Инженерные машины разграждения: описание, характеристики, особенности, фото

Инженерная машина разграждения или просто ИМР - это техника, которая была создана на базе среднего танка. Основой послужил Т-55. Главное предназначение такого агрегата - прокладка дорог по пересеченной местности. Кроме того, его можно использовать для оборудования колонного пути после применения ядерного оружия, к примеру.

Общее описание

Инженерная машина разграждения имеет оборудование бульдозерного типа, которое отличается огромной мощностью. Кроме того, имеется в наличии также телескопическая стрела с манипулятором. Помимо этого, стоит отметить, что машина имеет герметичную структуру и обладает противоатомной защитой. Еще одна отличительная особенность инженерной машины разграждения, которая сильно выделяет ее на фоне другой техники, - это возможность передвижения под водой. ИМР способна находиться на глубине до 5 метров.

Помимо перечисленных преимуществ, указанный агрегат обладает еще несколькими. Сюда можно отнести радиостанцию модели Р-113 или Р-123, систему пожаротушения, а также прибор химической разведки. К описанию стоит добавить, что ИМР имеет фильтро-вентиляционную установку. Она позволяет эксплуатировать технику в тех местах, где наблюдается заражение радиоактивными веществами. К тому же этот защитный механизм считается достаточно надежным и качественным, а потому весь экипаж, находящийся внутри, может обходиться без средств индивидуальной защиты, если никто не планирует покидать кабину.

инженерная машина ИМР-2

Основные отличия ИМР от Т-55

Как говорилось ранее, инженерная машина разграждения была сконструирована на базе среднего танка Т-55. Для этого пришлось определенным образом изменить конструкцию. Были внесены следующие изменения:

  • к днищу ИМР были приварены специальные листы усиления, а также изменилась конструкция подбашенного пласта;
  • к верхнему листу корпуса бывшего танка была приварена башня, в которой теперь располагается механик-водитель;
  • в трансмиссии также появились некоторые изменения - была установлена "Гитара" от БТС-2;
  • все приборы наблюдения, которым оснащался танк, были заменены на небольшие смотровые окна;
  • подвергся замене и прибор ночного видения - с ТВН-2 на ПНВ-57.

Что касается рабочих частей инженерной машины разграждения, то к ним можно отнести бульдозерное и стреловое оборудование, а также скребок-разрыхлитель, механизм отбора мощности и гидропривода.

инженерная машина разграждения

Описание устройства техники

Что касается стрелового оборудования, то его основное предназначение заключено в следующем.

  • Транспортировка балок, плит, обломков и других крупногабаритных предметов.
  • Отлично подходит для обустройства проходов среди лесных или горных завалов.
  • Хорошо подходит для откапывания входов в заваленные укрытия.

Помимо перечисленных видов работ, инженерная машина разграждения ИМР при помощи стрелового оборудования может успешно выполнять погрузочно-разгрузочные и другие виды работ.

Если говорить о конструкции, то стреловое оборудование представляет собой поворотную телескопическую стрелу с захватчиком-манипулятором. Если обсуждать ее характеристики, то они следующие:

  • На предельном вылете стрелы ее грузоподъемность составляет 2 тонны.
  • Максимальная высота, на которую ИМР способна поднимать груз, составляет 11 метров, а вылет стрелы ограничивается 8,835 метрами.
ИМР на базе танка

Конструкционные элементы

На крыше корпуса данной машины устанавливается поворотная платформа. Здесь имеется подбашенное место, к которому крепится внутреннее кольцо поворотного круга, а основными крепежными элементами выступают болты. Внешнее кольцо соединяется с платформой также при помощи болтовых соединений. Для обеспечения свободного вращения башни вокруг вертикальной оси на поворотных кольцах, устанавливается редуктор механизма поворота платформы.

Что касается конструкции самой башни оператора, то она относится к сварным элементам и прикреплена к поворотной платформе. Инженерная машина разграждения ИМР-1 имеет два кронштейна. Один из них приваривается к передней стенке башни, другой к задней. К переднему кронштейну крепится гидравлический цилиндр подъема и опускания стрелы. Для крепления используют шарнирный тип соединения. Задний кронштейн применяется для фиксации стрелы таким же образом.

Сама по себе башня оператора снабжена такими устройствами, как переговорное, верхний люк, пульт-управления, фара-искатель, а также сидением. Чтобы создать максимально возможный обзор водителю, кабина имеет 6 окон.

Инженерная машина ИМР

Бульдозерное оснащение

Помимо стрелового, инженерная машина разграждения, фото которой представлено в статье, обладает еще и бульдозерной частью. В данном случае основное предназначение такое же, как и у обычной техники. Другими словами, используется для рыхления и транспортировки грунта, расчистки местности, валки деревьев и т. д.

Данное оснащение делится на более мелкие части. Один из таких элементов - центральный отвал. Это полностью сварная конструкция, которая прикрепляется к обойме рамы. Кроме этого, отвал способен вращаться на поворотной цапфе влево и вправо, однако довольно слабо, всего на 10 градусов в любую из указанных сторон. Конструкция крыльев построена по аналогичному принципу.

