ФЗ "О коммерческих организациях" и ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Определение, понятие, новые правила, особенности применения закона и ответственность за его неисполнение

Многие мечтают открыть собственный бизнес. Конечно, в современных условиях это сделать непросто, но если есть отличная идея и капитал, то останется лишь уладить все организационные моменты. В какой форме создать компанию, что изменилось в законе, а также существует ли ФЗ «О коммерческих организациях» - об этом читайте в статье.

Понятие

Юридические лица (ЮЛ) – такие компании, которые создаются с целью извлечения прибыли (например, производство и сбыт каких-либо продуктов, вещей) или без таковой (обучение, развитие).

Все лица по указанному целевому признаку подразделяются на два больших блока: коммерческие (для прибыли) и некоммерческие организации (без такой цели (далее – НКО)).

федеральный закон о коммерческих организациях

Современному рынку необходимы такие формы деятельности, поскольку экономика у нас рыночная. В прошлые советские времена при командном типе экономики данные организации были и не нужны, поскольку все диктовалось государством: что кушать, как одеваться, где обучаться.

Эти учреждения являются самостоятельными лицами, которые имеют имущество, отвечают по долгам, а также участвуют в обороте от своего имени. Они создаются специально участниками, и даже если члены выходят, юридическое лицо продолжает существовать. Это гарантия от утраты имущества.

Правовой статус этих организаций достаточно широко регламентируется Гражданским кодексом РФ. При этом некоторые исследователи полагают, что неплохо было бы и издать отдельный ФЗ «О коммерческих организациях» по аналогии с НКО.

Законодательная регламентация: что нового?

Стремительно меняющиеся правоотношения в сфере оказания услуг, реализации товаров требуют внесения изменений и в законодательную базу.

В настоящее время вопросы создания, деятельности, ликвидации организаций регулируются помимо Гражданского кодекса (глава 4) следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон (ФЗ) «О некоммерческих организациях» 1996 г. № 7.
  2. «Об ООО» 1998 г. № 14.
  3. «Об АО» 1995 г. № 208.
  4. «О публично-правовых компаниях» 2016 г. № 236.
  5. «О порядке формирования и расходовании целевого капитала НКО» 2006 г. № 275.
  6. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1998 г. № 66.
  7. «О СРО» 2007 г. № 315.
  8. «О кредитной кооперации» 2009 г. № 190.
  9. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» 2002 г.

Стоит отметить, что некоторые неправильно именуют закон о НКО - Федеральный закон «О некоммерческих общественных организациях». Такого наименования не существует, общественные организации – это одна из разновидностей НКО.

В 2014 году основные изменения коснулись параграфов главы четвертой ГК:

  • введено разделение ЮЛ (как коммерческих, так и некоммерческих) на корпоративные и унитарные;
  • понятие «обязательственные права» заменено на «корпоративные права»;
  • изменились наименования некоторых форм ЮЛ: вместо ЗАО и ОАО теперь ПАО (публичное) и НПАО (непубличное); ТСЖ и дачные товарищества - это товарищества собственников недвижимости; упразднена государственная корпорация и компания, общества с дополнительной ответственностью и пр.;
  • введена категория «публично-правовая компания», принят одноименный закон 2016 г.;
  • теперь ГК РФ подробно расписывает порядок создания ЮЛ (принятия решения и требования к учредительным документам);
  • в уставе может быть закреплено, что полномочия выступать от имени ЮЛ, предоставлены нескольким лицам, которые будут действовать совместно или независимо (подлежит включению в ЕГРЮЛ);
  • добавлена статья об аффилированности (связанности);
  • внесены изменения в положения о ликвидации лиц.

Из приведенного выше списка нормативных актов видно, что в настоящее время отдельного федерального закона о коммерческих организациях не существует. Все положения о них достаточно подробно регламентируются в ГК РФ, иных отдельных актах. Следовательно, нет и последней редакции федерального закона о коммерческих организациях.

