Прокачка автомобильных тормозов: секреты быстрого ремонта

Аварии из-за отказа тормозов случаются часто. Узнайте, как самостоятельно обслужить тормозную систему и избежать поломок. Разберем пошагово процедуру прокачки тормозов и раскроем все ее тонкости.

Назначение и принцип работы тормозной системы

Тормозная система автомобиля предназначена для снижения скорости или полной остановки транспортного средства. Основными компонентами этой системы являются:

  • Главный тормозной цилиндр
  • Рабочие тормозные цилиндры
  • Тормозные диски или барабаны
  • Тормозные колодки
  • Трубопроводы и шланги

В гидравлических тормозных системах для усиления усилия водителя и передачи его к исполнительным механизмам используется специальная тормозная жидкость. Она должна обладать высокой температурной стабильностью, низкой гигроскопичностью и не разрушать детали системы.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза в салоне автомобиля, поршень в главном цилиндре смещается, создавая давление в гидравлической системе. Жидкость передает это давление по трубопроводам к колесным цилиндрам, которые в свою очередь воздействуют на тормозные механизмы.

Работник прокачивает тормозную жидкость через шланг во время прокачки тормозов в автосервисе

Признаки необходимости прокачки тормозов

Со временем в гидравлической тормозной системе скапливается воздух, который снижает эффективность работы тормозов. Это может происходить по следующим причинам:

  • Износ манжет поршней главного или рабочих цилиндров
  • Прокачка тормозов после ремонтных работ
  • Попадание воздуха при замене тормозной жидкости

Наличие воздуха в гидроприводе тормозов можно определить по таким признакам:

  1. Увеличение хода педали тормоза
  2. "Мягкое" или "проваливающееся" нажатие на педаль
  3. Снижение эффективности торможения

В таких случаях требуется провести прокачку тормозной системы - специальную процедуру по удалению воздуха из контуров гидропривода.

Механик откручивает ниппель во время прокачки тормозов в автосервисе

Оборудование и материалы для прокачки тормозов

Чтобы самостоятельно прокачать тормоза автомобиля потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Шприц емкостью 250 мл
  • Два отрезка резиновой трубки длиной по 50 см
  • Емкость для сбора вытекающей жидкости
  • Тормозная жидкость по марке вашего автомобиля
  • Ключ для откручивания ниппелей

Из этих элементов можно собрать приспособление для прокачки. Наденьте на конец шприца резиновую трубку, которую будете надевать на ниппель колесного цилиндра в процессе прокачки. Второй отрезок трубки опустите в заранее подготовленную емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.

Порядок прокачки тормозов вдвоем

Чтобы прокачать тормоза, потребуется ассистент, который будет нажимать и отпускать педаль тормоза по вашей команде. Рекомендуем следующую последовательность действий:

  1. Залейте в бачок главного тормозного цилиндра тормозную жидкость до максимальной отметки
  2. Наденьте шланг от шприца на ниппель переднего правого колеса
  3. Попросите ассистента нажать 4-5 раз на педаль тормоза, удерживая ее последний раз
  4. Открутите ниппель на 1/4 оборота и дождитесь прекращения выделения пузырьков в жидкости
  5. Закрутите ниппель обратно, отпустите педаль тормоза

Повторите процедуру для остальных колес, не забывая доливать тормозную жидкость в бачок. Стравливайте воздух до прекращения выделения пузырьков.

При необходимости повторите прокачку 2-3 раза для полной очистки системы от воздуха. В процессе следите за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке.

Уровень тормозной жидкости ни в коем случае не должен опускаться ниже минимальной отметки! Иначе в систему попадет воздух и процедуру прокачки тормозов придется начинать заново.

Самостоятельная прокачка тормозов

Если под рукой нет помощника, прокачку тормозов можно выполнить в одиночку. Понадобится дополнительный расходный бачок с тормозной жидкостью и упор для фиксации педали тормоза.

  1. Установите и надежно зафиксируйте расходный бачок с жидкостью на место основного
  2. Зафиксируйте педаль тормоза с помощью упора в нажатом положении
  3. Выполните стандартную процедуру удаления воздуха через ниппели колесных цилиндров
  4. Периодически опуская педаль, доливайте жидкость в расходный бачок

Такая процедура требует определенных навыков, поэтому рекомендуем отработать ее заранее. Не фиксируйте педаль в нажатом положении более чем на 30 секунд.

