Государственное управление. Объект и субъект - особенности и содержание

Управление – это один из неотъемлемых элементов повседневной жизни человека. Его возникновение обусловлено развитием общества, формированием государства и его органов. Одной из основных причин обособления управления выступает необходимость регулировать взаимоотношения между людьми. Далее в статье поговорим о содержании, субъектах и объектах государственного управления.

Основные субъекты и объекты государственного управления

Суть понятия

Управление в широком смысле рассматривается, как использование совокупности методов и средств воздействия на объект, изменяющих его положение, свойства и поведение. Итог этой деятельности заключается в достижении поставленной управляющим субъектом цели. В связи с этим необходимо сказать о реальности предполагаемого результата и эффективности управления.

Следует понимать, что далеко не каждый объект поддается управлению. Соответственно, реализовывать те или иные меры (средства, инструменты) по отношению к ненадлежащему объекту нецелесообразно, бессмысленно. Кроме того, далеко не всегда при соблюдении ключевых принципов управления воздействие дает желаемые результаты. Более того, не исключены случаи и прямо противоположного эффекта. В этом состоит главная особенность субъектов, объектов и механизма государственного управления. Такая закономерность наблюдается на всех уровнях хозяйственной деятельности и в любом социальном пласте общества.

Особенности воздействия

В государственном управлении понятия субъекта и объекта считаются одними из ключевых. Именно через них и специфику их взаимоотношений раскрывается суть управления на государственном уровне.

Эффект от воздействия, достижение цели во многом обуславливается не только действиями, совершаемыми субъектами государственного (муниципального) управления. Объекты и их реакция тоже играют в процессе далеко не последнюю роль.

Как правило, воздействие в рамках управления рассматривается в качестве односторонней прямой связи. Однако есть еще и обратное взаимодействие, в ходе которого объект оказывает влияние на субъект (зачастую весьма существенное). Учет этой обратной связи крайне важен в публичном (государственном) управлении. Субъект и объект в ходе взаимодействия вполне могут поменяться местами. К примеру, сначала руководство предприятия устанавливало, какими должны быть условия труда, но впоследствии сотрудники начали забастовку, и администрация была вынуждена поднять зарплату.

Надо отметить, что в сфере публичных отношений для характеристики обратной связи не используют термин "управление". Взаимодействие субъекта и объекта в государственных органах воспринимается в основном в виде однолинейного командного влияния первого на второго.

Субъект и объект государственного управления кратко

Модели взаимодействия

В целом государственное управление основано на одной простой истине: в нем нет ни одного элемента, который может обособленно решить любую задачу. То есть, между всеми элементами существует взаимодействие. Для лучшего понимания особенностей объектов, субъектов и сущности государственного управления, рассмотрим основные схемы формирования связей. Следует учитывать, что воздействие может оказываться не только на внешний объект, но и на разные звенья самой системы управления. Между ними, собственно, и действуют вертикальные либо горизонтальные связи. В первом случае имеет место подчиненность, субординация, а во втором – относительное равноправие сторон.

Виды обратной связи

Очевидно, что под воздействием субъекта государственного управления объект и его поведение изменяются, то есть возникает определенная реакция. Она может быть активной или пассивной.

Объект посылает субъекту информацию о результатах воздействия. Оперативность ее обработки, оценка достоверности сведений, анализ данных позволяют выявить изменения и сформулировать выводы. Изменения вполне могут соответствовать воле субъекта управления, целям воздействия. В этом случае говорят о реакции согласия, о подчинении. К примеру, субъект и объект государственного управления – ИФНС и плательщик. Если изменения соответствуют воле управляющего лица, то плательщик сдает отчетность, отчисляет необходимую сумму налогов и пр. Однако реакция объекта может и не соответствовать целям управления. В нашем примере, возможно, плательщик не хочет отчитываться о движении своих финансовых средств, но вынужден это делать. Если субъекты не желают выполнять требования объекта управления, могут начаться протесты, митинги, забастовки. В этих ситуациях прямая связь кардинально изменяет характер и приобретает форму принуждения (подавление недовольства, установление военной диктатуры и т. д.). Решения, принимаемые в таких случаях субъектами и объектами государственного управления, изменяют исходные прямые и обратные связи.

Субъект объект и содержание государственного управления

Нюанс

Вид обратной связи и характер реакции имеют огромное значение для оценки качества воздействия и его совершенствования. Особое внимание при этом необходимо уделять контролю прохождения информации и в прямом, и в обратном направлении, а также мерам по предотвращению искажения сведений. Его отсутствие может привести к кризису государственного управления: субъект и объект кардинально изменяют свое поведение. Первый начинает принимать решения, не соответствующие поведению второго. В результате возникает активная негативная ответная реакция объекта.

Классификация субъектов

В качестве субъекта управления выступает структурно-организованная формация (общность), которая выполняет руководящую функцию. Его действия направлены на изменение состояния объекта.

Список субъектов государственного управления и их полномочий достаточно широк. В перечень, в частности, входят:

  • Президент.
  • Правительство.
  • Ведомства.
  • Министерства.
  • Руководители управлений и пр.

Структуры государственного управления классифицируются по самым разным признакам: по функциям и назначению, полномочиям, содержанию деятельности, отраслевому критерию и пр. На фото ниже представлена структура управления в России.

Сущность субъекты и объекты государственного управления

Общие признаки субъектов (кратко)

В государственном управлении объекты и уполномоченные структуры (должностные лица) находятся в постоянном взаимодействии. Разные виды субъектов используют различные способы и методы контроля, реализуют определенные полномочия. Все эти различия вытекают и обуславливаются законом. Соответственно, можно выделить общие признаки, которыми наделены и субъекты, и объекты государственного управления. Основные черты первых можно определить следующим образом:

  1. Каждый субъект наделяется конкретными функциями, отражающими внутрисистемное разделение труда.
  2. Любой уполномоченный орган или служащий обеспечивает интересы определенной общности.
  3. Субъектам присущи общесистемные качества и черты, а принципы их формирования и деятельности едины.