федеральный закон о некоммерческих общественных организациях

Юристы-теоретики при формировании доктрины развития законодательства о ЮЛ отмечают, что правовое регулирование статуса данных лиц отличается множественностью нормативных актов, которые не полностью соответствуют друг другу и в целом кодексу. Как мы видим, большинство федеральных законов о коммерческой деятельности организаций (об ООО, об АО, о хозяйственных партнерствах и др.), по отношению к ГК являются специальными, при этом активно влияют на реализацию норм кодекса. Иногда некоторые положения прописываются несколько раз в разных документах, создавая противоречия друг другу.

Одни ученые видят, что для устранения конкуренции правовых норм, обладающих одинаковой юридической силой, необходимо принятие ГК как федерального конституционного закона, другие видят выход в принятии наряду с ГК единого ФЗ «О коммерческих организациях».

Систематизация

В настоящее время классификация ЮЛ проводится по многим критериям. Можно выделить из них две основные.

По цели создания ЮЛ бывают:

  • коммерческие;
  • некоммерческие.

По структуре управления:

  • корпоративные;
  • унитарные.

Можно также систематизировать лица по видам деятельности, ответственности, порядку образования и пр.

Корпорации или унитарные ЮЛ?

Это относительно новая классификация юридических лиц, до 2014 года закон такого не предусматривал.

Корпорации - это ЮЛ, где учредители имеют право участия в организации, создают высший орган управления. К ним относят хозяйственные общества, товарищества, партнерства, кооперативы производственные и потребительские, казачьи общества, общественные организации, ассоциации, ТСН, общины малочисленных коренных народов.

статьей 31 1 федерального закона о некоммерческих организациях

Унитарные – ЮЛ, в которых учредители не обладают аналогичным правом, соответственно, не приобретают право членства.

Яркими представителями данного класса являются унитарные предприятия (муниципальные и государственные), некоммерческие автономные организации (АНО), публично-правовые компании (ППК), религиозные организации, фонды, учреждения.

Вопрос целесообразности такого разделения лиц не раз вставал в научных кругах. Некоторые полагают, что это бессмысленно, поскольку классификация интересна только для науки, но малополезна на практике.

Другие ученые говорят, что такая систематизация позволяет унифицировать структуру их управления, однообразно урегулировать отношения внутри корпораций. Многие же при этом отмечают, что на практике остается нерешенным вопрос о порядке обжалования решений органов управления в унитарных организациях.

Коммерческие организации

Основной целью создания данных предприятий является извлечение прибыли. Они могут действовать практически в любой сфере: реализация услуг (бытовые, юридические, салоны красоты, автомастерские и пр.), производство и реализация товаров (фермы, заводы, фабрики и др.).

Сейчас правовой статус данных организаций полностью регулируется ГК РФ. Если обратиться к истории, то увидим, что с 1990 г., т.е. со времен зарождения рыночной экономики, действовал отдельный Закон РСФСР в сфере предприятий и предпринимательской деятельности № 445-1. На замену ему пришли статьи первой части ГК и ФЗ «О НКО», в то время как отдельного ФЗ «О коммерческих организациях» принято не было.

В нынешнее время данные организации создаются в следующих формах:

Корпоративные:

  • хоз. общества (ООО, АО);
  • хоз. товарищества;
  • хозяйства крестьянские (фермерские);
фз федеральный закон о некоммерческих организациях
  • хоз. партнерства;
  • ПК (производственные кооперативы).

Унитарные:

  • унитарные предприятия: государственные/муниципальные.

Как было указано выше, некоторые юристы-теоретики полагают, что должен быть издан отдельный федеральный закон о коммерческих организациях. Он бы объединил в себе и подробную расшифровку всех форм, которые разбросаны по отдельным законам, а также порядок формирования, реструктуризации и ликвидации, вопросы ответственности.

Стоит также отметить, что все ЮЛ, в том числе коммерческие организации, по 44-ФЗ, регулирующему закупки для нужд государственных органов или муниципалитетов, могут выступать в роли поставщиков, не имея при этом задолженностей по налогам, аффилированности с заказчиком, не являясь оффшорной компанией.

Формы НКО

Поскольку видов НКО гораздо больше, чем коммерческих организаций, законодатель отдельно регламентировал их деятельность в одноименном законе. Ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяет их правовое положение. НКО является созданной с момента госрегистрации, должна иметь на праве собственности или оперативного управления имущество, отвечает им по своим долгам, от своего имени приобретает, реализует правомочия, может выступать в судах как истец или ответчик, несет обязанности.

