Японский актер Тосиро Мифунэ: биография, личная жизнь, фильмография

Японский актер Тосиро Мифунэ (1 апреля 1920 г. - 24 декабря 1997 г.) был очень талантливым и плодовитым. Он стал известным в первую очередь благодаря его многочисленным совместным работам с Акирой Куросавой (он играл практически во всех фильмах Куросавы, снятых между 1948-м и 1965 годом), а также многим другим ведущим ролям.

С чего все начиналось?

Согласно преданиям, карьера Мифунэ была случайной. Тосиро Мифунэ нуждался в работе, и друг сказал ему, что студия нанимает обслуживающий персонал. Когда он добрался туда, то попал не в ту очередь, и оказался на прослушивании. Мифунэ, как известно, был настоящим любимцем команды, часто делил с ними еду и помогал им с поручениями во время съемок, отчасти потому, что он знал, насколько незапланирована и случайна его собственная актерская карьера. Первая кинолента, в которой появился актер, называлась «По ту сторону серебряного хребта».

портрет Мифунэ

Вторым его фильмом была «черная» комедия Ямамото о послевоенной Японии «Эти глупые времена» (Shin baka jidai, 1947).

Мифунэ и Куросава

Вспоминая свою раннюю совместную работу, Куросава позже так охарактеризовал в своей биографии Тосиро Мифунэ:

«У него был такой талант, которого я никогда раньше не встречал в японском мире кино. Это была, прежде всего, скорость, с которой он выражал себя, что было поразительно. Обычным японским актерам может понадобиться десять футов пленки, чтобы добиться нужного впечатления. Мифунэ нужно было всего три.

на съемках "Последнего самурая"

Его чувство времени было самым острым, что я когда-либо видел у японского актера. И все же вместе со всей его быстротой у него также были удивительно тонкие чувства».

Съемки у Куросавы

Между 1948-м и 1965 годом Куросава снял Тосиро Мифунэ в главных ролях в 17-ти фильмах, над которыми он работал в тот период. Началось все с «Пьяного Ангела» (Yoidore tenshi) в 1948 году. Затем были такие шедевры, как:

  • «Расемон» (1950 год).
  • «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954-й).
  • «Я живу в страхе» (Ikimono no kiroku, 1955 год).
  • «Трон крови» (Kumonosu- jo, 1957-й).
  • «Плохие спят спокойно» (Warui yatsu hodo yoku nemoru, 1960 год).
  • «Йоджимбо» (1961-й).
  • «Взлет и падение» (Tengoku to jigoku, 1963 год).
  • «Красная борода» (Akahige, 1964-й) и т. д.

Куросава приспосабливал роли к особым возможностям своего необыкновенного звездного актера. И все это время значительные таланты Мифунэ росли и развивались. Фильм, в который попал Тосиро Мифунэ после судьбоносного прослушивания в 1946 году, не был снят Куросавой. Он был впервые представлен как один из ведущих актеров в «Снежной тропе» (Ginrei no hate, также известный как «По ту сторону серебряного хребта»). Оригинальный сценарий к этому фильму написал Куросава для своего друга, молодого режиссера Сенкичи Танигути. Они оба, Куросава и Танигути, работали помощниками Каджиро Ямамото, который оставался наставником для них обоих, а также для нового талантливого актера, на чьем прослушивании он присутствовал. В «Снежной тропе» Мифунэ сам выполнял опасные трюки.

Сотрудничество Куросавы и Мифунэ началось в 1948 году с «Пьяного Ангела». Акира Куросава к тому времени уже был признанным режиссером, снявшим шесть фильмов. В этом фильме Тосиро Мифунэ играл довольно небольшую роль: молодого хулигана, которого пытается вылечить главный герой. По сценарию, врач должен был стать главным героем фильма. Однако яркий талант Мифунэ привел к тому, что его герой стал центральным в этой истории. Это был далеко не последний фильм, который фактически «украл» Тосиро.

"Семь самураев"

Актер чаще всего играл достаточно тихих, изысканных героев, джентльменов, однако были в его карьере персонажи дикие, неукротимые, сильные. К примеру, «Бродячая Собака» (1949-й), где он сыграл полицейского; «Расемон» (1950-й), где он был бандитом; «Семь самураев» (1954-й) - роль Кикучио (эта роль была его самой любимой); роль Миямото Мусаси в фильме «Самурай: Путь воина» (1954-й); бескорыстный Мацу в «Человеке Рикиши» (1958-й) и его собственная версия Сирано де Бержерака в «Самурайской саге» (1959-й).