Стоит отметить, что бульдозерное оборудование ИМР может работать в трех положениях. Первое называется двоотвальным и при его активации ширина составляет 3 560 мм. Второе положение - бульдозерное, с шириной 4 150 мм. Последнее - грейдерное положение, ширина которого составляет 3 395 мм.

машина разграждения

Скребок и привод машины

Еще одна важная часть инженерной машины - это скребок-разрыхлитель. Здесь все достаточно просто и, кроме двух основных элементов, скребка и разрыхлителя, сюда входит лишь центральная часть, представленная двумя балками. Важна также механическая часть, отвечающая за выдачу скребка. Она включает в себя такие небольшие детали, как рамка, коромысло, кривошип, гидроцилиндр и кронштейны. На конце рамки имеется специальный наконечник. Именно на него и надевается скребок-разрыхлитель. В таком случае считается, что он находится в транспортном положении.

Одна из важнейших частей - гидропривод. Он используется для того, чтобы перевести как стрелочное, так и бульдозерное оборудование ИМР из транспортного в рабочее положение. Кроме этого, гидропривод обеспечивает управление этими элементами во время работы, обеспечивает нормальную деятельность механизма, отвечающего за поворот башни. Другими словами, гидропривод обеспечивает практически все возможные движения тяжелых механических деталей инженерной машины.

инженерная машина разграждения ИМР-2

Отличие ИМР от ИМР-2

Стоит сказать о том, что гидропривод ИМР имеет существенные отличия от инженерной машины разграждения ИМР-2. Заключается эта разница в следующем:

  • На ИМР установлены 5 шестеренчатых насосов типа НШ-46д. Такая конструкция в сумме снижает общую мощность источников гидроэнергии.
  • ИМР потребляет меньше гидроэнергии за счет того, что в ее конструкции отсутствуют пять дополнительных гидроцилиндров.
  • Производительность гидрофильтров также снижена, так как их количество равно всего двум деталям.
  • В гидробаке у ИМР отсутствует датчик температуры, а также нет ограничителя рабочей жидкости.
  • На машину обычно устанавливаются предохранительные клапаны типа БГ-52-14, но при этом они не имеют полной конструктивной доработки.

Стоит отметить, что количество масла в системе смазки двигателя инженерной машины разграждения любого типа всегда поддерживается на очень высоком уровне.

инженерная машина ИМР-3М

Технические характеристики машины

У данной машины есть ряд определенных технических характеристик.

  1. Важным параметром является скорость обустройства прохода в лесных и каменных завалах. В данном случае скорость составляет 300-400 м/ ч и 200-300 м/ ч соответственно.
  2. Скорость при прокладке колонных путей, к примеру, намного больше и составляет 6-10 км/ ч.
  3. Эксплуатационная производительность машины при транспортировке грунта составляет 200-250 м3.
  4. Обычная транспортная скорость составляет 50 км/ ч.
  5. По грунтовым дорогам скорость уменьшается примерно наполовину и составляет от 22 до 27 км/ ч.
  6. Масса машины разграждения составляет 37,5 тонн.

Кроме эксплуатационных характеристик, стоит отметить, что обычный расчет для такой техники состоит всего из двух человек.

Третья модель ИМР

Кроме ИМР-1 и ИМР-2, была создана еще одна модель - инженерная машина разграждения ИМР-3М. Основное отличие от предыдущих двух моделей заключается в том, что в данном случае в качестве базы использовалось основание танка Т-90, а не Т-55.

Кроме сильного отличия в конструкции, значительно отличаются и задачи, которые ставятся перед машиной. ИМР-3М предназначена для обеспечения продвижения войсковых колонн, а не для гражданского применения. Она отлично справляется с расчисткой противотанковых минных полей, а также способна прокладывать пути сквозь них.

Вес данной машины значительно больше и составляет 50,8 тонн, а максимальная скорость движения при этом составляет 60 км/ ч, но только по шоссе. Что касается двигателя, то на него устанавливают четырехтактные многотопливные дизели В-84МС, мощность которых составляет 840 л. с.

Небольшая схожесть с гражданскими моделями заключается в том, что у ИМР-3М имеется бульдозерная часть и стрелочная. Однако второй тип оборудования дополнительно оснащен таким устройством, как УРО - универсальный рабочий орган или манипулятор. Максимальный вылет стрелы и грузоподъемность также аналогичны и составляют 8 метров и 2 тонны соответственно.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сказать следующее. Во-первых, технические данные машины сильно отличаются от обычных тем, что сделаны они на базе танков. Во-вторых, особенность заключается и в том, что у ИМР имеется и бульдозерное, и стрелочное оборудование. Кроме того, выделяет инженерную машину из общей массы встроенный механизм защиты от радиоактивных веществ, что сильно расширяет возможности ее эксплуатации.

Можно добавить, что тарифный разряд механика-водителя инженерной машины разграждения - третий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.