В отличие от конкурентной фирмы, монополия стремится... Определение понятий, сходства и различия

Часто в экономике встречается такой термин, как "монополия". Что это, в чем ее отличие от обычных предприятий и фирм? Как возникают такие предприятия и кто их контролирует? К чему стремится монополия в отличие от конкурентной фирмы? Со всеми этими вопросами разберемся по порядку.

Особенности монополии

Монополия — предприятие, которое производит уникальную продукцию, не имеющую аналогов на рынке. Главным отличием такой организации является полный контроль над рынком сбыта.

Не имея конкурентов, фирма-монополист обладает возможностью регулировать объем предложения производимой продукции, устанавливать цену на нее. Монополия стремится установить собственные правила на рынке своей отрасли.

Такое предприятие, изучив спрос на товар или услугу, само решает, в каком объеме удовлетворять нужды потребителя. Если монополист увеличит объем производства, цена упадет. Соответственно, уменьшив выпуск товара, можно повысить цену на него. В отличие от конкурентной фирмы, монополия стремится производить продукцию в минимально допустимом количестве.

При варьировании цены нужно быть осторожным, чтобы не понести убытки. Увеличивая объем производства и уменьшая цену продукции, нужно рассчитать ее себестоимость. Стоимость товара не должна быть ниже, чем затраты на его изготовление. В отличие от конкурентной фирмы, монополия стремится максимизировать цену продукции.

Хозяин рынка всегда имеет возможность получить прибыль от продаж выше средней за счет того, что у потребителя нет выбора. Покупатель вынужден приобретать товар или услугу по предложенной цене, не имея альтернативы.

Передача денег

История возникновения

Монополии берут начало из глубокой древности, со времен возникновения обмена. Уже тогда торговцы поняли, как можно повысить прибыль: устранить конкурента и предложить небольшое количество товара. Аристотель считал это умной политикой хозяйствования как для правителя, так и для любого гражданина.

В средние века правитель выдавал подданному так называемую привилегию — исключительное право на производство какой-либо продукции. Монополии в это время возникали и путем захвата определенного ресурса.

Современное господство на рынке

Монополизация сопровождает все экономические процессы на протяжении истории. Производитель во все времена стремился завладеть рынком, стать полновластным хозяином и ставить свои условия. Но современные черты монополизм приобрел лишь в конце девятнадцатого века.

Именно в это время возникла тесная связь между предприятиями такого типа и финансовым кризисом. Так фирмы пытались выйти из создавшегося трудного положения. В результате в конце девятнадцатого века возникла реальная угроза для одного из самых важных компонентов экономики — конкуренции.

Индустриальная революция

Методы образования

Во все времена, несмотря на кардинальные отличия ситуаций и условий, предприятия, господствующие на рынке, возникали по одним и тем же неизменным правилам.

Начало на пути к монополизации лежит, как ни странно это звучит, именно в самой конкуренции. Желая обогнать соперников, каждое предприятие стремится занять лидирующее положение на рынке и увеличить прибыль. В современной экономике приемлемы любые способы конкуренции, если они находятся в рамках закона. Таким образом, в наши дни стала более распространена искусственная монополизация.

На сегодняшний день существуют несколько способов приобретения власти над рынком. Первый из них и самый древний — решение органов власти присвоить фирме господствующее положение в определенной отрасли, запретив другим предприятиям занимать ниши в конкретном сегменте.

Следующий метод — вытеснить более слабых представителей с помощью конкуренции. Можно создать картель. В этом случае участники рынка договариваются об объемах производства и цене на товары.

Самым популярным методом создания монополии сегодня является слияние или поглощение.

Слияние компаний

Также господства на рынке возможно достичь, владея уникальными природными ресурсами. В этом случае предприятие автоматически становится монополией.

Виды

Естественная монополия — это фирма, которой невозможно создать конкуренцию в силу высокой технологической сложности или большой стоимости строительства. Примером таких предприятий могут служить железная дорога, системы водоснабжения и электроснабжения.

Искусственная монополия — это результат слияния фирм.

