Дизельные подводные лодки: история создания, проекты лодок, принцип работы, достоинства, недостатки и этапы развития

Идея создания движущегося под водой аппарата, фактически прообраза подводной лодки (далее ПЛ), возникла задолго до их фактического появления в XVIII веке. Точных описаний подводных аппаратов нет ни в многочисленных легендах, ни у гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Первыми реально созданными и имевшими точное описание ПЛ стали:

  • Проект Корнелиуса Ван Дребеля из кожи и дерева, реально плававший на глубине 4-х метров во времена короля Англии Якова I (первая четверть XVII века);
  • Субмарина из жести Папена (конец XVII века), прямоугольной формы (1,68 × 1,76 × 0,78 метров);
  • ПЛ Башнела «Черепаха», принимавшая участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Северной Америке (последняя четверть XVIII века);
  • медная ПЛ американца Фултона 1801 года, на которой во Франции впервые провели успешную атаку, правда, демонстрационную;
  • первый железный подводный носитель мин на мускульной силе (одновременно был и «ракетоносцем») в 1834 году построенный в России (автор Шильдер);
  • ПЛ с пневматическими движителями появились практически одновременно в России (1863 год, Александровский) и во Франции (1864 год, Буржуа и Брун).

Дизельные ПЛ (ДПЛ) появились в начале прошлого века, потом были изобретены дизель-электрические (ДЭПЛ) и атомные подводные лодки (АПЛ).

История создания ДПЛ и ДЭПЛ, а также их противостояния в эпоху сверхдержав

В прошлом веке первый боевой опыт приобрела небольшая флотилия русских ПЛ в Русско-Японской войне 1905 года. Японцы ПЛ не применяли. Практических успехов достигнуто не было: формулировалась концепция их применения и набирался практический боевой опыт.

В Первую мировую войну, как и в последующую – Вторую, отличился подводный флот Германии, на который и была сделана ставка в битве на морях. Немецкие ПЛ активно уничтожали не только торговые суда, но и боевые корабли коалиции. Всего за Первую мировую войну было потоплено 160 боевых кораблей, а за Вторую - 395, в том числе 75 ПЛ, а также торговых судов с грузом более чем 30 млн. тонн. Со стороны СССР самыми активными были действия ПЛ типа «Щука» 2/3 из которых погибли в Черном и Балтийском морях.

В 1955 в СССР был запущен проект 641 второго поколения ДЭПЛ – знаменитые «Букашки» или по-западному «Фокстрот» (всего было произведено ¾ сотни штук таких ПЛ), которые более 10-ти лет «царствовали» на просторах морей и океанов, хотя им противостояли американские дизельные подводные лодки.

Коренной перелом в стратегии применения ДЭПЛ

Это было время неоднозначного отношения к флоту вообще и к подводному флоту в частности, так как с появлением атомного оружия высказывались мнения о том, что задача по уничтожению морских сил противника может быть решена при помощи ядерного оружия. Однако все же победила разумная точка зрения о том, что и в этих условиях флот будет решать поставленные задачи, а с появлением третьей составляющей ядерной триады – АПЛ этот вопрос был окончательно решен. Стали создаваться ДЭПЛ не только со смешанным вооружением (торпеды плюс запускаемые через торпедные аппараты ракеты) и ударные ДЭПЛ с крылатыми ракетами, но и с баллистическими атомно-ядерными ракетами, в том числе и с подводным стартом (проект 629, 641Б «Танго», 658 и 877 «Палтус»).

«Подводное» противостояние двух сверхдержав

ДЭПЛ активно участвовали в противостоянии СССР и США, на то время двух мировых сверхдержав, в том числе и в «Карибском» кризисе, чуть было не свалившим земной шар в третью мировую, но уже ядерно-атомную войну. В операции «Кама» участвовали четвертые «Букашки», в том числе «Челябинский комсомолец». Они имели задачу при нападении на наши торговые суда, перевозившие на Кубу ракеты с ядерными боеголовками, нанести удар по американскому флоту. В Атлантике дизельные подводные лодки СССР попали в невиданный ими никогда до этого шторм, но техника и люди выдержали. Второе испытание хуже прежнего пришло с выходом на место возможных боевых действий: жара в лодках более 50 градусов по Цельсию. При этом воду выдавали крайне ограниченно – один стакан в сутки на одного человека. Этот проект был рассчитан на ведение боевых действий в северных широтах, а никак не на экваторе. Политикам удалось договориться и военного конфликта не состоялось, а уже впоследствии в конструкцию ДЭПЛ дальнего радиуса действия было внесено множество дополнений, в том числе и радикального свойства.

