Конашевич Владимир Михайлович: биография художника, семья и образование, работы

Просто на минуту вспомните знаменитые советские сказки Маршака или Чуковского. Как же их интересно было в свое время читать, в частности из-за того, что книги были наполнены интереснейшими иллюстрациями. К сожалению, мало кто помнит, что созданы они были рукой знаменитого иллюстратора Владимира Михайловича Конашевича, который занимался данной работой еще с 30-х годов прошлого века. Его рисунки стали поистине классическим оформлением любимых детских книг, а потому зачастую используются и в наше время. В этой статье будет рассказываться биография Владимира Михайловича Конашевича, а именно ее самые интересные моменты, которые привели к тому, что художник выбрал путь иллюстрации произведений для детей.

Детские годы

Прежде чем непосредственно перейти к картинам Владимира Михайловича Конашевича, следует рассмотреть, как же начиналась история этого выдающегося художника. Родился он 7 мая 1888 года в городе Новочеркасске. Его отцом был инженер, а мать обычной домохозяйкой. Впрочем, когда ему было девять лет, вся семья переехала в Чернигов, где он и получил первое образование. Как он сам замечал, в детстве его вовсе не тянуло рисовать, особенно детские рисунки. Его истинной мечтой в то время было море, а именно постройка кораблей. Правда, как и все детские мечты, она быстро изменилась, поскольку мальчик заинтересовался астрономией и увлекся музыкой, изучая скрипку. Только в подростковом возрасте он принял решение рисовать, а поскольку занимался он этим с энтузиазмом, то скоро приобрел достаточный уровень для посещения художественного училища.

Начало образования

Рисунки Конашевича

Как уже упоминалось ранее, Конашевич Владимир Михайлович свое первое образование получил в Чернигове. Здесь в реальном училище, которое, впрочем, более опиралось на изучение естественных и математических наук, он смог найти себе учителей, живописцев Михайлова и Цыганка. Они дали ему достаточный уровень знаний для того, чтобы в 1908 году переехать в Москву и там поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Профессиональная учеба

В МУЖВЗ он проучился до 1913 года, где обучался под руководством знаменитых учителей - Коровина, Пастернака и Малютина. Особых знаний о своей деятельности в этот период Владимир Михайлович Конашевич не оставил, но, как известно, именно во время обучения начал вырабатывать свой особенный стиль в графике, которым, впрочем, впоследствии не намеревался пользоваться, хотя и прославился именно этим.

Начало карьеры

После окончания учебы художник Владимир Михайлович Конашевич переехал в Петроград, с которым в дальнейшем и связал всю свою оставшуюся жизнь. Сначала он пытался двигаться в разных направлениях, причем из-за этого даже долгое время служил в Павловском дворце, который в то время был музеем, пока в 1918 году не начал заниматься графикой, а именно иллюстрированием детских книг.

Веселые рисунки

Розовая азбука

Это сейчас иллюстрации и Владимир Михайлович Конашевич являются неразрывно связанными между собой, но когда-то это было вовсе не так. На самом деле к подобному творчеству он пришел совершенно случайно. К 1918 году у него подрастала дочка, которой было 3 года, но она жила далеко от своего отца - на Урале, вместе с матерью. Чтобы хоть как-то ее порадовать, он принял решение рисовать для нее веселые картинки, которые олицетворяли бы каждую букву алфавита, а затем отсылать в письмах. Эти рисунки однажды увидел один из друзей художника. Они настолько ему понравились, что вскоре была напечатана первая книга Конашевича - "Азбука в картинках". После этого он принял решение оживлять детские книжки веселыми и забавными рисунками.

1920-е годы

Картина Конашевича тушью, 1922

В период 20-х годов стиль рисования Владимира Михайловича Конашевича все еще не был устоявшимся, а потому он занимался сразу двумя видами занятий. Свое искусство он полностью направил на графику, но одновременно с этим стал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а также в ряде других училищ. Свою преподавательскую деятельность он закончил только в 1930-м году.

Но на практике его популярность в искусстве графики только росла. Он нарисовал ряд превосходных картин к стихотворениям Фета, а также рассказам Тургенева, Чехова, Зощенко и многих других. Помимо этого, он создал ряд древесных гравюр и литографские серии, которые изображали Павловск середины 1920-х.

