Миланский доспех: фото и описание

Наверное, каждый человек, интересующийся историей вооружения и доспехов Средних веков, слышал про миланский доспех. Фото данной защиты позволяют оценить мастерство кузнецов 15-16-го веков, понять, сколько сил и времени они тратили на создание всего одного полного доспеха. Зато он обеспечивал максимум возможной защиты, оберегая владельца от многих опасностей в бою – начиная от стрел, заканчивая мощным ударом молота или топора. Поэтому о нем будет полезно узнать побольше.

История создания

Появился миланский доспех в Италии, примерно в конце четырнадцатого века (по другим данным, в начале пятнадцатого). Стоит отметить, что в это время именно Италия стала своеобразным законодателем моды в сфере создания доспехов. Что и неудивительно – здесь жило довольно много мастеров, привыкших выполнять подобные заказы. Да и войны нередко прокатывались по северной Италии, заставляя местных воинов всерьез задумываться об обеспечении максимальной защиты, позволяющей выжить в самой ожесточенной рубке.

Рыцарь в доспехе

Лучшие мастера, по мнению многих экспертов, жили в Венеции, Милане (городе, подарившем название новому доспеху) и Флоренции. Они получили немалую популярность не только в Италии, но и практически по всей Европе. Чаще всего практиковалось изготовление доспехов непосредственно в месте, где они будут проданы. Однако развитие промышленности (например, появление доменной печи) позволяло повысить производительность. У хороших мастеров появлялись избытки, которые прекрасно шли на экспорт в другие страны – Францию, Германию и прочие. Об этом расскажем чуть позже.

Большое влияние на создание миланского доспеха оказали новые мечи. Они эволюционировали на протяжении многих веков. В начале пятнадцатого века меч стал именно таким, каким его привыкли показывать в фильмах и многих книгах. Длинный, довольно узкий, с заточкой на конце и по всем граням, он прекрасно подходил для рубящих и колющих ударов. Рыцари и просто состоятельные воины стремились обеспечить себе максимальную защиту – среднему солдату такое было просто не по карману.

Ну а миланский доспех обеспечивал высокий уровень защиты, при этом сравнительно слабо сковывал движения воина, позволяя ему рубиться не только на лошади, но и в пешем строю.

Главные особенности

Теперь стоит вкратце рассказать, что же представлял собой стандартный миланский доспех 14 века.

Доспех в разборе

Таким термином принято называть полный боевой доспех, предназначенный для защиты практически всей поверхности тела. Для этого использовались крупные округлые стальные пластины. Если сравнивать его с более ранними версиями, а также доспехами, изготавливаемыми в других странах, то можно заметить сильно изменившуюся кирасу. Она стала округлой, вместо практически плоских пластин, используемых ранее. Также в глаза бросаются широкие наплечники, имеющие крупные борта – это позволило отражать удары вражеского копья.

Симметричным доспех не был. Например, наплечник слева был особенно массивным, а пластины, защищающие плечо и предплечье, являлись одной деталью. Это обеспечивало максимальную защиту от ударов слева (что чаще всего и случалось – ведь левшей во все времена было меньше, чем правшей). Правда, из-за этого снижалась подвижность левой руки, но для большинства рыцарей это было не столь важно – левая рука использовалась в основном для того, чтобы держать щит, в то время как правая оставалась боевой.

В целом фото миланского доспеха позволяют легко изучить их. Да и вообще, до наших дней дошло довольно много экземпляров такой защиты. Сегодня известно не меньше десяти комплектов, сохранившихся практически в идеальном состоянии. Конечно, дошло до нашего времени их значительно больше, но другие были серьезно повреждены, подвергались определенным переделкам в более позднее время или же по разным причинам лишились части элементов.

Доспех в пятнадцатом веке

Огромной популярностью пользовался миланский доспех в 15 веке. Фото этих совершенных лат можно увидеть в статье, а вживую их есть возможность изучить при посещении многих европейских музеев.

Одной из их главных отличительных особенностей стал мощный шлем с забралом – часто в виде воробьиного клюва. Часто забрало не просто поднималось, а откидывалось назад, чтобы точно не мешать владельцу. Шея защищалась мощным латным ошейником, обеспечивающим хорошую подвижность.

