HLA-B27 - что это? Выявление гена гистосовместимости

Наиболее изученным антигеном главного комплекса гистосовместимости человека, ответственным за множество аутоиммунных реакций, является антиген HLA-B27. Что это такое, с какими патологиями связан данный ген, зачем применяют генетическое типирование на наличие этого антигена, расскажем в данной статье.

МНС и HLA

Гистологическая совместимость - это взаимозаменяемость тканей и клеток разных людей, которая важна, прежде всего, при операциях пересадки органов и тканей. До 1950-х при трансплантациях медики ориентировались на систему совместимости донора и пациента (реципиента, получателя) по антигенам крови (АВО и Rh). Этот метод давал хорошие результаты при переливании крови, но все же был недостаточно эффективен при трансплантации тканей и органов.

Так как отторжение чужеродных тканей осуществляется при помощи иммунной системы, учеными изучалось генетическое сходство между людьми. Эта система получила название главный комплекс гистосовместимости (англ. Major Histocompatibility Complex, МНС), который связан с лейкоцитами – форменными элементами крови, которые осуществляют иммунную защиту организма. У людей этот комплекс закодирован генами, расположенными в 6-й паре хромосом, и исторически называется человеческим лейкоцитарным антигеном (англ. Human Leucocyte Antigen, HLA).

Напомним, что антиген – это биологически активные вещества белковой природы, которые стимулируют образование антител клетками иммунной системы. Выявление генов гистосовместимости особенно важно при трансплантации и проводится при помощи типирования.

hla b27 обнаружен

Уникальный код

Система лейкоцитарных антигенов индивидуальна у каждого человека и представляет собой различные типы белковых молекул, которые находятся на поверхности клеток.

МНС человека представлена двумя классами:

• К первому классу относят молекулы HLA типа А, В и С. Они находятся на поверхности абсолютно всех клеток организма. Для HLA-А известно порядка 60 вариантов гена, для HLA-В – 136, для HLA-С – 38.
  • Ко второму классу относят молекулы HLA типа DQ, DP и DR. Эти белки находятся на поверхности лимфоцитов и макрофагов иммунной системы. Для трансплантации наиболее важным является совместимость по антигенам HLA-DR.
    hla b27 антиген

Немного общих знаний

Система молекулярных антигенов HLA – это (что В27 - лишь один из большого числа, нам уже понятно) информация о белковых молекулах, которые расположены на мембранах клеток и выполняют функции распознавания своих или чужих антигенов и координируют работу иммунитета. Вся система этих генов расположена в коротком плече 6-й хромосомы и имеет множество аллелей (вариантов).

Чем выше степень сходства людей по системе HLA, тем выше вероятность успеха при трансплантации тканей и ниже вероятность их отторжения иммунной системой пациента.

Но для организма человека система HLA заключается в том, что предназначена для обеспечения передачи антигенов для распознавания их клетками иммунной системы (в основном Т-лимфоцитами) и поддержания общего иммунного статуса организма.

болезнь крона симптомы и лечение

Типирование антигенов гистосовместимости

Определение индивидуального HLA-набора называется типированием. Это не массовый анализ и проводится только в следующих случаях:

• При оценке рисков развития некоторых генетически предрасположенных заболеваний.
  • При выяснении причин бесплодия и невынашивания беременности.
  • При определении иммунологической совместимости донора и реципиента.

При типировании используется 2 способа определения HLA-варианта:

• Серологический (лат. serum - "сыворотка") метод – поиск белков-антигенов на поверхности лейкоцитов.
  • Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) – при помощи молекулярно-генетического исследования проводится сравнение HLA-варианта пациента и контрольного варианта на наличие тех или иных генов гистосовместимости.

И в первом и во втором случае для проведения анализа необходима кровь пациента. В современной диагностике анализ крови HLA-B27 является самым распространенным. И вот почему.

hla b27 что это

Ген гистосовместимости № В27

Сегодня существует гипотеза, что HLA B27 – это антиген, который делает суставные ткани людей-носителей схожими с некоторыми антигенами инфекционных возбудителей, а именно с клебсиеллой пневмонии, сальмонеллой, иерсинией, шигеллой, хламидией.

В случае бактериальной инфекции иммунная система человека начинает продуцировать антитела к антигенам возбудителя. Но у носителей HLA-B27 после уничтожения возбудителя антитела начинают атаку на собственные суставы, что приводит к развитию патологий (артритов).

hla b27 обнаружение

Связанные патологии

Данный антиген встречается лишь у 8 % представителей европеоидной расы (у представителей кавказских национальностей встречается чаще). И все же, что HLA-B27 – это обязательное развитие аутоиммунного ответа у носителя, не совсем верно. Но этот антиген в значительной мере увеличивает вероятность развития следующих патологических состояний:

• Анкилозирующий спондилоартрит, или болезнь Бехтерова. Антиген обнаруживается у 95 % пациентов. Это аутоиммунное заболевание с наследственной предрасположенностью характеризуется множественным воспалением в суставах.
  • Синдром Рейтера – вторичный артрит с воспалением мочевыводящего канала и слизистых оболочек глаза. Наличие антигена выявляют у 85 % пациентов.
  • Вторичные артриты после мочеполовых и кишечных инфекций. Антиген встречается у 36-100 % пациентов, страдающих этой аутоиммунно-аллергической патологией.
  • Артрит при псориазе развивается у 54 % пациентов.
  • Артрит, связанный с поражениями кишечника, сопровождает до 50 % пациентов. Это воспаления суставов, связанные с болезнью Крона, симптомы и лечение у взрослых этой патологии хоть и считаются редкими, но требуют более детального описания.

Результаты диагностики

болезнь крона симптомы и лечение у взрослых

Если HLA-B27 при типировании не обнаружен, то вышеперечисленные патологии маловероятны. Хотя и полностью исключать их нельзя.

Если HLA-B27 обнаружен, то человек должен обращать особое внимание на бактериальные кишечные инфекции, инфекции половых путей. К ним необходимо относиться с осторожностью и вовремя лечить.

При этом важно помнить, что наличие HLA-B27 в генотипе индивидуума лишь дает основания предположить предрасположенность к развитию патологий суставов. А вот при наличии симптоматики аутоиммунных заболеваний такое типирование может подтвердить диагноз.

hla b27 исследование

Болезнь Крона

У взрослых симптомы и лечение данного заболевания во многом схожи с обычными кишечными инфекциями. Именно поэтому так часто к ним относятся поверхностно.

Язвенный колит и болезнь Крона чаще встречаются в развитых странах. Многочисленные исследования доказывают связь между носительством HLA-B27 и развитием этих кишечных патологий, которые довольно часто путают в связи со сложностью диагностики болезни Крона. Тем не менее эта менее аутоиммунная патология, когда клетки иммунитета атакуют слизистые кишечного тракта, встречается в 300 случаях на 100 тысяч населения.

Это воспалительное заболевание кишечника затрагивает все отделы пищеварительного тракта. Чаще болеют люди обоих полов, первые симптомы колита появляются в возрасте от 20 до 40 лет. Причины этого аутоиммунного заболевания точно не установлены, но прослеживается корреляция с наследственной предрасположенностью.

Симптоматика обычна для кишечных патологий. Но впоследствии к ней добавляются внекишечные симптомы: боли в суставах, снижение зрения, высыпания и язвенные образования на слизистых.

Пройти типирование на антигены HLA-B27, что это читателю уже понятно, рекомендуется тем пациентам, у которых колит приобретает затяжной и хронический характер.