проекты дизельных

В годы «холодной войны» подводные лодки скрытно действовали у берегов потенциального противника, находясь в автономном плавании до трех месяцев. Известен случай, когда не заходя в прибрежные воды Италии, наша ПЛ определила свое местонахождения по отдаче якоря авианосцем США «Нимиц». А АПЛ 705 проекта почти сутки шла за боевым кораблем НАТО, несмотря на все его попытки «сбросить» ее с «хвоста», и прекратила преследование, только получив соответствующий приказ.

Проекты, принцип работы ПЛ и их виды

Первоначально ПЛ строились с использованием различных принципов действия их движителей:

  • с использованием силы человека;
  • только на электрических аккумуляторах;
  • с использованием бензина;
  • только дизельный двигатель подводной лодки;
  • только на пневматическом двигателе;
  • на комбинированном использовании пара и электричества.
проекты дизельных подводных

Двойная схема использования дизельных и электрических двигателей полностью «властвовала» всю первую половину прошлого века, показав свое превосходство над предыдущими проектами и принципами работы движителей ПЛ.

Проекты дизельных подводных лодок с артиллерийскими установками удачей не увенчались из-за низкой эффективности «работы» артиллерии по наземным целям и впоследствии нашли свое решение в «ударных» ДЭПЛ, стреляющих крылатыми ракетами.

Дальнейшие направления развитие ДЭПЛ

Заключалось оно в следующем:

  • увеличение скорости передвижения;
  • снижение шумности;
  • совершенствование систем обнаружения и поражения подводных, надводных; воздушных и наземных целей;
  • увеличение сроков и дальности автономного плавания;
  • увеличение глубины погружения.

Достоинства и недостатки

Парадокс, но главное достоинство дизельных подводных лодок - возможность движения как в надводном, так и в подводном положении, которое обеспечивалось двумя принципиально разными типами двигателей (дизельными и работающими на электроэнергии), являлось и главным их недостатком. Это требовало для обслуживания большие экипажи, которые «теснились» в итак не слишком просторных внутренних помещениях ПЛ.

Недостатком дизельных подводных лодок была и относительно небольшая скорость передвижения в подводном состоянии, которая лимитировалась маломощностью электромоторов и емкостью батарей, аккумулирующих электроэнергию.

проекты дизельных подводных лодок

Устранение одного из недостатков ДЭПЛ

Слабым местом ДЭПЛ в первой половине прошлого века было отсутствие возможности атаки береговых укреплений и вообще суши. С запуском в 1953 крылатой ракеты с американской ДПЛ «Тунец» началась эра соперничества ПЛ с авиацией в плане угрозы уничтожения стратегических военных объектов и городов на территории противника, которая достигла своего апогея с появлением атомных подводных лодок (АПЛ).

Дизельные подводные лодки «Варшавянка»

Проект 877 «Палтус» реализовывался два последних десятилетия прошлого века. В СССР эта подводная лодка еще называлась «Варшавянка» (проект 636), так как собирались вооружить ими своих союзников по Варшавскому договору, а в НАТО их называли «Улучшенный Кило». Многоцелевая ДЭПЛ (дизель-электрическая) имела двойной корпус веретенообразной формы (легкий 6-8 мм и «прочный» 35 мм стали), шесть изолированных отсеков и была значительно быстрые и малошумнее.

дизельных подводных лодок

Технико-тактические характеристики

Документально подтверждены следующие:

  • экипаж – более 50 чел.;
  • водоизмещение 2 325 тонн (надводное положение), 3 076 тонн (подводное положение);
  • длина – до 75 –;
  • ширина – до 10 –;
  • осадка – до 7 –;
  • силовая установка – один вал, 2 дизельных двигателя мощностью по 3,65 тыс. л/с и электродвигатель – 5,9 тыс. л/с, а также 2 резервных электродвигателя по 102 л/с;
  • скорость движения – до 10 узлов в надводном положении и до 19 – в подводном;
  • дальность плавания – до 7 тыс. миль со скоростью 8 узлов в час под РПД (на перископной высоте) и до 460 миль в подводном положении со скоростью 3 уз/час;
  • автономность плавания – 45 суток;
  • глубина погружения – до 0,33 км;
  • вооружение – 6 аппаратов, заряжаемых восемнадцатью торпедами или на 6 больше по количеству мин, 4 КР (крылатые ракеты с дальностью поражения 0,5 тыс. км.) и ЗРК ближнего действия типа земля-воздух (8 ракет). Различное современное радиоэлектронное оборудование для обнаружения целей и сохранения собственной скрытности.