3 федеральный закон о некоммерческих организациях

НКО может открывать счета, иметь печати и штампы, символику. 24 ст. ФЗ «О некоммерческих организациях» говорит, что они могут заниматься деятельностью, приносящей доход, в рамках целей, для которых они созданы, и если это предусмотрено их уставами.

Данные организации имеют следующие формы:

Корпоративные:

  • потребительские кооперативы (жилищные, ЖСК, ГСК, СПК, огороднические и дачные, общества страхования, кредитные, с/х, фонды проката) – для разрешения материальных и иных потребностей;
  • общественные организации (ОО) и движения (политические партии, профсоюзы, общественная самодеятельность, ТОС) – для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей;
  • ассоциация (СРО, некоммерческие партнерства, объединения профсоюзов, работодателей, кооперативов и ОО, ТПП) – для защиты профессиональных и иных интересов, решения общественно полезных задач;
  • товарищества собственников недвижимости (ТСН), в числе которых и ТСЖ – для совместного владения, пользования, распоряжения общим имуществом;
  • казачьи общества, указанные в Госреестре – для поддержки вида жизни данного народа и культуры;
  • общины малочисленных коренных народов РФ – для поддержания устоявшегося образа жизни, культуры;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования – для оказания юридической помощи населению;
  • нотариальные палаты – для защиты интересов нотариусов.

Унитарные:

  • фонды – для решения благотворительных, социальных, образовательных и иных общественно полезных задач;
  • учреждения (государственные,муниципальные, частные) – для реализации управления, социально-культурной функции;
  • АНО – для оказания услуг в сфере медицины, культуры, образования и т.п.;
  • религиозные организации – для коллективного вероисповедания;
  • ППК;
  • госкорпорации и компании.

Публично-правовые компании

Наряду с государственными компаниями и корпорациями была введена новая форма НКО – ППК. В 2016 г. принят закон с соответствующим названием.

Имеется ли разница между этими видами и в чем особенность, в этом сейчас и разберемся.

федеральный закон о деятельности некоммерческих организаций

Для начала стоит сказать о целях создания ПП, ими могут быть:

  • государственная политика;
  • управление госимуществом;
  • предоставление госуслуг;
  • модернизация и инновационного развитие экономики;
  • реализация контрольных и управленческих функций, полномочий;
  • внедрение особо важных госпроектов и программ.

Как видно, ППК формируется в интересах государства и общества и наделяется соответствующими правами. Порядок и сроки достижения целей прописываются в стратегии ее развития.

Создается она на основании ФЗ/ указа Президента. Может быть сформирована также путем реорганизации АО, госкомпании, госкорпораций, единственным учредителем которых выступает РФ.

Основным документом является устав. Главной задачей ППК является более эффективное участие государства в тех областях, где это необходимо, для ужесточения контроля за использованием госимущества.

В компаниях должна быть отлажена система внутреннего контроля и создана служба внутреннего аудита. 1 раз в год ППК должна направлять отчет высшим органам власти: Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, в Общественную и Счетную палаты РФ

В 2017 г. была создана одна такая ППК – Фонд по защите прав граждан в сфере долевого строительства.

При этом независимые наблюдатели, специалисты в сфере юриспруденции не видят особой разницы между правовым статусом трех форм: госкомпаний, госкорпораций и ППК. Различие в том, что две первые создавались только на основании ФЗ, а ППК может формироваться и на основании указа самого Президента. Некоторые называют схему управления данными организациями как «государственное ООО»: те же органы управления, только добавлено больше аудита.

Отдельные нюансы законодательства о НКО

Федеральный законом о деятельности некоммерческих организаций подробно предусмотрен порядок формирования, реорганизации и прекращения деятельности данных структур.

Источниками формирования имущества могут быть:

  • взносы учредителей (членов);
  • добровольные пожертвования;
  • выручка;
  • дивиденды от ценных бумаг и вкладов;
  • доходы от своей собственности;
  • другие взносы, не запрещенные законом.