Особенности прокачки АБС

Современные автомобили оснащаются антиблокировочной системой тормозов (АБС), контролирующей работу гидропривода. Перед прокачкой тормозов на таких авто необходимо:

  1. Заглушить двигатель и разрядить аккумулятор давления (нажать педаль тормоза 20-25 раз)
  2. Отключить разъем управления ABS на гидроблоке
  3. Выполнить стандартную процедуру удаления воздуха
  4. Подключить разъем управления ABS обратно

Прокачивая АБС в одиночку, используйте описанный выше метод с расходным бачком и упором для педали.

Прокачка после замены тормозных колодок

При замене изношенных тормозных колодок также рекомендуется провести прокачку тормозов. После установки новых колодок выполните следующие действия:

  1. Несколько раз нажмите на педаль тормоза для плотного прилегания колодок
  2. Прокачайте систему стандартным способом, удалив воздух
  3. Проверьте эффективность работы тормозов при торможении

Такая прокачка позволит восстановить нормальную работу всех элементов гидропривода тормозов.

Проверка работы тормозов после прокачки

После выполнения процедуры прокачки тормозов обязательно проверьте качество их работы в движении:

  1. Разгоните автомобиль до 30 км/ч и плавно затормозите
  2. Повторите торможение несколько раз с нарастающей скоростью
  3. Убедитесь в отсутствии вибраций, шума и увода в сторону

При обнаружении дефектов повторите прокачку тормозной системы. Если это не помогло - обратитесь к автоспециалистам.

Профилактика тормозной системы

Для предотвращения проблем с тормозами и снижения потребности в их прокачке регулярно проводите профилактические мероприятия:

  • Проверяйте уровень тормозной жидкости каждые 2 недели
  • Меняйте жидкость раз в год или после интенсивной эксплуатации
  • Осматривайте тормозные колодки при каждой замене масла

Регулировка стояночного тормоза

Стояночный тормоз со временем может начать пробуксовывать и перестать удерживать автомобиль на месте. Чтобы отрегулировать его, выполните следующее:

  1. Затяните стояночный тормоз и подъемным домкратом приподнимите задние колеса над опорой
  2. Ослабьте контргайку механического привода на тросе
  3. Прокрутите регулировочную гайку до легкого вращения колес
  4. Затяните контргайку и опустите автомобиль

Замена деталей тормозной системы

Со временем элементы тормозной системы подвергаются износу и требуют замены. Основные критерии для замены:

  • Тормозные колодки - толщина накладок менее 3 мм
  • Тормозные диски - минимальная толщина менее 12 мм
  • Шланги - трещины, вздутия, подтеки жидкости

После установки новых деталей обязательно удалите воздух из системы путем прокачки тормозов.

Капитальный ремонт тормозной системы

При интенсивной эксплуатации автомобиля срок службы тормозной системы снижается. Капитальный ремонт включает полную разборку с заменой всех изношенных деталей.

Доверьте капитальный ремонт профессионалам - в автосервисе работы будут выполнены качественно с гарантией на запчасти и работу.

Выбор тормозной жидкости

Для эффективной работы тормозов большое значение имеет правильный выбор тормозной жидкости. Основные требования:

  • Соответствие марке и модели автомобиля
  • Использование жидкости известных производителей
  • Выбор в зависимости от климатических условий

Обратите внимание на температурный диапазон эксплуатации, указанный на упаковке жидкости.

Признаки попадания воздуха в систему

Помимо снижения эффективности торможения, наличие воздуха в гидроприводе можно определить по таким признакам:

  • Появление шума при нажатии на педаль
  • Вибрация педали или всего автомобиля при торможении
  • Увод в сторону при резких торможениях

При появлении подобных симптомов как можно скорее проведите прокачку тормозной системы.

Расчет объема тормозной жидкости

Чтобы рассчитать требуемый объем тормозной жидкости для прокачки, воспользуйтесь следующей формулой:

V = 0,7 * D * n

где:
V - объем жидкости в литрах D - внутренний диаметр трубопровода в см n - длина тормозного трубопровода в метрах

Правила безопасности при прокачке

Чтобы исключить риски при самостоятельной прокачке тормозов, соблюдайте следующие меры безопасности:

  • Надевайте защитные очки и перчатки
  • Подставляйте емкость под ниппель до откручивания
  • Следите за достаточным уровнем жидкости в бачке
  • Проверяйте герметичность соединений

Соблюдение этих несложных правил позволит максимально обезопасить процедуру.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.