На нагрудник часто устанавливался специальный упор для копья – долгое время удерживать тяжелое, длинное оружие было тяжело даже опытному, закаленному в боях воину.

Кираса 15 века

Кираса защищала не только торс – продолжением служила своеобразная латная юбка, состоящая из нескольких сегментов (обычно 4-6). Данное дополнение получило название "тассет" и стало одной из отличительных особенностей миланского доспеха. Подвижные тассеты позволяли рыцарю со сравнительным комфортом сидеть на лошади, надежно защищали ягодицы и бедра.

Наручи изготавливались довольно массивными – все больше рыцарей отказывались от привычного щита, сковывающего движения, а обеспечить надежную защиту было по-прежнему очень важно. Налокотники (или, как принято называть, отбойники) имели большой вес, отличались массивностью. Правый отбойник был более массивным, но при этом сложным в изготовлении, что позволяло не снижать подвижность воина. Левый налокотник изготавливали не таким крупным. Зато поверх него часто крепился специальный налокотник. Это довольно крупная раковинообразная конструкция, которая должна была отчасти исполнять роль щита при защите левого бока рыцаря.

Для обеспечения большей мобильности во время рукопашного боя поножи изготавливали более подвижными – из нескольких подвижных сегментов.

Как видите, доспех отличался высокой сложностью. Даже у группы опытных мастеров, распределивших обязанности, уходила не одна неделя на то, чтобы создать его. Разумеется, даже при определенном прогрессе в области обработки стали это существенно повышало стоимость доспехов – позволить себе такую покупку мог даже не каждый рыцарь, не говоря уж про простых солдат или наемников.

Как он изменился в шестнадцатом веке

Однако прогресс не стоял на месте. Менялась тактика, оружие, боевые приемы. Поэтому даже самый совершенный доспех пятнадцатого века был вынужден изменяться, обеспечивая защиту и спустя столетие. Так появился миланский доспех 16 века. Радикальных изменений в нем не произошло, как, например, в Германии, где готический доспех оказался полностью вытесненным максимиллиановским. Все-таки разработанная в Милане защита оставалась по-прежнему одной из передовых. А вот мелких изменений, часто ускользающих от взгляда непрофессионала, имелось довольно много.

Итак, чем же отличался миланский доспех последней четверти XVI века от своего предшественника?

Кираса доспеха

Например, мастера больше не оснащали наручи массивными отбойниками. Они не только уменьшились в размере, но и стали изготавливаться симметричными – для рыцаря стало жизненно важным иметь возможность биться не только правой рукой, но и левой.

Стандартная гладкая и заметно закругленная кираса получила ребро жесткости посередине, а также гусиную грудь – тапуль. Такая форма позволила увеличить соскальзывания при нанесении колющего удара мечом в грудь или живот.

Тассеты стали изготавливаться более сложными. Если раньше они состояли из 4-6 сегментов, то теперь из большего количества. Да, сложность изготовления повысилась. Зато уровень защиты остался прежним, а подвижность рыцаря значительно возросла.

На смену обычному шлему, имевшему плоское забрало, все чаще стал приходить бургиньот. Он имел более округлую форму и, соответственно, оказался более безопасным – часть колющих (а иногда и рубящих) ударов соскальзывали, не нанося рыцарю серьезного вреда.

Если изучить фото миланского доспеха последней четверти 16 века, то можно убедиться в том, что именно он во многом стал базой для создания рейтарских доспехов, а также прочих видов лат, используемых значительно позже, когда в Европе уже появилось огнестрельное оружие. Конечно, старый шлем исчез, замененный на более современный, да и вообще доспехи претерпели немало изменений. Но наметанный глаз эксперта быстро вычленит немало схожих моментов.

Особенности шлема

Теперь, чтобы лучше разобраться в строении доспеха, нелишним будет поподробнее рассказать о разных его элементах. Начнем со шлема.

Он был массивным, полностью закрытым (или, как говорят эксперты, "армэ"). Для глаз оставались лишь узкие прорези – обзор это существенно уменьшало, зато и риск получить копьем, мечом или стрелой в глаз сокращался до минимума. На забрале часто проделывались щели или отверстия, позволяющие рыцарю более-менее свободно дышать.

