Кладбище подводных лодок в России. Утилизация подводных лодок

Утилизировать подводные лодки, которые оснащены атомным оборудованием, является непростым процессом. Атомные лодки всегда будоражили умы людей с первых дней публикации данных об их создании. Когда эти мощные устройства списывают, они отправляются на кладбище подводных лодок.

Описание

Боевые суда, когда выходит срок их службы, становятся опасным явлением из-за радиоактивного излучения. Все дело в том, что на борту располагается ядерное топливо, которое чрезвычайно трудно извлечь. Этим и обусловлена необходимость создания кладбища современных подводных лодок в России. Их уже есть немалое число.

Военно-морской силе нужно прикладывать чрезвычайно много усилий, чтобы провести утилизацию подводных лодок, которые являются наследием войны. Находятся места, где проводятся подобные процедуры, на тихоокеанском побережье, за Полярным кругом, у Владивостока. Кладбищ подводных лодок в России на данный момент существует несколько. Безусловно, точных данных о том, сколько их, не публикуется.

На кладбище

Каждый последний причал для грозных посудин международного влияния обладает своими уникальными чертами. Каждый из них не похож ни на какой другой. Наиболее опасными из них являются расположенные у Карского моря в Сибири. Эти кладбища подводных лодок, по сути, являются свалками с ядерными отходами. Там хранятся реакторы, которые сняли с боевых кораблей, а отработанное топливо лежит на трехсотметровой глубине. Вплоть до 1990-х годов именно сюда свозил отработанные подводные лодки СССР. Их просто топили в морской глади.

Останки

Имеется отдельное кладбище подводных лодок на Кольском полуострове. Оно представляет собой сюрреалистичный пейзаж – всюду видны торчащие из земли каналы торпедных аппаратов, ржавые рубки, остатки корпусов.

По мнению европейского экологического объединения «Беллона», подводными лодками СССР превратил Карское море в огромный «аквариум радиоактивного мусора». Сейчас на его дне находится более 17000 контейнеров отходов, 16 ядерных реакторов. На этом кладбище подводных лодок лежит пять атомных подводных лодок. Затопили их полностью.

Все это вызывает определенный риск, когда к месту начинают присматриваться нефтегазовые предприятия. Если они начнут бурить скважину, могут случайно нанести повреждение реактору. Если это произойдет, кладбище подводных лодок спровоцирует радиоактивное загрязнение рыболовного промысла в регионе.

Официальные

Есть для боевых машин и официальные кладбища. Их легко найти в интернете на фотографиях со спутников. Самое большое кладбище с ядерными отходами находится в США в Хэнфорде. Отчетливо видны корабельные верфи у Владивостока, где торчат контейнеры-тубусы по двенадцать метров в длину.

В скалистых местностях возле Мурманска располагается база подводных лодок Северного флота Гаджиево. Здесь находятся действующие субмарины, но и отработанное топливо со списанных подлодок хранят тут же. На Губе Пале, на базе подводных лодок Северного флота Гаджиево, хранятся корабли, которые предназначены для утилизации. Но среди всех объектов, согласно данным ВМФ РФ, лишь один объект имеет отношение к радиоактивности. Это танкер, построенный для перевозок радиоактивных отходов в Баренцево море. Несмотря на этот факт, нередко зарубежные экологические объединения снимают сюжеты об опасности Гаджиево в Мурманской области.

В Гаджиево

База была создана в 1956 году, когда здесь открыли порт приписки подлодок. Спустя 7 лет сюда начали перемещать подлодки. В 1995 году в Гаджиево в Мурманской области едва не случилась ядерная авария. Она была связана с тем, что в сложный для России период 1990-х годов случались конфликты между энергетическими компаниями и Министерством обороны. Вмешательство Правительства РФ предотвратило конфликт.

В годы холодной войны имелась своя база подводных лодок в Балаклаве. Это было тихое место у Севастополя, вполне подходившее для секретного объекта. Располагалась в Балаклаве база подводных лодок с заводом, который был построен таким образом, чтобы в случае войны выдержать удар ядерной бомбы, в 5 раз превышающей по силе сброшенную на Хиросиму.

Все строительство происходило в атмосфере секретности, даже вывоз щебня маскировали карьерными работами, которые велись неподалеку.