Интересно! Направляющие для основного вала сделаны … из дерева! Правда дерева особого. Это бакаут, произрастающий в Центрально Америке. Он очень твердый (1,3 тыс. кг/м), насыщен гваяковой смолой, очень износостойкий, с естественной смазкой. Эти показатели дают возможность валу служить пару десятков лет.

подводных лодок

«Черная дыра» и ее место в современном мире

Великолепная акустическая скрытность и возможность упреждающего нападения из-за большой дальности обнаружения целей, до настоящего времени (с учетом постоянной модернизации различных систем) обеспечивают приоритет «Варшавянки». Недаром ее за скрытность еще называют «Черная дыра», в неатомном секторе ПЛ. Осенью прошлого года одна из таких ДПЛ нанесла ракетный удар по террористам в Сирии.

Современные дизельные подводные лодки - это лодки третьего поколения, которых всего построено более 50-ти штук. Ранние серии уже списаны, а в настоящее время на Черном море базируются 6 ДПЛ этого типа и еще 6 должны быть построены в ближайшие 5 лет для Тихоокеанского флота России. «Варшавянка» хорошо продавалась на экспорт. В Индию и Китай поставили 10 шт., во Вьетнам и Иран соответственно 6 шт. и 4, и две даже продано в Алжир. Они эксплуатируются и сегодня.

ДПЛ России

Сейчас в России заменить хорошо себя зарекомендовавшие и послужившие Отечеству, действующие ДЭПЛ должны лодки проекта 677 «Лада», опытный экземпляр уже проходит соответствующие испытания. Постройка двух дизельных подводных лодок в России этого типа идет полным ходом, а также рассматривается вопрос о заключении контракта на строительство еще двух лодок проекта «Лада».

проекты дизельных лодок

Более дешевая и легкая, чем ее прототип проект «Палтус», трехярусная «Лада» начинена хорошими современными «мозгами» (более сотни новейших систем обнаружения и скрытности в связи, благодаря чему на 1/3 сократился экипаж), имеет воздухо-независимую энергоустановку, но основывается на энергетике «холодной войны» двух сверхдержав. В этом направлении и идет доработка этой ДЭПЛ.

Возможно в следующем десятилетии ее не будут дорабатывать, а переключатся на дизельные подводные лодки России проекта «Калина», который, скорее всего и решит все поставленные задачи, в том числе и вооружение ДЭПЛ гиперзвуковой ракетой типа «Циркон» для реализации стратегических задач по неядерному сдерживанию.

Последствия современных западных антироссийских санкций

В связи с западными антироссийскими санкциями заморожен российско-итальянский проект малой неатомной ПЛ проекта «С-1000». Ее длина чуть более 52 м, экипаж 16 чел. плюс спецкоманда до 6-ти чел., погружение до 250 м, с «подводной» скоростью 14 узлов и вооружением 14 ед. торпед и/или крылатых ракет. Поэтому Россия переключилась на давно разрабатываемые новейшие дизельные подводные лодки - проекта «Амур-950» похожие на «С-1000», но превосходящие его по скорости движения (+6 узлов) и вооружению (+2 ед.). А главной изюминкой «Амура-950» является одновременный запуск 10-ти ракет вертикального базирования. Данная ПЛ имеет большой экспортный потенциал, но пока заказы на ее постройку отсутствуют.

проекты подводных лодок

Заключение

В XXI веке США и Англия строят только АПЛ. РФ, Франция и КНР располагают как ДЭПЛ, так и АПЛ, тогда как подводный флот всех других государств состоит только из дизельных подводных лодок.

Российские конструкторы вовсю практически работают над ПЛ пятого поколения. Тогда как стратегически уже просматриваются контуры шестого поколения. По мнению военных экспертов, основными параметрами этих ПЛ станут «унифицированные подводные платформы» с совершенно уникальными для сегодняшних ПЛ параметрами, которые очень просто можно изменить, заменив любой из соответствующих модулей, как у роботов-трансформеров.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.