Случайная — возникает как результат временного преобладания спроса над предложением. Служит для узкого круга покупателей.

Государственная монополия — организация, созданная законодательной властью. Такие предприятия образуются для обеспечения безопасности населения или управления природными ресурсами. Государство устанавливает рамки рынка такой монополии и создает органы, которые будут контролировать ее деятельность. Примерами служат "Роснефть", "Транснефть" и другие подобные компании.

Компания "Роснефть"

Чистая монополия — наличие одного производителя определенной категории товара. Этому виду присуще отсутствие конкуренции и аналогов продукции.

Для поддержания чистой монополии создаются условия для ее защиты от возникновения конкуренции. С этой целью устанавливаются барьеры для входа на этот сегмент рынка. Это может быть патент, лицензия, авторское право или товарный знак. Такая монополия еще называется закрытой.

Открытая — производитель полностью владеет рынком до тех пор, пока не появится конкурент. Это временное явление.

Простая монополия

Допустим, предприятие является единственным производителем в своей отрасли. Количество товаров, которое оно может реализовать, напрямую зависит от цены. Монополист не применяет объективный подход в ценообразовании. Он методом проб и ошибок определяет такую стоимость своей продукции, которая принесет ему максимальную прибыль. Этого монополиста называют искателем цены.

Большая прибыль

Подобный подход применяется и в определении объема производства. Если дополнительные продажи увеличат доходность по отношению к затратам, то выпуск продукции следует нарастить, и наоборот.

Такая монополия называется простой и предполагает реализацию своего товара по одинаковой цене в любой момент времени каждому покупателю.

Следует учитывать, что кривая спроса на продукцию является убывающей, поэтому продажи можно увеличить, только снижая цену.

Итак, в отличие от конкурентной фирмы, простая монополия стремится к максимизации прибыли.

Рост прибыли

Вред для общества

Как уже было сказано, в отличие от конкурентной фирмы, монополия стремится к повышению прибыли, устанавливая неизменную цену, которая превышает предельные затраты. Если на рынке присутствуют несколько компаний, борющихся за потребителя, эти две величины совпадут.

Таким образом, монополия может оказывать вредное влияние, приобретая для себя выгоду, а для общества — ущерб. Кроме того, недостаточный объем производства продукции провоцирует возникновение дефицита.

Отсутствие конкуренции приводит к тому, что для предприятия не стоит остро вопрос снижения издержек производства. Монополия имеет все возможности для покрытия затрат на неоправданно раздутый управленческий аппарат, устаревшие технологии и несовершенную производственную структуру.

Регулирование деятельности

При отсутствии полноценной конкуренции экономика теряет много положительных качеств. Наличие монополий приводит к необоснованному завышению цен и неэффективности производства. В результате потребители этой продукции вынуждены приобретать ее по высокой стоимости и ненадлежащего качества.

Для защиты прав покупателей государство применяет методы регулирования деятельности монополий. Имеется в виду не борьба с самими предприятиями, а ограничение и предотвращение злоупотреблений.

Методы государственного контроля

В отличие от конкурентной фирмы, монополия стремится производить меньше продукции, реализуя ее по высокой стоимости. Меры по регулированию деятельности таких предприятий направлены именно на ограничение их власти на рынке, увеличение объемов выпуска товаров и снижение цен.

Разделение господствующей компании на несколько более мелких для создания конкурентной среды не всегда оправдано. Крупное предприятие имеет больше возможностей для производства качественной продукции с минимальными затратами.

Каждое государство имеет свою антимонопольную программу, но все они, как правило, построены на системе запрещающих мер. Это может быть вето на приобретение акций конкурентов, на заключение договоров о разделе рынка. Применяется также система штрафных санкций за недобросовестное поведение на рынке. Государство может устанавливать фиксированные цены на определенную продукцию.

Антимонопольная служба

В законодательном порядке образуются антимонопольные органы, которые занимаются проверкой таких производителей. Для осуществления качественного контроля деятельности естественных монополий государство их национализирует.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.