1930-е годы

Иллюстрации к книге Муха-Цокотуха

К 1930 году Владимир Михайлович Конашевич полностью определился со сферой своей деятельности, поскольку сосредоточился исключительно на иллюстрировании детских книжек. Непосредственно он сотрудничал с одним издательством - "Радуга", а если быть более точным, с отделом, занимающимся детской и юношеской литературой. Достаточно быстро он стал признанным мастером своего дела, поскольку в его манере рисования одновременно проявлялась шутливая гротескность, а также затейливая декоративная составляющая. Такой стиль он выработал в то время, когда писал графику для "Мира искусства" в 1922-1924 годах.

Сказочные существа

Сказки Перро

С легкостью можно заметить, что все изображенные им герои книг склонялись к сказочной теме. Как известно, наиболее любимыми его произведениями были рассказы, которые написал Корней Чуковский. К слову сказать, они к этому времени уже были хорошими друзьями и часто работали в тандеме. Произведения Чуковского он иллюстрировал по нескольку раз, каждый раз перерабатывая свою манеру письма. Все это привело даже к тому, что на него начали нападать в газетах. Самой унизительной для талантливого художника стала статья "О художниках-пачкунах", которая вышла в газете "Правда" в 1936 году.

Впрочем, это вовсе не остановило художника, так что он продолжил писать прекрасные иллюстрации для взрослой и детской книги, хотя основной упор у него был все же на последних. Свое внимание Конашевич уделял не только советским произведениям, но и зарубежным. Он нарисовал иллюстрации к книгам столь знаменитых писателей, как Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многих других. Он брался практически за любую работу - эстонские, африканские, французские сказки. Песенки иллюстрировались им зачастую не по одному разу.

Военный период

К сожалению, к 1941 году в стране началась война. Опасаясь фашистских войск, художник был вынужден бежать в Ленинград, поэтому весь период блокады он провел в этом городе. В 1943 году он закончил великолепные иллюстрации к сказкам Андерсена, но иных ярких работ в этот период не наблюдается. Даже после войны его искусство не смогло достичь того же яркого эффекта, как это было раньше, поскольку его фантазию крепко сдерживали многочисленные догматы страны.

Возрождение

Иллюстрированная книга

Период его возрождения начался только в середине 1950-х годов после смерти Сталина. Он попросту поразил сначала своими превосходными картинками для сборника "Плывет, плывет кораблик", а затем к английским сказкам. После этого в свет вышло еще несколько великолепных книг. Самым последним его трудом стало иллюстрирование всех сказок величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Вышла в свет эта книга уже после смерти художника, который умер в 1963 году. Незадолго до этого он также смог получить Серебряную медаль на международной книжной выставке, которая проходила в городе Лейпциге. Она была дана ему именно за книгу "Плывет, плывет кораблик", которую признают главным художественным трудом Конашевича.

Иные картины

Рисовал, пусть и нечасто, Владимир Михайлович Конашевич и натюрморты, а также пейзажи, которые выполнял в интересной манере. Неизвестно, где он точно научился такому способу рисования, который был весьма специфичен для Советского Союза, но он сумел это сделать. Для своих произведений он брал исключительно китайскую бумагу и рисовал на ней только тушью или акварелью, что позволило ему создать поистине прекрасные образцы искусства.

Заключение

Сказки Маршака

Согласитесь, сейчас попросту невозможно представить, какими были бы книги Чуковского и иных писателей, если бы Владимир Михайлович отказался оживить их с помощью своих рисунков. Его фантазия была поистине уникальной, поскольку такого же количества иллюстраций не выдал больше ни один художник в России. Немного гротескные, но все равно милые герои радуют ребятишек по всей стране уже не одно десятилетие.

Он действительно сумел найти свой собственный стиль, который заметно отличал его ото всех других иллюстраторов. Артистичная манера и колоритность рисунков сделали их весьма популярными у читателей как детского, так и взрослого возраста. Сейчас его произведения хранятся во многих российских музеях, в том числе Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, занимая в них почетные места и привлекая посетителей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.