Актами могут быть установлены ограничения на источники доходов НКО (например, для учреждений).

Выручка не делится между членами НКО – это одно из составляющих отличий от деятельности коммерческих организаций.

Ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливается контроль за деятельностью НКО. Особое внимание уделяется отчетности организаций, выполняющих функции иностранных агентов, а также получающих финансы и имущество из зарубежных источников: их годовая отчетность подлежит аудиту (1 раз в год), должны предоставлять в уполномоченный орган подробный отчет о деятельности и структуре руководства (1 раз в полгода), о расходовании денег и иного имущества (ежеквартально).

Учреждения (государственные и муниципальные) в целях открытости и доступности информации (за исключением гостайны) должны размещать в сети интернет учредительные документы, план деятельности, задание, отчетность, бюджетную смету и пр.

В целом надзор за деятельностью НКО осуществляется с учетом положений ФЗ № 294, регламентирующего отношения в сфере госнадзора и муниципального контроля, права ЮЛ в данной области.

Поддержка НКО

Статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрена поддержка социально ориентированных НКО органами госвласти и органами МСУ при ведении следующих видов деятельности:

  • оказание помощи жертвам бедствий, катастроф, в т.ч. подготовка населения к их преодолению, межнациональных и др. конфликтов;
  • в социальной сфере: поддержка, обслуживание, защита граждан;
32 федерального закона о некоммерческих организациях
  • юридическая помощь безвозмездно или на льготных условиях, правовое просвещение;
  • защита животных, охрана окружающей среды;
  • благотворительность, волонтерство;
  • охрана и содержание объектов культуры, исторических объектов, мест захоронений;
  • в сфере здравоохранения, образования, науки, спорта, искусства, культуры;
  • профилактика антисоциального поведения граждан;
  • поисковые работы (неизвестных захоронений защитников Отечества);
  • увековечение памяти жертв политрепрессий;
  • в сфере воспитания граждан в духе патриотизма;
  • антикоррупционная пропаганда;
  • защита самобытности, культуры, развитие межнационального сотрудничества;
  • адаптация и интеграция мигрантов (социальная и культурная);
  • реабилитация (медицинская, социальная, трудовая) лиц, употреблявших наркотики и психотропные вещества.
  • профилактика и/или тушение пожаров и аварийно-спасательные работы;
  • повышение мобильности трудресурсов.

Данный список не является исчерпывающим, его могут дополнять органы власти на местах иными видами, направленными на решение социальных задач и развитие гражданского общества.

Итак, на что же вправе рассчитывать вышеуказанные предприятия?

Статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены следующие меры поддержки:

  • финансовая помощь;
  • предоставление имущества, информации (размещение в СМИ бесплатно), консультаций;
  • подготовка и дополнительное образование работников и волонтеров;
  • льготы в области налогообложения (в т.ч. для ЮЛ, которые оказывают материальную помощь социально ориентированным НКО);
  • закупки товаров, услуг, работ для обеспечения нужд (государственных и муниципальных).

Местные власти могут предоставлять помощь в иных формах за счет бюджетов.

Ответственность

Все ЮЛ отвечают по своим долгам принадлежащим им имуществом. Особенности ответственности предусмотрены для казенных предприятий и учреждений, для религиозных организаций.

По общему правилу учредители (собственники имущества) не отвечают по долгам ЮЛ, равно как и юридические лица не отвечают по обязательствам первых (за отдельными законными изъятиями).

Ранее была такая форма – ОДО (общество с доп. ответственностью), но сейчас она упразднена в силу ее невостребованности. Конечно, мало кому из учредителей захочется отдавать свое нажитое в счет погашения задолженностей организации.

Таким образом, развивающиеся рыночные отношения требуют новых форм предпринимательской деятельности, которые должны быть грамотно и мягко введены законодателем в привычный оборот. Какой бы ни была избранная форма для реализации идей, цели создания и деятельности всегда должны соответствовать закону. Этим в последнее время грешат учредители НКО, ставя главной задачей работы извлечение прибыли, а не удовлетворение каких-либо нематериальных потребностей общества, как предписано нормативными актами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.