Аудиторские доказательства: сущность, значение и оценка

Аудиторские доказательства - это информация, получаемая аудитором в процессе проверки для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности audited субъекта. Рассмотрим подробнее, что представляют собой аудиторские доказательства, их виды и значение.

Сущность аудиторских доказательств

Аудиторские доказательства - это сведения, полученные аудитором в результате применения аудиторских процедур, на основании которых формируется мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства включают в себя как документы бухгалтерского учета, так и иную информацию, используемую аудитором для получения выводов, которые лягут в основу аудиторского заключения (п. 2 ФПСАД 5/2010)

Аудиторские доказательства лежат в основе выражения мнения аудитора о надежности финансовых отчетов. Поэтому к ним предъявляется ряд требований:

  • достаточность - доказательств должно быть предостаточно, чтобы сформировать обоснованное мнение;
  • уместность - доказательства должны непосредственно относиться к проверяемому утверждению.

Аудиторские доказательства классифицируют:

  1. по источнику получения:
      внутренние (от самой организации); внешние (от третьих лиц); смешанные.
  2. по форме представления:
      документальные; вещественные; устные.

При оценке аудиторских доказательств учитывают:

  • источник получения;
  • характер документов;
  • эффективность средств контроля и др.

Таким образом, аудиторские доказательства - необходимая информационная база для формирования профессионального мнения аудитора о надежности отчетности экономического субъекта.

Портрет аудитора, изучающего документ

Виды аудиторских доказательств и процедур их получения

Существует несколько основных видов аудиторских доказательств:

  • документальные - полученные из первичных документов и учетных регистров;
  • физические - полученные путем осмотра, подсчета, измерения активов;
  • аналитические - результат анализа и оценки полученной информации;
  • опросные - полученные в устной или письменной форме от сотрудников или третьих лиц;
  • и другие.

Для получения аудиторских доказательств применяются различные аудиторские процедуры:

  1. инспектирование - проверка записей, документов;
  2. наблюдение - мониторинг процессов;
  3. запрос - обращение за информацией;
  4. подтверждение - получение от третьих лиц письменной информации и т.д.

Выбор конкретных процедур зависит от особенностей аудируемого лица и поставленных целей.

Например, при аудите расчетов с поставщиками могут применяться:

  • проверка первичных документов по приобретению товаров;
  • анализ сроков оплаты, сопоставление сумм;
  • подтверждение остатков задолженности контрагентами;
  • и другие процедуры.

Таким образом, существует множество разновидностей аудиторских доказательств и способов их получения. Выбор конкретных процедур осуществляет аудитор исходя из обстоятельств задания.

Оценка надежности аудиторских доказательств

При оценке надежности аудиторских доказательств необходимо учитывать различные факторы, влияющие на степень достоверности информации.

В частности, следует придерживаться следующих правил:

  • доказательства, полученные аудитором самостоятельно, более надежны, чем предоставленные аудируемым лицом;
  • письменные доказательства надежнее устных;
  • оригиналы документов надежнее копий.

Кроме того, большую ценность имеют доказательства из внешних источников, нежели из внутренних. Сравнивая аудиторские доказательства из разных источников, необходимо обращать внимание на их непротиворечивость.

Рабочий стол аудитора, заваленный бумагами

Действия аудитора при сомнениях в достоверности информации

Если в ходе аудита возникают серьезные сомнения в достоверности представленных аудируемым лицом данных, аудитор обязан предпринять меры по их устранению. В таком случае целесообразно:

  • дополнительно проверить первичные документы и учетные регистры;
  • применить процедуры внешнего подтверждения;
  • провести дополнительный анализ и тестирование.

Если собрать необходимые доказательства не удалось, это может послужить основанием для модификации аудиторского заключения.

Формирование рабочей документации

В процессе аудита все полученные доказательства фиксируются аудитором в рабочих документах.

Рабочая документация включает:

  • результаты оценки средств контроля;
  • аналитические таблицы;
  • копии документов и выписки из регистров учета;
  • результаты процедур и др.

На основе рабочей документации готовятся аудиторское заключение и отчеты для руководства аудируемого лица.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.