Объекты управления

Они представляют собой социальные общности, обладающие определенной структурой и функционирующие под руководящим воздействием управляющих субъектов. Своей деятельностью, своим поведением объекты способствуют достижению общих целей административной системы. Также можно сказать, что объектами управления являются отношения, возникающие между национальными, социальными и другими общностями, поведение организаций, отдельных граждан и их объединений, имеющее социальное значение.

Государственное управление объект и субъект

Ключевые свойства

Объекты государственного управления наделены рядом черт:

  1. Самостоятельностью и активностью. Все объекты способны самостоятельно двигаться под воздействием побудительных внутренних причин. Самоактивность может реализовываться в различных формах. Это может быть изменение окружающих взаимосвязей и условий, установление взаимоотношений, приспособление к ситуации.
  2. Целевая направленность на конкретные явления, результаты, отношения, процессы.
  3. Приспособляемость (адаптивность) к факторам, условиям социального и природного бытия. Она проявляется в выработке привычной реакции на происходящее, в формировании стереотипов действий и поступков.
  4. Самоуправляемость. Она представляет собой способность самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность, свое развитие. Самоуправляемость рассматривается, как ответная реакция на изменение условий жизни.
  5. Объективизм, т. е. зависимость от объективных факторов социальной жизни.

Значимость приведенных свойств состоит в том, что именно они обуславливают меру воздействия со стороны субъекта управления. Чем совершеннее объекты, тем меньший контроль за ними нужен. Соответственно, управление должно сводиться исключительно к координирующему, мягкому воздействию, а не к силовому.

Субъекты объекты государственно муниципального управления

Виды объектов

Формирование множества разных коллективов обуславливается различными социальными ролями людей. Эти коллективы, в свою очередь, объединяются в более крупные общности: классы, социальные слои, народности, профессиональные союзы и т. д. Могут быть объединения территориальные (районы, города, республики, области и пр.) и общественные (партии, движения и т. п.).

Принимая это во внимание, в структуре административной системы выделяют 3 уровня объектов:

  1. Индивид. Это человек во всех проявлениях его поведения, сознания, деятельности. На индивидуальном уровне реализуются конкретные социальные роли.
  2. Коллективы, объединения. Они рассматриваются в качестве первичной формы коммуникации и совместной деятельности. Соответственно, на этом уровне реализуются определенные общие интересы, осуществляются виды деятельности.
  3. Общество, его структурные элементы, процессы, отношения, связи, появление которых обуславливается социальной активностью людей и их групп. На этом уровне происходит реализация форм общественных отношений.

Классификация объектов госуправления может производиться по разным признакам и основаниям. Например, в зависимости от сферы деятельности выделяют духовные, социальные, экономические, политические и другие общности.

Взаимодействие субъекта и объекта государственного управления

Объекты-организации

Эта категория считается наиболее устойчивой. К числу объектов-организаций относят:

  1. Производственные предприятия.
  2. Организации быта и сферы услуг.
  3. Научно-технические учреждения.
  4. Социально-культурные объединения.

Их статус закрепляется в законодательстве.

В группу объектов-организаций включены и государственные органы, функционирующие на правовой основе и участвующие в отношениях соподчиненности.

Специфика отношений субъектов и объектов

При рассмотрении взаимодействия участников системы госуправления выделяют следующие аспекты:

  1. Социальный. Он предполагает использование власти, политики, их институтов для выражения публичных интересов.
  2. Познавательный. В рамках этого аспекта расширяются возможности научно обоснованного, планомерного управленческого воздействия.
  3. Организационный. Он предполагает выявление новых видов объектов и субъектов, а также их связей.
  4. Правовой. В рамках этого аспекта совершенствуются системы управления, свойства объектов и субъектов в законодательных рамках для последующего развития демократической основы общества.

Классификация управления

Как известно, общественные отношения весьма многообразны. Они имеют разный характер, что обуславливается разнообразием сфер деятельности человека. Регулировать такое многообразие достаточно сложно. Очевидно, что разные отношения требуют различные способы воздействия и специфические подходы к регулированию. Соответственно, это обуславливает многообразие видов управления. Классификация административной деятельности осуществляется по разным основаниям. Принимая во внимание сферы жизнедеятельности общества, выделяют управление:

  1. Всем обществом.
  2. Экономикой.
  3. Социальной сферой.
  4. Политикой.
  5. Духовно-идеологической сферой.

Основываясь на природе управляющего субъекта, выделяют такие виды управления:

  1. Государственное. Субъектом выступает государство.
  2. Общественное. В этом случае субъект – общество и его институты.
  3. Менеджмент. Субъектом здесь является предприниматель, собственник.
  4. Территориальное (местное). Субъект – население, проживающее в границах конкретного муниципалитета.

Существует также классификация по структуре социальных отношений. Здесь выделяют управление политико-экономическим и социально-духовным развитием общества.

Субъекты и объекты государственного управления список

Принципы и признаки управления

К общим принципам государственного управления относят:

  • Демократизм.
  • Научность.
  • Объективность.
  • Непрерывность.
  • Оперативность.
  • Эффективность.
  • Гласность.

Государственное управление обеспечивает реализацию общезначимых функций, обладает исполнительно-распорядительным характером. Использование субъектами управления своих полномочий осуществляется исключительно в рамках закона, а воздействие осуществляется непрерывно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.