не хватало, поэтому Павлу Головину приходилось подрабатывать на стройке.

На основе столярной мастерской при техникуме был организован клуб планеристов, началось создание третьего планера. Летательный аппарат назвали «Московский политехникум». Работы по его изготовлению заняли больше года, но и он разбился во время первых испытаний.

После этого целую неделю, практически без отдыха, Павел с друзьями занимался ремонтом планера. В результате труды их были вознаграждены – наконец-то ему удалось подняться в воздух. Планер пролетел около 2-3 минут, а затем благополучно приземлился.

Учеба в тушинской летной школе

Исследователь севера О.Ю. Шмидт и П.Г. Головин

Упорство и целеустремленность Головина не остались незамеченными. Как одному из лучших планеристов клуба ему предложили учебу в школе гражданских летчиков (Центральная летно-техническая школа в подмосковном г. Тушино, ныне национальный аэроклуб России им. Чкалова). Павел Георгиевич был в числе ее первых учеников.

Там ему вновь пришлось чинить старый нерабочий самолет, из которого начальство школы решило сделать учебное воздушное судно. После длительных занятий с инструктором Павлу первому доверили лететь на этом самолете.

В 21 год он окончил Тушинскую летную школу, получил звание летчика и остался в ней работать инструктором. В 22 года П. Г. Головин был уже командиром самолетного звена.

Работа летчиком-полярником

Экипаж Н-166 перед отлетом

Вскоре после нового назначения он познакомился с полярным летчиком Анатолием Дмитриевичем Алексеевым, который рассказал ему о полетах в Арктике. Павел Головин загорелся этой идеей и ушел из летной школы в 1934 г. в Главуправление Северного морского пути – государственную организацию, созданную для освоения Арктики.

Летчик производил разведку в северных морях, занимался перевозкой продуктов, лекарств, оборудования и зимовщиков. Работа была сопряжена с большой опасностью. Так, во время полетов на гидроплане в Карском море у самолета отказал компас. В море разыгрался шторм, а бензин кончался. Головину удалось посадить самолет около парохода с баржей, но из-за сильной непогоды машина была повреждена настолько, что на ней невозможно было больше летать.

В экстремальных условиях ему приходилось быть и хирургом. Однажды после посадки самолета возле глухой якутской деревни к нему пришел местный мужчина, у которого начиналась гангрена на руке. Павел ампутировал ему 2 пальца, используя инструменты из летной аптечки. Это помогло спасти якуту жизнь. В 1938 г. издательством "Детиздат ЦК ВЛКСМ" была выпущена книга для детей «Как я стал летчиком», в которой описана биография Павла Головина и интересные факты из его жизни.

Экспедиция к Северному полюсу

Полярная экспедиция с участием Головина

В 1936 г. началась работа по созданию первой в мире научной станции на дрейфующих льдах на Северном полюсе. Одним из руководителей проекта был И. Д. Папанин. Задача Головина заключалась в проведении разведывательных полетов, чтобы узнать, есть ли возможность посадки на лед.

22 марта 1937 г. в путь отправилась воздушная экспедиция из 4 самолетов, целью которой была высадка полярников на льдину. 18 апреля они прибыли на базу, находящуюся на острове Рудольфа – последнем клочке суши, после которого расстилается Северный Ледовитый океан (900 км от полюса). Работы были затруднены из-за сложных метеорологических условий.

Самолеты экспедиции в Нарьян-Маре

5 мая Павел Георгиевич вылетел в сторону самой северной точки планеты. Через 5 часов он отправил по радио сообщение, что находится над полюсом и условия для посадки транспортных самолетов имеются. Еще через 6 часов летчик вернулся к остальным членам экспедиции. На обратном пути мешал сильный ветер и самолету едва хватило бензина.

18 мая Головина отправили на повторную разведку. Приземлиться на базе на этот раз не получилось, так как остров Рудольфа заволокло густым туманом. Посадку самолета пришлось делать на льдине, где летчик со своей командой (штурманом, механиком и радистом) пробыл в течение 2 дней.

Вылет тяжелых машин на Северный полюс с зимовщиками был назначен на 21 мая. Летчик Павел Головин стал первым пилотом, которому удалось достигнуть этой точки Земли. Дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1» была успешно создана.

Освоение новых горизонтов

По окончании экспедиции летом того же года Головину дали новое задание: найти пропавший самолет С. А. Леваневского, который совершал перелет из Москвы через Северный полюс в американский штат Аляска. Еще через год отважный пилот участвовал в операции по снятию моряков с кораблей, которые были зажаты льдинами.

Летом 1938 г. Головин Павел Георгиевич совершил перелет на двухмоторном самолете-амфибии «Н-207». Общая протяженность по маршруту Москва – Уэлен (Чукотка) – Москва составила 29 тыс. км, а длительность – 120 ч.

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. летчик защищал северо-западные границы СССР.

Трагическая гибель

Крушение бомбардировщика СПБ

В последние годы своей жизни Павел Головин занимался испытательской работой на Московском авиазаводе № 22 им. С. П. Горбунова. 27 апреля 1940 г., при облете первого скоростного пикирующего бомбардировщика СПБ, он погиб вместе со своим экипажем.

Согласно заданию, требовалось проведение проверки управляемости и устойчивости машины на высоте 2-3 км. Через 30 минут после начала полета самолет упал в штопоре на Тушинский аэродром. Причиной крушения, по некоторым данным, является отказ правого двигателя.

Павел Головин: Герой Советского Союза и другие награды

Дом полярников в Москве

После возвращения из экспедиции на Северный полюс летчик был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. В 1939 г. ему была вручена медаль «Золотая звезда», а также орден Красного Знамени.

Еще при жизни именем Павла Головина был назван пароход, курсирующий по реке Лена. Встреча с ним произошла при курьезных обстоятельствах: после посадки гидросамолета на воду летчик с экипажем едва не был раздавлен этим судном.

Несмотря на свою популярность, он был очень скромным человеком. Немногочисленные фото Павла Головина, сохранившиеся в память о нем, связаны с полетами и покорением Северного полюса. Его именем названа одна из улиц Наро-Фоминска, а в доме полярников на Никитском бульваре в Москве установлена памятная доска.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.