Уже ближе к концу 1990-х объект утратил свое значение, теперь здесь открыт музей. Тем не менее, ряд документов, касающихся истории комплекса, все еще остается засекреченным.

На заводе

Известна в качестве имеющего отношение к субмаринам объекта и бухта Незаметная. На данный момент на ней видны лишь бесформенные обломки, которые можно заметить в отливы. Находится она в Заполярье на Кольском полуострове. Доступ на бухту все еще закрыт, но от Гаджиево и Снежногорска есть тропы по пересеченной местности.

С конца 1970-х годов бухту начали использовать в качестве кладбища боевых подводных кораблей. Так как все заводы были нагружены множеством задач, связанных с используемыми кораблями, не было и речи о разделке устаревших машин. Утилизировали субмарины просто – либо расстреливали как мишень во время учений, либо перевозили в тихие бухты.

Как говорили ветераны, еще в 1980-е годы некоторые корабли, находившиеся там, оставались на плаву. Но затем было решено разобрать их на металл. В конце 1990-х годов разборкой этих грозных кораблей занимались частные лица.

Извлечение топлива

Все, что остается от десятков атомных подлодок, – контейнеры, называемые трехотсечными блоками. Это блоки реакторов, создаваемые при списании субмарин. Создание их отличается сложностью. Прежде всего, боевой корабль отвозят в особый док, там из реакторных отсеков сливают жидкость. Потом каждую отработанную топливную сборку достают из реактора, кладут в контейнер и отправляют на заводы, перерабатывающие использованное топливо. В Российской Федерации такой имеется в Челябинской области.

На Кольском

Несмотря на то, что после данных мероприятий нигде не остается обогащенного урана, сам металл за десятилетия работы приобрел радиоактивность. По этой причине субмарину отвозят в сухой док, и реакторный отсек с близлежащими извлекают. Затем на данные детали наваривают металлические заглушки. То есть трехотсечные блоки являются запаянными элементами подводной лодки. Каждая нерадиоактивная деталь подвергается раздельной утилизации.

На текущий момент РФ пользуется такой же технологией, как и западные страны. Все дело в том, что мировая общественность боялась, что в России не так строги требования к утилизации ядерных отходов, что создает риск того, что они могут попасть к террористам.

С 2002 года по решению стран-членов Большой восьмерки была запущена программа, направленная на передачу РФ западных технологий утилизации ядерных отходов. Это привело к улучшению данного процесса в стране, он стал более безопасным. В стране было воздвигнуто наземное хранилище.

Опасные отходы на плаву

Подобное решение было оправдано еще и потому, что множество трехотсечных блоков оставалось на плаву в России. До сих пор таковые имеются в Павловске, что остается опасным. Не всегда представляется возможным утилизировать указанным выше способом. Ряд советских субмарин имел особую конструкцию – охлаждение реакторов осуществлялось сплавами свинца и висмута, но не водой. Когда реактор останавливается, охладитель замерзает, и реакторный отсек становится монолитом.

Две такие боевые машины до сих пор не прошли процедуры утилизации, их только отвезли далеко на Кольский полуостров, где они стоят по сей день вдалеке от людей.

Старая субмарина

По новейшим технологиям трехотсечных блоков было утилизировано 120 субмарин, принадлежавших Северному флоту, 75 – Тихоокеанскому. В США так было утилизировано 125 подводных лодок времен холодной войны.

Лишь в Великобритании субмарины строились иначе, и процесс их утилизации значительно отличается. На данный момент этот вопрос остро встал в Великобритании. Все дело в том, что в планах страны списать 12 субмарин, которые находятся на южных побережьях, а также еще 7, находящихся у берегов Шотландии. Но правительство не определилось до сих пор, какое именно предприятие будет хранить вместе реакторы с отработанным топливом. Принятие решения явно затянулось, и жители близлежащих территорий обеспокоены, так как число субмарин, подлежащих списанию, увеличивается постоянно в той области.