Шлем надежный, но неудобный

Забрало крепилось к шлему барашковыми гайками. Воротник изготавливался из двух-трех подвижных пластин, частично надвигающихся друг на друга. Да, устройство довольно сложное. Зато рыцарь мог свободно вращать головой, глядя по сторонам, оценивая ход боя.

Внешний вид кирасы

Огромное значение имела кираса. В большинстве ранних доспехов вместо нее использовались отдельные пластины, защищающие грудь и живот. Конечно, кованая кираса обеспечивала большую защиту, при этом почти не сковывая движения рыцаря. Сначала она была практически плоской, лишь немного закруглялась, чтобы плотно охватывать тело. Позже, как уже говорилось выше, приобрела выступ посередине.

Для защиты бедер использовались тассеты – сначала менее подвижные, затем более длинные, сложные, меньше сковывающие движения.

Коротко о наплечниках

Очень сложную конструкцию имели наплечники. Особое внимание мастера уделяли локтям – именно они должны обеспечивать подвижность рыцарю, давая возможность активно пользоваться руками для защиты и нападения.

Наплечники крепились к воротнику при помощи ремней. Также наручи крепились к наплечникам. Локоть защищал подвижный налокотник, состоящий из трех пластин. На передней стороне располагался сердцевидный коутер.

Немного о перчатках

Пожалуй, одной из самых сложных деталей любого доспеха являются латные перчатки. И миланский доспех – вовсе не исключение. Ведь перчатки должны отвечать ряду требований: быть прочными, легкими и при этом позволять рыцарю крепко удерживать оружие в руках.

Защита для рук

Поэтому итальянские мастера использовали колоколообразные манжеты, а также разнообразные заклепки и пластины. В результате им удалось создать действительно качественные перчатки, ничуть не сковывающие движения, при этом способные выдержать довольно сильный удар без вреда для пальцев.

Сколько же он весил?

Многих людей, изучающих историю вооружения, всерьез интересует вес миланского доспеха. Неудивительно, ведь вокруг средневековых лат в последние годы сложилось немало настоящих легенд, не подкрепленных практически ничем.

Миланский доспех был одним из последних в истории, используемых именно для боя, а не для рыцарских турниров. А, как известно, со временем вес лат увеличивался. И действительно, масса такого набора составляла в среднем от 25 до 30 килограмм в зависимости от размеров рыцаря, мастерства кузнеца. Вес приличный, но обученный с детства воин свободно мог в таких доспехах не только ходить, но и бегать, прыгать, даже карабкаться по приставной лестнице.

Оформление доспехов

Разумеется, со временем доспехи стали не только надежной защитой, но и статусной вещью. Знатным людям – графам, баронам и принцам – не пристало сражаться в обычном железе. Поэтому многие миланские латы покрывались тончайшей чеканкой, а в некоторых случаях даже позолотой. Впрочем, в большинстве случаев такие доспехи использовались во время турниров, для боев предназначались более дешевые и простые в изготовлении аналоги.

Доспехи на экспорт

Мастерство миланских экспертов славилось по всей Европе. Неудивительно, что многие рыцари, особенно из приграничной Франции и Германии, заказывали доспехи именно в северной Италии.

Защита для ног

Это можно назвать весьма нестандартным шагом – в большинстве случаев доспехи изготавливали в непосредственной близости от заказчика. Однако это лишь лишний раз доказывает, что латы в Милане и Венеции делали действительно качественные.

Откуда столько известно о доспехе?

Как уже говорилось выше, до наших дней дошло около десяти идеально сохранившихся комплектов лат, а также большое количество поврежденных. Это позволяет максимально точно описать их, определить главные преимущества и недостатки. Но сами доспехи являются не единственным свидетельством. Также эксперты изучают многочисленные картины и гравюры, изображающие рыцарей и придворных в соответствующих латах, и рукописи, дошедшие до наших дней в довольно большом количестве.

Заключение

Наша статья подошла к концу. Теперь вы знаете все необходимое о главных достоинствах миланского доспеха. А также узнали о развитии защиты в пятнадцатом-шестнадцатом веках.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.