Актерский талант

Тосиро Мифунэ также стал олицетворением определенного типа актера, мастерство которого корнями уходит в классическое японское театральное искусство. Его манера соответствовала традиционному исполнению героических ролей, татияку (главная мужская роль), персонажей, которые вышли на сцену прямо со страниц эпических военных романов и легенд о самураях.

Этому героическому типу противопоставлялись более мягкие, нежные романтические герои любовных драм. Мифунэ долго играл героические роли, и в результате в его долгой карьере почти не было любовных сцен. Тем не менее он сумел наполнить тип татияку более сложными и глубокими чувствами.

Драматические роли

В фильмах Куросавы середины 1950-х годов, ролях Мифунэ и сценариях, которые писал ему Куросава, было много шекспировской драмы. Так, в роли импульсивного Кикучио в «Семи самураях» Тосиро Мифунэ никогда не позволяет зрителю забыть трагическое происхождение персонажа: не просто амбициозный самурай, он крестьянин, осиротевший в младенчестве и теперь представляющий себя самураем, хотя он ненавидит господствующую власть этого класса. В роли престарелого патриарха в фильме «Я живу в страхе» (Мифунэ в 35 лет играет мужчину в два раза старше его) он сыграл человека, поддавшегося страху перед надвигающимся ядерным уничтожением. В фильме «Трон Крови», великолепном переносе Куросавой «Макбета» в средневековую Японию, Мифунэ сочетает шекспировские традиции с традициями японских военных саг и театра Но.

"Красная борода"

В фильме «На дне» (адаптация Куросавы одноименной пьесы Горького) Мифунэ смог в своей игре объединить комедию, напыщенное чванство и романтические устремления. Наконец, в фильме «Плохие спят спокойно» Мифунэ играет современную, психологически сложную роль: его герой борется с совестью и моральными устоями, его яростная воля к действию сдерживается страхом или хитростью.

Разрыв с Куросавой

Мифунэ и Куросава поссорились в конце 1960-х годов после съемок «Красной бороды», и после этого Мифунэ периодически появлялся в западных фильмах, таких как «Большой приз» и «Ад в Тихом океане». Это в конечном итоге привело к появлению Мифунэ в американском сериале «Сегун» (Торанага), в результате его признали в Америке, но подвергли критике в Японии из-за отсутствия исторической точности.

Между 1993-м и 1997 годом Куросава и Мифунэ провели несколько встреч друг с другом на похоронах и церемониях награждения. Особенно запоминающейся была встреча на похоронах в 1993 году их общего друга, режиссера «Годзиллы» Иширо Хонды. Казалось, что их отношения начали восстанавливаться. Ходили слухи, что они снова собирались сотрудничать, но Мифунэ умер в 1997 году, а Куросава – спустя год после него. Говорят, что Мифунэ фактически умер от отчаяния: его здоровье было подорвано после сердечного приступа, вызванного стрессом, но его бывшая жена Сатико Йошимин помогла ему преодолеть это, и когда она внезапно умерла от рака, его физическое и психическое состояние ухудшилось, и он просто потерял волю к жизни.

Характеры персонажей

С течением времени Мифунэ развил свой талант комедийного актера, придавая при этом некоторым ролям ошеломительную мудрость. Эти сардонические персонажи, такие как бродячие герои в «Йоджимбо» (1961 год) и «Санджуро» (1962 год), представляют другой тип его ролей, «хорошего плохого парня». В качестве антигероев эти люди могут быть ворами или жуликами, как в «Саге о бродягах» (Sengoku guntoden, 1959-й), «Азартных самураях» (Kunisada Chuji, 1960-й) или «Засаде в ущельях смерти» (Machibuse, 1970-й), но они знают, что правильно и справедливо.

В других фильмах с Тосиро Мифунэ - «Красная борода» (Akahige, 1964-й), Восстание (Joiuchi, 1966-й), «Банда убийц» (Shinsen-gumi, 1970-й) - его герои одержимы какой-то определенной целью. Все были убежденными «самураями», посвящавшими свою энергию тому, что, по их мнению, было правильным. Наиболее заметной из них является роль адмирала Исороку Ямамото, почитаемого японского героя, которого Мифунэ изобразил в нескольких фильмах, в том числе в «Шторме над Тихим океаном» («Тайхейо не араши», 1960-й), «Мидуэй» (1976-й) и «Адмирале Ямамото» (Ямамото Исороку, 1968-й).