Рост подводного флота

Однако западная методика утилизации субмарин подвергается критике экологическими объединениями. Так, в США отработанное ядерное топливо с подлодок отправляют в Айдахо, где оно хранится в подземном водоносном горизонте. Отработанное топливо в землю не помещают, но остальные отходы с субмарин заглубляют в грунт, и такие процедуры будут повторять регулярно еще на протяжении десятков лет. Это беспокоит многих местных жителей. Такое опасное соседство угрожает и качеству пресной воды, и посевам картофеля, которым славится местность.

Но реальность такова, что даже с соблюдением строжайших мер безопасности радиоактивные отходы способна оказаться в окружающей среде, и иногда это происходит самым непредсказуемым путем. К примеру, задокументированы случаи, когда утечка опасных отходов отмечалась из-за перекати-поле. Они оказывались в резервуарах охлаждения радиоактивных отходов, вбирали в себя опасную воду, а далее их сдувало ветром далеко по стране.

Современная тенденция

Но то, что безопасность утилизации опасных отходов трудно обеспечить, не волнует военных специалистов. ВМС США предпочитают оснащать подводные лодки атомными установками и не планируют переход на другие источники энергии. То же происходит и в российском флоте. К 2020 году планируется построить еще 8 атомных подводных лодок. Хотя бюджет в России на данную область весьма ограничен, Российская Федерация упорно наращивает мощь атомного подводного флота. Тот же процесс отмечает и в Китае. По этой причине кладбища подводных лодок только будут набирать обороты, а не исчезать. А нынешние места хранения отработанного топлива и металлов еще нескоро опустеют.

На фото

В результате программы по утилизации АПЛ возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке. Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов - реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.

Наиболее опасные места

Существует мнение, что на Северном Ледовитом океане остается достаточно большой вероятность атомной катастрофы. Все дело в том, что в 1981 году там была тайно затоплена атомная подводная лодка, и ее реактор может с легкостью выйти из-под контроля, когда в него проникнет морская вода.

Также боевое судно К-27, которое лежит на дне Карского моря, было затоплено. Там произошла авария, в ходе которой 9 советских моряков получили смертельную дозу радиации. По информации ИБРАЭ, с 1981 года оттуда происходит утечка радиации в размере 851 млн беккерелей каждый год.

Остается вероятность того, что на борту этого судна может произойти ядерная реакция. Поверхность подводной лодки может обладать масштабными проломами. Радиоактивные материалы, которые находятся в ядре, могут легко освободиться, что приведет к самой настоящей катастрофе. Похожая ситуация возникла и с К-159, подводной лодкой, затопленной в 2003 году в Баренцевом море. Даже давно затопленные подводные лодки требуют неусыпного федерального внимания, так как продолжают представлять опасность для прилегающих территорий.

На данный момент

Еще в 2009 году "Росатом" выступил за разработку программы по утилизации атомных подводных лодок вплоть до 2020 года. В нее включались боевые суда, которые ожидали своей очереди на утилизацию. Общее количество таких подлодок составило 191. Большая часть этих кораблей уже была списана в 1990-х годах. На ряде из них еще долгое время велись дежурства сокращенных экипажей. Делалось это, чтобы продлевать сроки непотопления подводных лодок.

Сформировалась целая очередь на утилизацию. Это произошло из-за того, что хранилища ядерного топлива оказались переполненными.

Нуждается в доработках и транспортировка отработанного ядерного топлива, так как в стране имеется более 30 активных зон на год. Заводы не справляются с нагрузками, связанными с транспортировкой отходов. Российская Федерация часто перерабатывает отработанное топливо, так как уран, содержащийся в нем, пригоден для последующего использования в атомных реакторах.

Их кладбище

Это одна из главных отличительных особенностей работы с ядерным топливом в России. Перерабатывается топливо на протяжении долгого времени, а инфраструктура развита в недостаточной мере. По этой причине заводы не успевают своевременно очистить отработанное ядерное топливо в полном объеме. Однако работы в данной сфере ведутся активные, так как в мире имеется тенденция к наращиванию боевой мощи атомных подводных лодок.

Заключение

Несмотря на всю опасность, которую представляют собой атомные реакторы, число атомных лодок, которых необходимо утилизировать, будет неуклонно расти. Увеличиваться будет и количество кладбищ субмарин не только в Российской Федерации, но и по всему миру. А старые кладбища грозных боевых машин опустеют еще нескоро.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.