Однако собственный военный опыт Мифунэ был далек от элитной карьеры великого японского адмирала. В 1940 году, только окончив школу в Маньчжурии, он присоединился к военно-воздушной Имперской армии. В то время ему было двадцать лет. Личный военный опыт Мифунэ был едва ли героическим. В отличие от великих военачальников или блестящих офицеров, которых он изображал в некоторых своих фильмах, его собственные воспоминания ближе к ролям, которые он сыграл в некоторых других фильмах: «Форпост отчаяния» (Dokuritsu gurentai, 1959-й), о группе солдат, оказавшихся вне закона; «Форт-кладбище» (Chi to suna, 1964-й); «Ад в Тихом океане» (1968-й), где он сыграл солдата, оказавшегося на необитаемом острове; и даже его роль в «Семи самураях».

кадр из фильма "Йоджимбо"

В его карьере было много ролей «обычного человека». Отчаянный молодой полицейский в «Бродячей собаке»; любезный рабочий в центре города («Шитамачи»); импульсивный Мацу в «Человеке Рикиши»; Тэцу – рыбак в «Якомане и Тэцу».

Международная карьера

Международной известности и карьере японской кинозвезды способствовали награды: «Расемон» выиграл Гран-при на Венецианском кинофестивале в 1953 году, и в следующем году получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Исполнение Мифунэ роли бандита Таджомару ошеломило зрителей и критиков во всем мире, и вскоре последовали новые, столь же выдающиеся роли в ряде фильмов Куросавы, которые заслужили восторженные отзывы и многочисленные награды.

японский актер Тосиро Мифунэ

Мифунэ также снимался в фильмах других японских режиссеров: «Жизнь Охару» Кэндзи Мизогути (Saikaku ichidai onna, 1952-й); Миямото Мусаси «Хироши Инагаки» (1954-й) и «Человек Рикиши» (1958-й). Они также были хорошо приняты за рубежом и укрепили положение Мифунэ как выдающегося японского актера.

Награды Тосиро Мифунэ

За роли в фильмах «Йоджимбо» («Телохранитель») и «Красная Борода» он удостоился премии «Лучший актер» на Венецианском кинофестивале, а также был единственным актером, получившим эту престижную награду дважды.

Благодаря роли в фильме «Телохранитель» Тосиро Мифунэ оказался в списке ста величайших ролей. Несколько раз его удостаивали звания лучшего актера за роли в фильмах «Трон крови», «Красная борода», «Тора-сан едет на север». Также в 1998 году посмертно он был удостоен премии Японской киноакадемии.

Режиссер и продюсер

Карьера Тосиро Мифунэ не ограничивалась только актерской игрой. В 1963 г. он создал свою собственную продюсерскую компанию, и в этом же году в качестве режиссера снял свой первый (и последний) фильм «Наследство пятисот тысяч» (Gojumannin no isan). Он также снялся в нем в качестве ветерана войны, похищенного охотником за удачей, чтобы найти золото, оставленное японскими солдатами на Филиппинах.

Этот фильм не вызывал у Мифунэ нежных воспоминаний. Тем не менее он продолжал выпускать фильмы в качестве продюсера, и появлялся в десятке своих собственных постановок. В первую очередь в «Восстании», который был назван лучшим фильмом 1967 года в Японии и имел международный успех.

кадр из фильма "Санджуро"

Mifune Productions также внесла свой вклад в создание некоторых зарубежных фильмов, в которых он снимался: «Ад в Тихом океане», «Вызов». Компания в настоящее время включает в себя актерскую школу, теперь она занимается главным образом производством телевизионных фильмов и поддерживает студии недалеко от Тохо, где великий актер прошел то самое знаменательное прослушивание.

Семья

Личная жизнь Тосиро Мифунэ не была столь же успешной, как его карьера. В 1950 году он женился на актрисе Сатико Йошимин. Они прожили вместе 15 лет, но Тосиро все же оставил ее с двумя детьми. Отчасти это спровоцировало ссору между Мифунэ и Куросавой, который был консерватором в таких вопросах. И только после того как актер тяжело заболел, он помирился со своей бывшей женой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.